Фернан Леже. Ступени. 1914 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Фернан Леже. Ступени. 1914 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк - student2.ru

Пабло Пикассо.

Портрет А. Воллара. Около 1910 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

Фернан Леже. Ступени. 1914 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк - student2.ru

Жорж Брак.

Натюрморт со скрипкой и кувшином. 1910 г.

Художественный музей. Базель.

Фернан Леже. Ступени. 1914 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк - student2.ru

Жорж Брак. Дома в Эстаке. 1906 г. Художественный музей, Берн.

Предельно упрощённое изображение не предполагает в пейзаже таких «подробностей», как, например, окна домов. Поэтому дома здесь смотрятся россыпью кристаллов. Диаго­нальные линии (дерево на первом плане, крыши), асимметричные контуры привносят в картину движение, но не выстраивают перспективы. Панорама пейзажа передана высо­кой линией горизонта.

можность рассмотреть, из чего со­стоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. Подчас в дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму, и тогда художники ста­ли делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет, например колки скрипки или горлышко бу­тылки. Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музы­кальных инструментов и т. д.) и ма­териалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань). Например, в карти­не Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г.) сами эти предметы изобра­жены сухо и схематично, словно на­рисованы карандашом. А главный акцент художник делает на газетных вклейках и рельефе дверной пане­ли, которые помещены на первом плане. Коллаж стал весьма популяр­ным в среде кубистов. Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующе­му своему этапу — синтетическо­му. Здесь образ уже не разлагается,

*Коллаж {франц. collage — «наклеивание») — техниче­ский приём в изобразитель­ном искусстве, наклеивание на какую-либо основу мате­риалов, отличающихся от неё по цвету или фактуре; произведение, выполненное в этой технике.

а собирается, синтезируется из от­дельных атрибутов, характерных де­талей (Ж. Брак «Композиция с тре­фовым тузом», 1913 г.).

Если в сезанновский период ку­бизма дома, деревья, горы, челове­ческое тело, посуда как бы состояли из одной универсальной материи, а художника занимала только форма, объём, то теперь важно было почув­ствовать именно разный качествен­ный состав предметов. Сочетания различных поверхностей на холсте были очень декоративны. Эта черта кубистической живописи ещё ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом — по названию самого причудливого и склонного к украше­ниям стиля (П. Пикассо «Музыкаль­ные инструменты», 1912 г.)

Фернан Леже. Ступени. 1914 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк - student2.ru

Пабло Пикассо.

Наши рекомендации