УПРАЖНЕНИЕ 6: Передача мыслей
Это упражнение является более продвинутым методом развития способностей передачи или чтения мыслей. Нужны два или три партнера: один принимающий, который принимает и выполняет мысленные приказания, и один или более наблюдателей, которые вырабатывают и посылают эти приказания. Хотя для мысленных приказаний достаточно лишь одного человека, но с практической точки зрения лучше, если приказы будет отдавать целая группа наблюдателей.
ШАГ1
Принимающий
Он находится в изолированной от наблюдателей тихой комнате или холле. Он принимает естественное положение, шицен-но-камаэ, однако он может двигаться спокойными, бесшумными шагами, если ему это больше нравится. Его дух расслаблен и не концентрируется ни на чем конкретно. Не напрягая своих мыслей, он позволяет сознанию воспринимать все впечатления, которые приходят в него.
Наблюдающий
Они находятся в тихой комнате с множеством маленьких подвижных предметов. Возможно, в обычной жилой комнате с зеркалом, телевизором, стереосистемой, книжным шкафом и многим другим. Во всем этом точно определите какой-либо объект или действие. Например, открыть определенное окно, выключить свет или взять определенную книгу. Когда вы определили, представьте себе, как принимающий выполняет приказ. Не отвлекаясь, закройте глаза и «увидьте», в мельчайших подробностях, как он выполняет ваш приказ. При этом не произносите никаких слов или словесного мышления: приказ должен заключаться исключительно в Картинах.
После того как вся группа трижды повторит задание, один из наблюдающих зовет принимающего и приводит его в комнату для выполнения задания.
ШАГ 2
Принимающий
Он заходит в комнату и следует всем мысленным впечатлениям или ощущениям, возникающим у него в сознании. Он направляется к той части комнаты, к которой его тянет услышанный мысленный приказ.
Наблюдающий
Не используя слов, наблюдатели опять «видят» своим мысленным взглядом, как принимающий выполняет приказ.
ШАГ З
Наблюдающий
Информирует принимающего при помощи хлопков в ладо-щи, на правильном ли пути он находится. Когда он приближается к нужной части комнаты, он хлопает слабо, когда подходит к выбранному объекту —сильнее, когда выполнено необходимое движение —громко и часто. Если цель пропущена иди допущено неправильное движение, измените акустический сигнал.
Принимающий
Движется по комнате и выполняет приказ, приближаясь к предмету, являющемуся его целью, руководствуясь своими ощущениями и хлопками наблюдающего.
ШАГ 4
Принимающий
После выполнения приказа сообщает наблюдающему, что задание выполнено.
Одной из высших целей тренировки в Нин-дзютсу является развитие способности в любой момент своей жизни ощущать личностное, природное Знание. Хотя в нашем сознании наличествуют культурные и чувственные препятствия, которые ослепляют наши чувства, мы можем распознать обман или ошибку и избежать их.
Общая концепция Им и Йо дает возможность убрать эти шоры. Эта концепция (употребляющиеся в ней термины более известны как Инь и Ян) получила широкое распространение в последние десятилетия. К сожалению, как и многие абстрактные восточные понятия, попав на Запад, она сильно изменилась, чтобы легче приспособиться к господствующему здесь мышлению. Она упростилась и превратилась просто в красивую картинку, содержащую, ко всему прочему, понятия об абсолютных противоположностях Вселенной, превращениях вещей и событий и неизбежности смены добра и зла. Эта концепция, которая развивалась поколениями семейств ниндзя, имеет огромное значение, как и ее экзотический аналог —теория относительности.
Так, считается, что в начале или, лучше сказать, для начала существовала единая Мысль, «Зародышевая Причина», которая обладала огромным потенциалом. Это представление хорошо извес-тно из многих мировых учений- от Индуизма, через Путь дао-сизма мудреца Лао Цзы к Слову Божьему христиан и иудеев Люди на низшей ступени развития не способны представить себе такую беспредельностъ Любая попытка с самогo начала обречена на неудачу, ведь это выходит за пределы мыслимого —представить себе всеохватывающую всеобщность и одновременно ощутить себя крошечной частью этой всеобщности.
Из этого изучения всеохватывающего единства (Тай-Киоку) возникает первая фундаментальная Полярность. Лао Цзы пишет, что единство Дао превращается в двойственность Инь и Ян (Ин и Йо); Библия говорит нам, что Бог сотворил небо и землю. Совершенно безразлично, какие слова использованы для описания этого явления, они не описывают ничего твердо и конкретно, понятия же проявляются всемерно в индивидуальностях всех вещей во Вселенной. Сущность этого первого фундаментального разделения означает происхождение мужского и женского начала на космическом уровне.
Ин —это темнота, женское, «уходящее», отрицательное. В этом случае слово «отрицательное» не несет никакого негативного смысла; оно используется, чтобы обозначить привлекательное, прочное, так же, как иногда электрическим или магнитным явлениям присваивается знак минус (-).
Йо —это свет, мужское, «приходящее», положительное.
Эти два качества дают широкий потенциал для возникновения первой двойственности. Подготовив фундаментальный раскол в космическом единстве, они также дали возможность превращения чистой Энергии в Материю. Из одного образовалось два, и эти два проявления, как и в электричестве, в котором существуют заряды электрона и протона, получили знаки (-) и (+).
Ниндзя положили свое знание концепции Ин-Йо в основу своей практической стратегии. Чтобы все сущее объединить в универсальном источнике и охватить этим подходом бесчисленное множество вещей, они установили Все в определенном соотношении друг с другом. И в зависимости от того, с какой точки фения рассматривается это соотношение, различные элементы проявляются с разным удельным весом. Последние продолжают существовать далее, принимая, однако, другое определение в Общем. Методы нин-дзютсу Тэн-Ти-Дзин определяют три основных нуги для того, чтобы определить изменения этих соотношений.
1. Тэн —или «небесные принципы», помогают ниндзя изменить окружающий мир. Равновесие Ин и Йо предполагает, что ниндзя должен появиться именно там, где окружение должно измениться. Когда он усиливает влияние Йо в своем окружении, он усиливает уязвимость своих противников. Он усиливает жажду борьбы в своих врагах, хотя по своему положению они не готовы к борьбе. Он заставляет противника двигаться, в то время как ему было бы выгоднее сдержать себя, или же принуждает выйти из выгодной позиции.
Усиливая влияние Им в своем окружении, ниндзя связывает силы противника, он заставляет противника ждать, когда тот рвется в бой. Он заставляет противника сомневаться в достоверности полученной информации или закрывает его в темной комнате или коридоре, где тот не может проявить свое превосходство в силе.
Чтобы сознательно комбинировать пять личностных уровней с сознательным контролем мыслительных процессов и интуитивным улавливанием тонких вибраций ситуации, ниндзя должен научиться объединять мысль и личность по собственному желанию и таким образом достигать цели без усилий.
Чтобы руководить сознанием другого, нужно пользоваться либо положительными, либо отрицательными основными тенденциями. Это зависит от ситуации и от человека, которым управляют. Один соперник владеет определенной, постоянной схемой защиты и держит себя исключительно под влиянием одной из пяти характерных базовых тенденций. Другие изменяют свое поведение в зависимости от того, как влияет-на них окружение, в соответствии с чертами характера, в которых они чувствуют «свой элемент».
Путем непрерывного самосовершенствования при помощи упражнений ниндзя усиливает интуитивную восприимчивость, необходимую для определения жизненного стиля и личности своего врага. Когда он определяет главенствующий элемент в характере соперника, он устанавливает его сильные и слабые стороны и уже знает, как лучше его победить
Применение этого психологического разъяснения:
Использование элемента Земли дает волю к борьбе и преодолению отвлекающих помех. Противник не может сопротивляться, он отступает. Влияние элемента Воды заставляет соперника яростно совершать немотивируемые, отчаянно храбрые движения и повышает его уязвимость. Использование элемента Огня позволяет ниндзя внести страх и неуверенность в лагерь противника, а использование элемента Воздуха расслабляет соперника, так как он апеллирует к великодушию и сентиментальности. Элемент Источник отвлекает честолюбивого, тщеславного соперника фальшивой лояльностью и лестью.
Эта система влияния, которая манипулирует ходом мыслей соперника, используется лишь в кратковременных эпизодах, при задумываний отдаленной цели. Манипулирование другим человеком для того, чтобы победить его, или наоборот, —заключить с ним союз, —это примеры краткосрочных целей. Как отвлекающий внимание от основного удара финт в боксе при повторении теряет свою действенность, так и эти трюки —противник может к ним привыкнуть. Однако длительное успешное манипулирование другим человеком с отдаленной целью не одобряется ниндзя. Непрерывная насмешка неудовлетворенного эгоизма или непрерывное подавление вспыльчивости характера может вывести из себя рано иди поздно даже ниндзя с самой сильной волей.
2. Принципы Ти — «земной ступени», показывают другую возможность того, как ниндзя может изменить соотношения в окружающем Она основывается опять-таки на равновесии между Ин и Ио, но в этот раз элементы окружающего мира остаются неизменны, а изменяется сам ниндзя
Усилив роль Йо в своей системе, он создает дружественное окружение там, где оно может повысить его влияние на ситуацию. Если ниндзя стоит перед умелым соперником, он повысит собст- / венное умение, чтобы превзойти в нем соперника. Если он сражается с более информированным соперником, чем он сам, то он постарается как можно быстрее открыть информационные источники, чтобы быть информированным лучше соперника. Если он встретится с более многочисленным соперником, он постарается увеличить численность своего отряда.
Также можно усилить и влияние Ни. В этом случае усиливаются собственные факторы риска ситуации. Если ниндзя борется с яростным противником, он выбирает стойку к нему спиной. Если он должен переплыть бурный поток, он переплывает его в бурю.
Если его тайная деятельность раскрыта, ниндзя открыто выходит на бой с врагом.
Вместо того чтобы изменять личность или поведение своего соперника, ниндзя перепроверяет свою позицию. Анализируя свое сознание и поведение, собственные реакции, он оценивает возможные исходы ситуации. С этой целью он определяет и вероятные замыслы и поведение соперника. Умея распознавать пять возможных состояний личности, наблюдая за реакциями определенного человека, интуитивно учитывая несколько возможностей исхода, можно предопределить вероятный ход событий и составить план собственного поведения, чтобы достичь желаемого результата.
При использовании этого метода самое важное —правильно и объективно оценить рассматриваемую ситуацию. Нужно избегать опрометчивой оценки своих шансов или шансов соперника путем нейтрального наблюдения тактической обстановки. Ставка —ваша жизнь, поэтому не позволяйте противнику извлекать выгоду из вашего испуга.
Когда убийца ожидает нас в темном подъезде, установим твердо, что он имеет преимущество, видя нас и подготовившись к нашему приходу, оставаясь невидимым. Когда кто-либо нападает с ножом, мы сможем дать ему в руки преимущество, ударившись в панику и сразу начисто позабыв все свои защитные методы. Увидев перед собой очень большого и сильного противника, мы можем почувствовать себя маленькими и -беспомощными перед ним. Возможно, мы представим себе, что он убьет нас одним ударом своей мощной лапы.
Измените свою точку зрения и вы увидите совершенно другое толкование ситуации. Поставим себя на место нападающего и посмотрим с этой новой точки зрения на возможные слабости положения, которые можно использовать в свою пользу' Обнаружив уязвимые места соперника, вернемся на свое место
На месте прячущегося в темном доме убийцы мы обнаружим, что опасность может таиться в самом доме. Его можно выманить из укрытия —или же его жертва может просто не войти в дом и подкараулить его самого. На месте нападающего с ножом, мы обнаружим, что наше оружие может обострить до крайности чувства соперника и дать ему дополнительные силы для отчаянной защиты. Представив себя на месте человека с ножом мы почувствуем, что он весь сосредоточился на ноже и уязвим при использовании другого оружия, в частности, полностью забыл про ноги. На месте огромного бойца мы почувствуем, что маленький, быстрый противник может пройти нашу защиту и переиграть нас.
3. Принципы Дзин —или «человеческие принципы», помогают ниндзя, не меняя ситуации, с помощью иллюзии или трюков создать впечатление, что обстоятельства складываются как раз наоборот. Принцип равновесия Ин и Йо остается тот же, но он так видоизменяется, что со стороны его невозможно правильно оценить.
Главное отличие между методами Нин-дзютсу и обычного рукопашного боя, практической психологии и боевых действий, заключается в Кедзютсу Тэн Кан Хо, стратегии введения в заблуждение, обмана. Дословно это переводится как «Методы того, как ложь представить правдой». Это искусство проявляется во всей деятельности ниндзя. Оно состоит в том, чтобы представить противнику имеющиеся элементы Ин и Йо в фальшивой интерпретации и при помощи психологических методов направить его мысли и поступки в совершенно другом направлении —противоположном тому, откуда в действительности будет нанесен удар.
Эта тактика может применяться в различных экстремальных ситуациях, чтобы ввести противника в заблуждение. Ложные данные выдаются за факты. Мы изображаем силу, когда мы слабы, и наоборот, изображаем слабость, чтобы скрыть силу. Правда представляется ложью. Мы показываем свою слабость таким образом, что соперник считает ее обманом и нападает с другой стороны. Или же так демонстрируем свою силу, что противник, приняв это за блеф, атакует не в полную силу.
Проще всего обманный маневр категории Дзин провести в рукопашном бою без оружия. Станьте перед зеркалом и посмотрите, как выглядит ваш корпус, когда вы готовитесь, и проведите удар кулаком в голову. Затем, когда будете отрабатывать движение с партнером, сделайте такое же движение корпусом, какое вы отрабатывали перед зеркалом, но в последний момент оттяните плечо атакующей руки вниз и нанесите удар в живот. Не нужно начинать движение, останавливать его и направлять в другую сторону. Это просто удар вниз с движением корпуса, как для удара в голову.
Если противник пытается вас захватить, согнитесь и начните движение назад. Вероятнее всего, он инстинктивно начнет тянуть вас со всей силой на себя. Как только вы почувствуете это, в тот же момент резко измените направление движения и толкните его от себя, развернитесь и подставьте ногу. Противник упадет на пол.
Сделайте движение кулаком вверх и сделайте вид, что хотите ударить его в лицо. Когда он поднимет предплечье, чтобы защититься, раскройте кулак и ребром ладони переломайте ему кости предплечья.
Такие же отвлекающие маневры можно выполнять и с ножом. Если вы выполняете удар сверху длинным ножом или мечом, противник будет пытаться отбить его палкой или железным прутом. Опустите руку вниз и назад, чтобы сократить расстояние и раньте противника в предплечье или кисть
Можно спрятать под рукой какое-нибудь колющее или рубящее оружие, чтобы его можно было выхватить с другой стороны, клинок лежит на предплечье, острием к локтю.
В случае, если вы сражаетесь против вооруженного ножом противника, играйте роль совершенно беспомощного. Вид такого «любителя» немного расслабит соперника, и в этот момент вы можете проявить свои способности в полную силу
Ниндзя часто использует такое противопоставление правды и лжи, чтобы спастись. Например, ниндзя бросает тяжелый камень в пруд или реку, а сам прячется в прибрежных кустах, соперник же сосредоточивает свои поиски на воде.
Пойманный ниндзя мог подбежать к солдатам, несущим охрану, и, крича, рассказать им о чьем-то побеге. Пока солдаты искали этого беглеца, он спокойно уходил на свободу.
Часто обманным маневром было разыгрывание невинности и игра в наивность. Под видом изменника он может сообщать месторасположение противника и заставить сражаться не в укрепленной крепости или в городе, а в невыгодных условиях. Пример воплощения этих принципов —сам образ жизни ниндзя. Он может иметь профессию и семью, и, если он осторожен, никто из его окружения не будет догадываться о его сущности.
Истинное Нин-дзютсу является Ин-син-тонкэй — «Путь достижения Максимальных Результатов Минимальными Усилиями*. Это значит, что нужно победить и одновременно, по возможности, не нарушить естественный ход событий. Для Нин-дзютсу характерен принцип Ин, «отрицательное и черное», бегство и план сражения. Если ниндзя вынужден выбирать между прямой борьбой и хитростью, он без колебаний склонится к тому, чтобы обмануть соперника. Вынужденный выбирать между одобрением соперника или тайным манипулированием его мыслями, он постарается приготовить для него подправленные факты. Ниндзя не имеет определенного кодекса чести, вступая в борьбу, он свободен выбирать для себя наиболее безопасный путь к цели. Постороннему наблюдателю кажется, что ниндзя отказывается от своих идеалов и даже от себя самого, если не реализуются все заложенные в его поступке идеи. Ниндзя остается на пути Ин и старается, чтобы его влияние на ситуацию оставалось как можно меньшим. Он желает к тому же быть менее заметным, чтобы ему не угрожала ответственность за причиненный вред. Девиз «НИКАКОГО ИМЕНИ, НИКАКОГО ИСКУССТВА» оберегает ниндзя, делая его неизвестным противником.
Жизненный стиль Ин ниндзя является полной противоположностью flo —философии воинского класса самураев. Путь самурая —это путь смерти; всю свою жизнь самурай готовит себя к моменту своей смерти. Сложить свою жизнь в бою за своего господина —его главная цель, и она делает смерть возвышенной в глазах самурая. Строгий социальный порядок, имущество, строгое правосудие, понятия о чести, бескомпромиссное чувство долга по отношению к своему господину и до малейших подробностей стилизованные проявления чувств характеризуют самурайскую культуру.
В ниндзя этот воинский класс видит полную противоположность На самом деле, естественная философия Ин-син-тонкэй была для гордых, полных достоинства самураев бесчестной, хамской, даже трусливой. Лояльность ниндзя была иногда сильно ограничена: он всегда воевал как наемник, а не защищая свои собственные идеалы. Он не признавал никакого социального порядка и ни за кем не признавал преимуществ, кроме принадлежащих к его клану, он не признавал и никаких фамилий. С точки зрения мистической философии природного равновесия Ни и Йо он не признавал ни справедливости, ни честности, ни морали. В своем сердце он носил убеждение, что для развития Вселенной во всей ее неисчерпаемости необходимы как хорошие, так и плохие влияния.
Самурай руководствовался исключительно внешними впечатлениями. Путь и способ выполнения задания имели для него большее значение, чем достигнутый результат. Эта философия учит, что форма и содержание едины, и что необходимо сосредоточиваться на речи и поступках, чтобы укрепить сердце и дух. Тот, кто выглядит простаком, является простаком; выглядящий слабым слаб в действительности; тот, кто выглядит лишенным морали трусом, является им. Эта традиция ЙО и сейчас проявляется во многих видах японских единоборств. В противоположность Нин-дзютсу, они стремятся к силе, утверждают дисциплину и считают физическую подготовку единственно возможным условием преодоления кризисной ситуации.
Боевое искусство Нин-дзютсу содержит не меньше силовых Йо-элементов, но здесь они подчиняются общему порядку Ин-пути. Результат всегда важнее средств его достижения. Истина всегда находится в сердце, которое видит не только глазами. С этой точки зрения можно заставить работать другие элементы как инструмент, необходимый для выполнения наших духовных установок.
Мир продолжает вращаться, день и ночь сменяют друг друга, весна сменяет зиму. От нас зависит, возьмем ли мы Знания и Опыт, чтобы понять и использовать самих себя, соединившись в естественном ходе событий; выберем ли мы для себя маленькие желания или сияющие убеждения. Существует освобождающее учение, которое помогает человеку приспособиться к абсолютной свободе, основанное на положениях философии и боевой практики воинов-теней ниндзя и нашедшее применение в учении Нин-дзютсу —пути, который приводит к победе через понимание.
ГЛАВА 3
СЭССИН ТЭКИ КЁЁ — ДУХОВНАЯ ЧИСТОТА НИНДЗЯ В ИСТОРИИ
Искусство Нин-дзютсу, Komopым мы овладеваем, Можно назвать Путем к Победе. Мы помогаем честным нашей способностью выигрывать в силу нашего духа. Ваши мечты превращаются в наше ясное Видение, которое переходит В неукротимое желание, обретает в нашем Сознании форму, и, наконец, вступает в Действительность. |
«Для постижения сущности искусства ниндзя следует сразу и окончательно устранить из своей жизни все несущественное, чтобы достичь состояния духовной чистоты и, в конце концов, стать способным свободно действовать к окружающем мире —между противоположными царствами Спета и Тьмы, —не нанося ущерба своему сознанию»
По мнению Ясуоси Фудзибаяси в этом и заключается истинная цель ниндзя. В своей энциклопедии НИН-ДЗЮТСУ (XVII в.) — "Бансенсукай"- - он пишет, что истинный смысл искусствa ниндзя состоит не в том, чтобы доводить до совершенства мощные, разрушительные приемы, а в том, чтобы находиться в гармонии с ок-pужающим миром и настолько развить интуитивное ощущение присутствия врага, чтобы научиться определять непрерывно текущий поток событий и приспосабливаться к ним.
Несмотря на приверженность к духовной чистоте, искусство Нин-дзютсу никогда не считалось японским военным искусством, а До —предметом, который, подобно технике Дзэн-школы, должен указать путь к просветлению. В мирные времена (века) после объединения Японии семьей Тогукава военные искусства получили новое развитие: старые боевые приемы самураев начали видоизменяться. Кэн-дзютсу (фехтование на мечах), Дзю-дзютсу (рукопашный бой без оружия), Кю-дзютсу (стрельба из лука), Йай-дзютсу (быстрое выхватывание меча) и другие виды систематизируются, уточняются и совершенствуются, образуя культурно-художественные комплексы Кэндо, Дзюдо, Кюдо, Йайдо.
Такая ритуализация ранее сугубо личной, стихийной активности является типично японской чертой характера. Так как военные искусства в дальнейшем применялись нечасто, и, более того, властителями Токучава чаще всего рассматривались предвзято и настороженно, изменялись общеизвестные телесные приемы борьбы, и им придавалось новое целевое назначение.
К похожему процессу ритуализации японская культура уже приходила несколько веков назад, когда от ожидающих должностей, как в Китае, требовалось знание пяти классиков китайской литературы («Гокюо»), для того, чтобы стать государственными служащими. Хотя знание этих китайских классиков мало помогало упомянутым лицам в выполнении ежедневных обязанностей или при принятии важных решений, такой процесс обучения все же представлялся единственно возможным.
Аналогичная интеллектуальная направленность наблюдалась позже в развитии «Садо» (церемония приготовления зеленого чая) и Кадо (чтение стихов). Собственно, и Судо (искусство каллиграфии), и Икебана-до (искусство оформления цветов, включались в До-направление (До-искусство) наряду с военным искусством.
Искусства ниндзя в этом перечне нет. Для этого имеется вполне объективное обоснование: в культурном смысле ниндзя представляется полной противоположностью самурайству, а именно оно считается основой До-искусства.
Тайны искусства ниндзя были известны лишь отдельным кланам — Ига-Моно и Кога-Моно, это зависело от того, в каких удаленных районах они жили. Самурайский титул буси (воин) был для них запретен. Поэтому им незнакомо учение самурайской касты.
Телесные аспекты учения ниндзя являлись прагматичным использованием на практике их мистического миропонимания. Такая обусловленность практикой и недостаток твердо установленных формальных ритуалов очень плохо соответствовали стилизации, которая была бы необходима для превращения в До-искусство.
Как автор «Бансенсукай» Ига-рю-Ниндзя Ясуоси Фудзибаяси, так и более поздние специалисты —по Кога-рю- Ниндзя —Сэйко Фудзита или по Тогакурэ-рю-Ниндзя —Синрюкэн Масамитсу Тода —единодушны в том, что подлинное искусство ниндзя в дальнейшем превзошло чисто технические аспекты, которые у нас ассоциируются со словом Нин-дзютсу. Так как искусство ниндзя имело основой не самурайские традиции и потому его превращение в Нин-до было невозможно, —и, кроме того, ученики Нин-дзютсу должны были уже достигнуть, насколько это возможно, просветления еще до изучения боевых приемов, —то развивающиеся ниндзя ранней японской истории (после основания Токуга-ва-Сёгуната в 1603 г.) предпочитали называть его искусством ни-по («Закон Синоби (ниндзя) государства»).
Различные современные военные историки и теоретики военного искусства имеют представление о ниндзя, пришедшем из глубины веков, в лучшем случае «неправильное». Эти люди, считающие себя специалистами по средневековой Японии, с благоговением взирают на самураев и восхищаются их непреклонной преданностью своим хозяевам, их презрением к смерти, с которым они бросаются в бой ради чести своих повелителей. Самураи и сегодня еще служат искусствоведам примерами, достойными подражания.
Ниндзя же, напротив, последовательно обвиняются в том, что они продают свою преданность тем, кто предлагает большую плату. С презрением и отвращением исподлобья смотрят исследователи на этих «бесчестных и морально неустойчивых людей». Подобная злонамеренная характеристика повсюду поддерживается теми писателями и историками, которые прославляют склад ума самураев и тем самым одобряют установку на единство как благо в японском феодальном обществе, не обращая внимания на права отдельных сограждан.
На самом же деле ниндзя по отношению к своим клановым идеалам преданнее любых других людей. Идеал всегда остается неизменным, в то время как человек часто изменяется к худшему. Справедливый, гуманный властитель с годами вдруг может превратиться в жестокого, жаждущего еще большей власти тирана. Ниндзя, который чувствует этот поворот и видит, как отказываются от первоначальных идеалов, подобными обстоятельствами бывает вынужден предложить свою службу другим лицам, образ действий которых больше соответствует его воззрениям.
Для самурая такая перемена невозможна. Он никогда не ставит под сомнение поступки своего начальника. Он может только воевать. Такой кодекс поведения приводит иногда к гротескным ситуациям. Так, если самурай, например, заметит, что его господин (или наследник господина) сошел с ума, —его кодекс самурайской чести тем не менее требует рисковать своей жизнью ради исполнения капризов подобного монстра.
Несомненно, всегда можно найти профессиональных террористов, которые за деньги выполняют любую грязную работу и при этом выдают себя за ниндзя. Как правило, к ним относятся бессовестные негодяи и мошенники, не принадлежащие ни к какому клану и не понимающие философий ниндзя. В лучшем случае это УГОЛОВНИКИ, но не ниндзя.
II сегодня террористы всех мастей любят сравнивать себя с легендарными ниндзя — и таким способом оправдывать себя и снимать с себя ответственность за свои грязные дела и зверские ПОСТУПКИ. При этом они делают вид, что борются за благородные Цели, хотят освободить мир от коммунизма и фашизма, но не признают, что просто ищут подходящий предлог и оправдание для со6ственных преступлений.
Как и сегодня, в минувшие века большинство людей считали, что каждый одетый в черное головорез террорист или наемник является ниндзя. Конечно, многие из них могли применять те или иные боевые приемы и и использовать похожую технику, но все же ниндзя стоит гораздо выше них, так как он всегда анализирует причины движений, целенаправленность и смысл своих действий. Террорист или наемник ограничивается очень узкой целью, у него очень ограниченный взгляд на события, на которые его поступки или реакция влияют достаточно сильно.
Настоящий же ниндзя принуждается к действию осознанием личной ответственности. Это интуитивное сознание своей ответственности, определенное судьбой, и позволяет ниндзя внести свой вклад в борьбу. Первым шагом в воспитании ниндзя, таким образом, является очищение разума от всех умственных или духовных затруднений, мешающих ему в развитии этого естественного сознания (этот процесс можно назвать Нин-дзютсу или Нинпо).
В одиночку ниндзя, даже очень талантливый, беспомощен — ему необходимы руководство и наставления хорошего инструктора.
Разумеется, теории, известные нам из исторических исследований, не могут исчерпываться внешними проявлениями, как, в частности, приведенные в «Бансенсукай» приемы, оружие или стратегия. Истинная ценность этих принципов состоит не в совершенствовании техники, рассмотренной в десятитомном труде трехвековой давности, а в понимании того, что оружие, инструменты и другие вспомогательные средства для борьбы нужно искать повсюду вокруг нас в форме незаметных, повседневных предметов. То есть, если дело дойдет до необходимости эффективно действовать в современной окружающей обстановке, нужно оставить музеям все их древности и сконцентрироваться на наилучшем использовании современных возможностей. Ретроспективный взгляд в прошлое занимателен, однако он не должен браться за основу тренировок и обучения.
Сегодняшнее, подлинно японское обучение Тогакурэ-рю Нин-дзютсу содержит всеобъемлющие методы предупреждения и устранения опасностей и обеспечения полнокровной жизни, какую еще можно создать в наше время.
Исторические теории и творческое их современное применение дополняют друг друга и представляют обучающимся комплексный и побуждающий к действию курс самоутверждения, который образует основу прогрессивного образа жизни.
Нин-дзютсу никогда не было военным искусством. В истории войн ниндзя обычно воевали против солдат и должны были бросать на весы всю свою творческую фантазию и силу воли для того, чтобы овладеть ситуацией в невыгодных условиях. Когда ниндзя погружался в какой-нибудь чисто военный вопрос, то он чаще всего действовал как советник. В таком случае он оказывался в том положении, в котором он мог наилучшим способом использовать свои психические и, если нужно, физические способности для того, чтобы сломать узкие рамки тогдашнего общепринятого военного мышления. Однако ни убийца, взрывающий отель, полный туристов, в своей «борьбе за народ», ни социальный паразит, подбирающийся к диктаторским правам на угнетение, не может назвать себя преемником ниндзя. Принцип духовной чистоты ниндзя, представленный в «Бансенсукай», не приемлет ни ненависти, ни удовольствия, ни стремления к власти. Все это полностью затемняет разум и не позволяет действовать в гармонии с естественным ходом событий.
Только любовь к своей семье и обществу и чувство ответственности за позитивную направленность судьбы вынуждает ниндзя к борьбе. Эти причины сподвижничества не должны забывать те, кто серьезно занят изучением Нин-дзютсу.
Лишь волевым обращением к свободной, ненапряженной духовной чистоте можно освободить себя от оков души, связывающих нас. Опытные ученики Нин-дзютсу приходят этим путем к истине просветления, и они в состоянии-спокойно действовать между светом и тьмой, так как благодаря образу жизни ниндзя они находятся под защитой непреходящих законов Вселенной.
ГЛАВА 4