Раздел 6. Механизмы реализации Концепции
Для реализации поставленных задач необходимо задействовать следующие механизмы:
1) правовой, связанный с формированием правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни;
2) финансово-экономический, ориентированный на создание благоприятных материальных условий для развития отрасли;
3) организационный, связанный с внедрением современных эффективных инструментов реализации культурной политики в регионе;
4) идеологический, предусматривающий формирование в обществе критериев восприятия искусства, художественного вкуса, культуры межличностных отношений;
5) социально-психологический, направленный на повышение престижа профессий, связанных с культурой и искусством, статуса высококультурного и образованного человека;
6) информационный.
Поэтапное внедрение данных механизмов связано с реализацией следующих мероприятий
Первый этап: 2011-2015 годы:
1) переход наряду с долгосрочным планированием на стратегическое планирование развития отрасли, разработка стратегий и концепций развития отдельных направлений и видов культурной деятельности в Свердловской области;
2) совершенствование нормативно-правовой базы;
3) создание развитой инфраструктуры культуры, обеспечение ее многообразия;
4) разработка и внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения и оценки результатов культурной деятельности, включая мониторинг качества услуг, оказываемых учреждениями культуры;
5) совершенствование вертикальных связей между субъектами управления и горизонтальных связей между различными субъектами культуры, в том числе на договорной основе, использование ресурса межведомственного взаимодействия при решении отдельных проблем отрасли;
6) повышение роли коллегиальных органов, расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ;
7) вовлечение культурного наследия и творческих ресурсов в социально-экономическую деятельность, развитие культурного туризма;
8) создание условий для развития негосударственных структур, оказывающих услуги культуры и создающих культурные продукты;
9) поддержка видов и жанров искусства в негосударственном секторе культуры, оказывающих эмоционально положительное, возвышающее влияние на личность и инновационных проектов;
10) расширение системы поощрения организаций культуры и творческих работников;
11) внедрение практики общественных слушаний по вопросам развития культуры в Свердловской области.
Второй этап: 2016-2020 годы:
1) внедрение механизмов государственно-частного партнерства и меценатства в сферу культуры;
2) переход отрасли на многоканальный механизм финансирования;
3) вывод государственного капитала из процесса финансирования культурных проектов, не обладающих социальной значимостью;
4) адресная целевая поддержка социально-значимых культурных инициатив, проектов и программ;
5) создание рынка художественных ценностей и культурных услуг.
Раздел 7. Сценарии развития сферы культуры в Свердловской области
Развитие отрасли культуры на период до 2020 года во многом определяется моделью социально-экономического развития Свердловской области на данный период. На основе проведенного анализа ситуации, проблем и перспектив развития отрасли определены возможные сценарии развития сферы культуры на долгосрочную перспективу. В качестве наиболее вероятных рассматриваются три сценария развития: инерционный (вариант развития - «как есть»), инвестиционный и инновационный.
7.1. Инерционный сценарий.
Данный сценарий развития предполагает движение по уже определившейся ранее траектории, сохранение сложившихся тенденций развития, условий и особенностей состояния отрасли и основан на достигнутых результатах социально-экономического развития области в совокупности с протекающими в обществе социокультурными и демографическими процессами.
При высокой интенсивности культурной жизни в Свердловской области и существенном потенциале учреждений культуры для инерционного сценария будут характерны:
эволюционный характер изменений в отрасли культуры;
избежание резких перемен;
обеспечение минимально необходимых потребностей учреждений культуры (оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы и т.д.);
высокая степень изношенности материально-технической базы учреждений культуры области и, как следствие,
снижение доступности и качества услуг.
При инерционном сценарии развития, как правило, не востребованы динамичные модели инновационного развития территории, не формируются долгосрочные цели и ориентиры развития. В связи с этим положение отрасли культуры будет определяться следующими основными факторами:
локальными успехами, связанными с реализацией целей краткосрочного характера;
сохранением социальной стабильности;
низкими рисками при установлении стабильной социально-экономической ситуации в регионе и пропорциональным упадком при ухудшении общеэкономической ситуации.
Главным итогом инерционного сценария будет относительно стабильное развитие отрасли, однако, упущенные выгоды приведут к сокращению достигнутых темпов развития.
7.2. Инвестиционный сценарий.
Инвестиционный сценарий развития предполагает: включение имиджевых (значимых) культурных проектов в инвестиционные проекты развития территорий, многоканальное финансирование культурных проектов, стабильные государственные инвестиции, в том числе через федеральные и областные целевые программы, развитие грантовой поддержки в сфере культуры, возрождение традиций меценатства и спонсорства в культуре.
В этом случае соотношение между финансированием отрасли культуры из бюджетных и внебюджетных источников может измениться в пользу предпринимательского сектора, частных некоммерческих организаций, а также внебюджетных фондов и иных источников. Инвестиционный сценарий, несмотря на исключительную привлекательность, в среднесрочной перспективе имеет существенные ограничения по масштабу и социально-экономическому эффекту для области, увеличивает вероятность возникновения финансовых рисков. Нормативно-правовая база для инноваций в целом приемлема для инвесторов, но их опыт и опыт отрасли в таких проектах ограничен.
В условиях инвестиционного сценария возможен рост предпринимательского сектора в культуре.
7.3. Инновационный сценарий.
Инновационный путь развития является альтернативным сценарием развития отрасли культуры Свердловской области, в основе которого лежат достижения в сфере культуры, творческий потенциал, современная модель управления отраслью и новые векторы развития.
Данный сценарий предполагает:
деятельность учреждений культуры в условиях новой модели экономики:
совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений культуры;
моделирование многослойного культурного пространства с точками опережающего роста;
техническую модернизацию отрасли (учреждений культуры);
внедрение информационно-коммуникационных технологий;
создание собственных информационных ресурсов;
привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов;
модернизацию управленческих технологий, в том числе формирование корпуса современных менеджеров;
развитие интеграционных процессов в отрасли: участие в кластерах (культура + туризм, культура + творческие индустрии), интеграция информационных ресурсов учреждений культуры области в общероссийские и международные базы данных, межрегиональное и международное культурное сотрудничество;
формирование инфраструктуры творческой среды как доминирующего фактора, поддержка и стимулирование инновационных творческих проектов в сфере культуры и искусства.
Реализация данного сценария потребует значительных финансовых вложений и мобилизации интеллектуальных, творческих, организационных, материальных и технических ресурсов.
Инновационный сценарий рассматривается как основной сценарий развития отрасли, так как он соответствует главной стратегической цели и предусматривает развитие культуры как неотъемлемой составляющей повышения качества жизни населения Свердловской области.