Театрализованного действа
Драматургия театрализованного действа содержит в себе два рода информации: документальную и художественную (информационно-логическую и эмоционально-образную). На ассоциативном пересечении информации того и другого вида рождается художественный прием(сценарный ход). Художественный прием тесно связан с художественным образом идеи и является ее действенным воплощением. Следует добавить, что художественный прием единствен для каждого конкретного театрализованного действа...
В приведенном ниже фрагменте сценария показано, как может выглядеть театрализованное открытие детской спортивной олимпиады, в котором, как и в любом другом вступлении к театрализованному действу, художественный прием задается наряду с темой и жанром.
В данном случае избранным художественным приемом служит появление персонажей, связанных с мифологией и историей античной Греции и передача ими славной эстафеты от древних героев юным представителям современной физической культуры и спорта.
«Пять олимпийских колец»
Звучат «Торжественные фанфары» И. Глазунова.
На сцене Дворца спорта появляются античные герои
Зевс: | Я – Зевс-Громовержец, владыка античного мира, хозяин Олимпа, откуда мне многое видно. Мне боги хвалу воздают, и для множества смертных мое повеленье слывет непреложным законом! |
Геракл: | Я – славный герой, легендарная личность в Элладе. Мне имя Геракл, если кто-то об этом не помнит. Двенадцать великих, невиданных подвигов в мире свершил я, и эллины лавром меня увенчали! |
Одиссей: | Меня Одиссей Хитроумный собратья прозвали за ум и сноровку в отчаянной битве за Трою. Я на ногу скор, и в гимнастике ловок изрядно, и метко из лука я цель поражал не однажды! |
Зевс: | Ну что же, я вижу достойных сподвижников рядом! И вот что скажу вам, герои, без долгих раздумий: да будет долина Олимпии древней отныне прародиной игр олимпийских и летних, и зимних, чтоб вечные споры, кто телом и духом превыше, не в смертном бою, а в спортивном велись поединке. Что скажешь, Геракл? |
Геракл: | По душе мне решенье такое! |
Зевс: | А ты, Одиссей? |
Одиссей: | Повеленья не знаю мудрее! |
Зевс: | Тогда я огонь возжигаю священный по праву и новые игры рожденными провозглашаю! |
Зевс зажигает олимпийский факел. Музыка. На сцене появляются группы юных спортсменов, делающие ритмические упражнения | |
Зевс: | Вот это по-нашему! Любо взглянуть на такое! Не будет отныне средь греков трусливых и хилых! |
Геракл: | Достойная смена! Им подвиги новые станут ступенями к славе! |
Одиссей: | И боги их примут в объятья! |
Зевс: | Пусть будут отныне упруги, как лук Одиссея, сильны и точны, как могучая хватка Геракла тела и движенья гостей олимпийской арены! Иным поколеньям отныне хранить, умножая, из праздников праздник, бессмертный порыв к совершенству! |
Геракл: | Несите огонь достославный сквозь тысячелетья! |
Одиссей: | Раздуйте от искр олимпийских высокое пламя! |
Музыка.
На сцене появляются танцевальные спортивные группы.
На площадке - Ведущие, наши современники
Юноша: | Как отзвук той большой олимпиады, мы начинаем славный праздник наш! И всем гостям мы бесконечно рады, пришедшим к нам! |
Девушка: | Как золотой мираж, огни цветут! Да будут вечно юны сердца у вас для стартов и наград! Горят глаза! Взволнованны трибуны! Звучи, оркестр! И появись, парад! |
Музыка.
Начинается торжественное шествие юных спортсменов
Вопросы для самопроверки
1. Что такое художественные прием?
2. Для чего служит художественный прием?
3. В какой части сценария задается художественный прием?
МОНТАЖ В ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО
ДЕЙСТВА
Произведение характеризуется материалом, который используется при его создании, и методом организации этого материала. Так, в музыке материалом является звук, а методом – организация звука во времени. В изобразительном искусстве материалом служит цвет (живопись), либо линия (графика), а методом является организация этого материала в пространстве. Материал пластических искусств – форма. Она статична для скульптуры, архитектуры и изделий художественных ремесел и динамична для хореографического и пантомимического искусств. Статичный художественный материал организуется в пространстве, динамичный – в пространстве и во времени. Литература избрала материалом слово, а методом – организацию слова во времени (проза), а поэтического слова – как во времени, так и в пространстве страницы книги. Звучащее слово организуется во времени.
Обратимся к сценарию театрализованного действа. Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественное целое, коим является сценарий театрализованного действа.
С. Эйзенштейном была выведена следующая формула монтажа: изображение А + изображение Б + изображение В + ..... + образ. Если каждое отдельное изображение однозначно, то образ многозначен. В нашем случае этот образ и есть художественное воплощение идеи сценариста по отношению к теме театрализованного действа.
Можно выделить несколько видов монтажа: иллюстративный, контрастный и ассоциативный.
Иллюстративный монтаж есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.
Контрастный монтаж есть своего рода опровержение информационно-логической составляющей ее эмоционально-образным воплощением.
Ассоциативный монтаж есть соединение двух и более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако связанных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях.
Монтаж может быть параллельным и последовательным. При параллельном монтаже соединение отдельных изображений происходит одновременно, образуя суммарный действенный план. При последовательном монтаже соединение изображений происходит последовательно, т.е. одно изображение сменяет другое. Схематично это выглядит так.
Параллельный монтаж | Последовательный монтаж |
А + отдельные Б драматургические + модули В ось времени | отдельные драматургические модули А + Б + В ось времени |
Наглядным примером последовательного иллюстративного монтажа может послужить фрагмент сценария театрализованного тематического вечера, посвященного юбилею Дворца культуры.
В данном случае, художественный материал, а именно стихи в исполнении актеров, монтируется с результатом активизации зрителей в виде угаданного и прозвучавшего слова и с представлением документальных героев и их появлением на сцене.
«Кто ты будешь такой?»
Актеры:
- А теперь наши загадки залу! Друзья, вы должны угадать профессию работника нашего Дворца, название которой рифмуется с последним словом второй строки загадки.
- Кто он есть, чей нрав усидчив,
глаз наметан и остер?
- Кто суров и не обидчив?
Ну, конечно же ...
Голос из зала: Вахтер!
Актеры:
- Совершенно верно!
- Мы приглашаем на сцену верных вахтеров нашего Дворца...
На сцене – Вахтеры
Актеры:
- Кто для нас льет свет в окошко?
Кто любезен и красив?
- Ну, подумаем немножко...
Как зовут его ...
Голос из зала: Кассир!
Актеры:
- Правильно!
- Мы приглашаем не сцену ...
На сцене – Кассир
Актеры:
- Кто ведет усердный счет,
как его бы ни пугал ты?
- И за то ему почет!
И зовут его ...
Голос из зала: Бухгалтер!
Актеры:
- Превосходно!
- Мы приглашаем на сцену ...
На сцене – Бухгалтер
Актеры:
- А кому-то чистота –
и натура, и привычка.
Как зовется дама та?
Ну, конечно же, ...
Голос из зала: Техничка!
На сцене – Технички
Актеры:
- От гвоздя до робы ватной,
от олифы до мимоз,
кто добра хозяин знатный?
Как зовут его?...
Голос из зала: Завхоз!
- Мы приглашаем на сцену ...
На сцене - Завхоз
Актеры:
- Кто на сцене вечный житель,
хоть и вовсе не артист?
- Назовите!..
Голос из зала: Осветитель!
- А еще, друзья?..
Голос из зала: Радист!
Актеры:
- Замечательно!
- Мы приглашаем на сцену...
На сцене - Осветитель и Радист
Актеры:
- Деревянных дел охотник
будет кто? Конечно ...
Голос из зала: Плотник!
Актеры:
- Кранам он и бог, и кесарь.
Кто же он? Конечно...
Голос из зала: Слесарь!
Актеры:
- Совершенно верно!
- Приглашаем на сцену ...
На сцене - Плотник и Слесарь
Актеры:
- Чародей экрана, ибо
он - волшебник, не охальник...
И за то ему спасибо!
Кто же он?
Голос из зала: Киномеханик!
Актеры:
- Приглашаем на сцену ...
На сцене – Киномеханик
Актеры:
- Кто в друзья избрал из нас
холст, палитру и треножник,
чтобы радовали глаз?
Отвечайте-ка...
Голос из зала: Художник!
Актеры:
- Приглашаем на сцену ...
На сцене – Художник
Актеры:
- Кто, в культуре наторевши,
есть искусству верный друг?
Кто, не спавши и не евши,
горы двигает?
Голос из зала: Худрук!
Актеры:
- Приглашаем на сцену ...
На сцене – Художественный руководитель
Актеры:
- Кто ведет вперед культуру,
направленья зная вектор,
по науке, а не сдуру...
Угадайте-ка?
Голос из зала: Директор!
Актеры:
- На сцену приглашается ...
На сцене - Директор
Вопросы для самопроверки
1. Что служит материалом и как этот материал организуется в различных видах искусства?
2. Что является материалом и методом его организации в драматургии театрализованного действа?
3. Что представляет собой формула монтажа?
4. Какие виды монтажа используются при написании сценария театрализованного действа?