Художественный прием в драматургии театрализованного действа

Драматургия театрализованного действа содержит в себе два рода информации: документальную и художественную (информационно-ло­гическую и эмоционально-образную). На ассоциативном пересечении ин­формации того и другого вида рождается художественный прием(сце­нарный ход). Художественный прием тесно связан с художественным образом идеи и является ее действенным воплощением. Следует добавить, что художественный прием единствен для каждого конкретного театра­лизованного действа...

В приведенном ниже фрагменте сценария показано, как может выг­лядеть театрализованное открытие детской спортивной олимпиады, в ко­тором, как и в любом другом вступлении к театрализованному действу, художественный прием задается наряду с темой и жанром.

В данном случае избранным художественным приемом служит по­явление персонажей, связанных с мифологией и историей античной Гре­ции и передача ими славной эстафеты от древних героев юным представи­телям современной физической культуры и спорта.

«Пять олимпийских колец»

Звучат «Торжественные фанфары» И. Глазунова. На сцене Дворца спорта появляются античные герои.

Зевс:Я - Зевс-Громовержец, владыка античного мира, хозяин Олимпа, откуда мне многое видно.
Мне боги хвалу воздают, и для множества смертных
мое повеленье слывет непреложным законом!

Геракл:Я - славный герой, легендарная личность в Элладе. Мне имя Геракл, если кто-то об этом не помнит. Двенадцать великих, невиданных подвигов в мире свершил я, и эллины лавром меня увенчали!

Одиссей:Меня Одиссей Хитроумный собратья прозвали за ум и сноровку в отчаянной битве за Трою. Я на ногу скор, и в гимнастике ловок изрядно, и метко из лука я цель поражал не однажды!

Зевс: Ну что же, я вижу достойных сподвижников рядом!
И вот что скажу вам, герои, без долгих раздумий:
да будет долина Олимпии древней отныне
прародиной игр олимпийских и летних, и зимних,
чтоб вечные споры, кто телом и духом превыше,
не в смертном бою, а в спортивном велись поединке.
Что скажешь, Геракл?

Геракл:Подуше мне решенье такое!

Зевс:А ты, Одиссей?

Одиссей:Повеленья не знаю мудрее!

Зевс:Тогда я огонь возжигаю священный по праву
и новые игры рожденными провозглашаю!

Зевс зажигает олимпийский факел.

Музыка.

На сцене появляются группы юных спортсменов, делающих

ритмические упражнения.

Зевс:Вот это по-нашему! Любо взглянуть на такое!

Не будет отныне средь греков трусливых и хилых!
Геракл:Достойная смена! Им подвиги новые станут

ступенями к славе!

Одиссей:И боги их примут в объятья!
Зевс:Пусть будут отныне упруги, как лук Одиссея,
сильны и точны, как могучая хватка Геракла
тела и движенья гостей олимпийской арены!

Иным поколеньям отныне хранить, умножая,

из праздников праздник, бессмертный порыв к совершен­ству!

Геракл:Несите огонь достославный сквозь тысячелетья!

Одиссей:Раздуйте от искр олимпийских высокое пламя!

Музыка.

На сцене появляются танцевальные спортивные группы. На площадке - ведущие, наши современники.

Юноша:Как отзвук той большой олимпиады,

мы начинаем славный праздник наш!

И всем гостям мы бесконечно рады,

пришедшим к нам!

Девушка:Как золотой мираж.

огни цветут! Да будут вечно юны

сердца у вас для стартов и наград!

Горят глаза! Взволнованны трибуны!

Звучи, оркестр! И появись, парад!

Музыка. Начинается торжественное шествие юных спортсменов.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое художественный прием?

2. Для чего служит художественный прием?

3. В какой части сценария задается художественный прием?

МОНТАЖ В ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО

ДЕЙСТВА

Произведение характеризуется материалом, который используется при его создании, и методом организации этого материала. Так, в музыке материалом является звук, а методом - организация звука во времени. В изобразительном искусстве материалом служит цвет (живопись), либо линия (графика), а методом является организация этого материала в про­странстве. Материал пластических искусств - форма. Она статична для скульптуры, архитектуры и изделий художественных ремесел и динамич­на для хореографического и пантомимического искусств. Статичный ху­дожественный материал организуется в пространстве, динамичный - в пространстве и во времени. Литература избрала материалом слово, а ме­тодом - организацию слова во времени (проза), а поэтического слова -как во времени, так и в пространстве страницы книги. Звучащее слово организуется во времени.

Обратимся к сценарию театрализованного действа. Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художествен­ное целое, коим является сценарий театрализованного действа.

С. Эйзенштейном была выведена следующая формула монтажа: изображение А + изображение Б + изображение В + ..... + образ. Если каждое отдельное изображение однозначно, то образ многозначен. В на­шем случае этот образ и есть художественное воплощение идеи сценари­ста по отношению к теме театрализованного действа.

Можно выделить несколько видов монтажа: иллюстративный, кон­трастный и ассоциативный.

Иллюстративный монтажесть художественное изображение, ко­торое в его содержательной части повторяет изображение документаль­ное.

Контрастный монтажесть своего рода опровержение информацион­но-логической составляющей ее эмоционально-образным воплощением.

Ассоциативный монтажесть соединение двух и более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако свя­занных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях.

Монтаж может быть параллельным и последовательным. При па­раллельном монтаже соединение отдельных изображений происходит од­новременно, образуя суммарный действенный план. При последователь­ном монтаже соединение изображений происходит последовательно, т.е. одно изображение сменяет другое. Схематично это выглядит так.

Параллельный монтаж

А

+ отдельные

Б драматургические

+ модули

В

художественный прием в драматургии театрализованного действа - student2.ru

Ось времени

Наши рекомендации