История, которую я расскажу вам, имеет своим началом текст. Этот текст появился на свет в 1975 году. Последствия его появления странным образом отозвались в моей жизни в конце этого года. Но изложу всё по порядку. В буклете к виниловому альбому The Young Persons` Guide to King Crimson (изданном в конце 1975 года) были опубликованы фрагменты дневниковых записей лидера группы King Crimson Роберта Фриппа (Robert Fripp). По сей день эти записи считаются ценнейшим материалом к биографии группы и самого Фриппа. Огромное количество людей прочитало и запомнило заметки Фриппа. Они стали неотъемлемой частью многочисленных статей и книг по истории King Crimson. Цитаты из буклета кочуют из статьи в статью, из энциклопедии в энциклопедию. Короче говоря, данный текст признан каноническим и не подлежащим пересмотру. Однако, вот какая незадача приключилась со мной совсем недавно в связи с этим текстом. Дело в том, что в нём есть запись Фриппа, датированная 14 мая 1969 года, где он пишет о своей встрече с Джими Хендриксом (Jimi Hendrix), который пришел на концерт King Crimson. Фрипп пишет как Хендрикс подошел к нему после концерта и пожал руку, выражая своё необычайное удовлетворение от игры группы. В течение многих лет у меня не возникало никакого сомнения в истинности слов Роберта. И не возникло бы, не попадись мне недавно в руки книга Дэвида Хендерсона о Джими Хендриксе «`Scuse me While I Kiss the Sky (The Life of Jimi Hendrix)» by David Henderson (c)Omnibus Press, 2002. Разумеется, никакого опровержения факта встречи и рукопожатья Фриппа и Хендрикса в книге нет, но, прочитав её, я вдруг понял, что Джими Хендрикс никак не мог быть в Лондоне 14 мая 1969 года, просто никак не мог быть! Ибо в это время он гастролировал по Штатам, а точнее – находился в этот день в Нью-Йорке, а вовсе не в Лондоне. Испугавшись самой мысли о том, что в дневнике Фриппа изложено что-то не так, я тщательно всё перепроверил, но, точно – этого рукопожатия НЕ МОГЛО БЫТЬ, потому что этого просто не могло быть в принципе! Собравшись с мыслями, я быстро написал вот такую записку в Elephant Talk, которая была опубликована в выпуске #1159 от 30 ноября 2003 года. ET#1159 Sunday, 30 November 2003 http://www.elephant-talk.com/digests/et1159.htm From: Turusinov, Andrei S. Sent: Thursday, November 27, 2003 3:35 PM To: `[email protected]` Subject: Fripp & Hendrix I suppose you all read this message from Fripp`s diary, from the booklet to YPGTKC: KING CRIMSON JOURNAL 1969 - MAY 14: Revolution, London. A personal turning point following a discussion on presentation: I sit down after 8 gigs standing. Hendrix, dressed in white with his right arm in a sling, approached me afterwards and said, "Shake my left hand, man, it`s nearer to my heart". - Robert Fripp. Я так полагаю, что все читали вот эту записку из дневника Фриппа, которая есть в буклете к YPGTKC: KING CRIMSON JOURNAL 1969 - 14 мая: клуб Revolution, Лондон. Поворотная точка в моей карьере, вызвавшая потом дискуссию после выступления: я начал выступать сидя, после 8 выступлений стоя. Хендрикс, одетый в белое, с правой рукой на перевязи, подошел ко мне после выступления и сказал, "Пожми мою левую руку, парень, она ближе к сердцу". – Роберт Фрипп. OK, good, everybody, of course, knows that! But, recently I read the book about Jimi Hendrix `Scuse me While I Kiss the Sky (The Life of Jimi Hendrix) by David Henderson (c)Omnibus Press, 2002. And in this book I read on pages 282-283 that at this time (May 1969) Jimi was in New York, not in London! Отлично! Естественно, все это отлично знают! Но вот недавно я купил и прочел только что вот такую книгу о Джими Хендриксе `Scuse me While I Kiss the Sky (The Life of Jimi Hendrix) by David Henderson (c)Omnibus Press, 2002. И вот что я обнаружил на страницах 282-283 - в это время (Май 1969) Хендрикс был в Нью-Йорке, а вовсе не в Лондоне! ==================== May 3, 1969 - Toronto, Canada - Джими подставили с наркотиками в его багаже. А после этого JHE отправились в турне по югу Штатов May 7, 1969 - Tuscaloosa, Alabama May 8 & 9, 1969 - Charlotte, North Carolina May 10, 1969 - Charleston, West Virginia May 12, 1969 - JHE returned in New York May 16, 1969 - concert in Baltimore ==================== So, who is right: Fripp or Henderson? Who was where? My guess is that Mr. Fripp simply made up this Hendrix handshake story. He wanted it to happen and so it telling everyone it did. Don`t forget about Fripp`s note at the end of the booklet: Some of the mistakes included are deliberate; some are accidental. Итак, кто же прав: Фрипп или Хендерсон? Кто был где? Я так полагаю, что г-н Фрипп просто напросто выдумал эту историю с рукопожатием Хендрикса, уж слишком ему хотелось, чтобы это произошло на самом деле. Но, не забывайте о примечании Фриппа в конце буклета: некоторые ошибки допущены намеренно, некоторые нечаянно The first time I thought about it was after I read the booklet for King Crimson Epitaph 4CD set. Of course, in this booklet the famous Hyde Park concert was mentioned. But everyone gave different numbers for the audience at this show. Fripp mentioned 750,000, McDonald - 500,000. Lake - 100,000. Then I checked the YPGTKC booklet, and it said, "JULY 5 Hyde Park free concert with Rolling Stones, Battered Ornaments, Third Ear Band, Alexis Korner, Family and Screw. Estimated 650,000 audience." Finally, in the book about Rolling Stones I read that there were only 300,000 people at the show В связи с этим выдуманным фактом я подумал тут же ещё вот о чем. Недавно переслушивал четырехкомпактовую коробку Эпитафия, есессно там в буклете говорится о известном концерте в Гайд парке. Но все приводят разные цифры! Фрипп - 750,000, Макдональд - 500,000, а Лэйк и того меньше - всего 100,000. В буклете к YPGTKC написано буквально вот что: "JULY 5 Hyde Park free concert with Rolling Stones, Battered Ornaments, Third Ear Band, Alexis Korner, Family and Screw. Estimated 650,000 audience." А в книжке о Роллинг Стоунз говорится, что на этом концерте было 300,000. So, who is right? After I read this fake Hendrix handshake story, I don`t think I can trust Fripp`s notes and I tend to think that the audience of 750,000 is just another myth in King Crimson`s history, originated by Fripp himself. Lake`s numbers are more credible - 100,000 at the beginning of the show and 300,000 at the end during the Rolling Stones performance. Так кто же прав? После того как я убедился в том, что история с рукопожатием Хендрикса полностью выдумана Фриппом, я совершенно перестал верить фрипповским запискам, так что эта цифра в 750,000 скорее всего очередной миф из истории КС, который сам же Фрипп и породил. Мнение Лэйка очевидно самое близкое к истине: в начале концерта народу было около 100,000, а к моменту выступления Роллинг Стоунз набралось до 300,000. cheers Andrei В своей записке я забыл привести данные о книге про Rolling Stones, на цифры из которой сослался. Вот они, эти данные: Stephen Davis. OLD GODS ALMOST DEAD. (c)2001 перевод Сахацкого (с)2002. В русском переводе книга называется - ROLLING STONES. Время собирать камни. ЭКСМО, 2003, 464 cтр., тираж 5000. Глава 6. Let it bleed - страница 258. Итак, записка была опубликована на сайте Elephant Talk и я стал ожидать ответов с мнениями «экспертов». Один день прошел, два, три... в ответ тишина.. 3 декабря утром я решил заглянуть на сайтhttp://www.disciplineglobalmobile.com/diary/, где Роберт Фрипп публикует свой ежедневный дневник. И с неимоверным удивлением обнаружил вот что... то есть, буквально-таки полный и развернутый ответ на свой конкретный вопрос. Ниже я привожу выдержку из дневниковой записи Роберта Фриппа от второго декабря 2003 года Tuesday 2nd. December, 2003, Bredonborough. ...this from ET… From: "Turusinov, Andrei S." < [email protected]> Subject: Fripp & Hendrix > Hello everybody! I suppose you all read this message from Fripp`s diary, from the booklet to YPGTKC: KING CRIMSON JOURNAL 1969 MAY 14 Revolution, London... I suppose you all read this message from Fripp`s diary, from the booklet to YPGTKC: KING CRIMSON JOURNAL 1969 MAY 14 Revolution, London... Далее приводится вся записка полностью, а ниже идёт ответ Фриппа: It is an act of intelligence, to be encouraged & supported, that Andrei distrust Fripp The Man & All His Works. Весьма умно со стороны Андрея (и это заслуживает всяческого поощрения и поддержки), сомневаться во Фриппе как Человеке, так и во Всех Его Работах. In 1981, during the Basing Street sessions for the Discipline album, KC were staying at the Portobello Hotel. The hotel was not far from the studio, on the other side of the Portobello Road. On a daily walk to the studio, I passed a bookshop just off the Bello and, bibliophiliacal tendencies set to tumescent, looked into the shop for a browse & fondle of promiscuous tomes. The shop assistant was a person I had not seen since 1969 - Loretta Land, sister of Mary, Michael Giles` wife. We agreed to meet for a drink at the Bello that evening. When we did, one of the subjects revisited was the Revolution gig… В 1981-м, во время записи альбома Discipline в студиях на Basing Street, Кримсон остановился в гостинице Portobello Hotel. Эта гостиница расположена недалеко от студии, на другом конце Portobello Road. Каждый день, по дороге в студию, я проходил пешком мимо одного книжного магазина, находящегося рядом с пабом Bello. И в один прекрасный момент мои библиофильские интересы разрослись до такой степени, что я решил заглянуть внутрь и покопаться, поглаживая рукой книжки. Продавщица магазина оказалась знакомой, но с которой я не виделся с 1969 года. Это была Лоретта Лэнд, сестра Мери, жены Майкла Джайлза. Мы договорились с ней посидеть в Bello вечером. И когда мы с ней вечером сидели и беседовали, то одной из тем разговора было то самой выступление в клубе Revolution. LL: Do you remember when Hendrix came to see you at the Revolution Club? ЛЛ: А ты помнишь как Хендрикс приходил посмотреть на тебя в клуб Revolution? RF: Of course! That`s my Hendrix story. РФ: Ну конечно! Это же моя история о Хендриксе. LL: Did you know that I was sitting on the table next to him? ЛЛ: А знаешь ли ты, что я сидела за соседним с ним столиком? RF: No. РФ: Нет. LL: He was jumping up & down, saying this is the best band in the world. ЛЛ: Да он просто подпрыгивал на стуле и заявлял – это самая лучшая группа в мире! The guesstimates of the audience size, on the day, reached even 1 million. And, while not disputing Greg`s capacity to count, it might be wise to remember that a large cut-out of Brian Jones, on the stage immediately behind Greg, fell and landed on his head. Heroically Greg kept going; but this may well have rendered our singer temporarily innumerate. Предположительная оценка численности публики в тот день достигает даже одного миллиона. И, если не обсуждать способностей Грега её оценить, необходимо принять во внимание факт, что во время нашего выступления большая фанерная фигура Брайана Джонса, стоявшая на сцене сразу за Грегом Лэйком, рухнула ему прямо на голову. Проявив геройство Грег не прервал выступления, но, видимо, как раз это падение временно нарушило вычислительные способности нашего певца. And another from ET… И ещё одна записка из ЕТ... Вот такой неожиданный ответ. Вы что-нибудь поняли? Я – нет. «Не слишком остроумное остроумие» – как говаривал Бенедетто Кроче. Поразмыслив немного над ответом, я решил просмотреть, что же делал Хендрикс в 1969 году буквально по дням, благо на его официальном сайте http://www.jimi-hendrix.com расписано когда, где и что он делал в 1969 году. Выбрав дату - 14 мая 1969 – я получил такой ответ: "May 14, 1969 Record Plant, New York City, New York [Studio Recordings]. TAPE LOG: Freedom // Jam 292 // Untitled Jam // Horn & Piano Jam - Backed by Mitch Mitchell, bassist Billy Cox, and organist Sharon Layne, Jimi recorded "Jam 292", which was later posthumously issued as part of Jimi Hendrix :Blues. Later that evening, the group was joined by an unnamed trumpet player who contributed to series of untitled instrumental jams before the session concluded." Мои предположения подтвердились – 14 мая 1969 года Джими БЫЛ В НЬЮ-ЙОРКЕ и даже записал там несколько композиций в студии. Я не поленился и достал компакт-диск Jimi Hendrix:blues( Polydor, 521037-2, 1994 год издания). На нём существует композиция JELLY 292, и в буклете к диску написано: “JELLY 292(by Jimi Hendrix). Recorded between 7:15 and 7:45 a.m. on May 14, 1969 at the Record Plant. Bob Hughes was engineer, but the ensemble personnel remains a mystery. This cut is the first of several takes, a later one of which appeared as Jam 292on the Loose Ends album (1974).” Итак, факты опровергаютдневниковую запись Фриппа от 14 мая 1969 года. НЕ БЫЛО ЭТОГО… Я решил написать вторую записку в ET, в надежде, что Фрипп прочтёт её и разъяснит мне, что же было на самом деле? ET#1162 Saturday, 6 December http://www.elephant-talk.com/digests/et1162.htmFrom: Turusinov, Andrei S. Sent: Thursday, December 04, 2003 11:28 AM To: `[email protected]`Subject: Fripp & Hendrix - 2nd Dear Mr.Fripp, Thank you very much for your answer to my ET posting in your diary on December the 2nd. Большое спасибо за Ваш ответ на мою записку в ЕТ, который помещен в Вашем дневнике за второе декабря Pardon my stubbornness, but I still have a problem with that Hendrix handshake, simply because it is so easy to check Jimi`s activities on the 14th of May, 1969, here http://www.jimi-hendrix.com/encyclopedia/document,19690514,1.html: Прошу простить моё упрямство, но до сих пор сомневаюсь в том самом рукопожатии с Хендриксом, по простой причине, что сейчас очень просто проверить, чем именно занимался Джими Хендрикс 14 мая 1969 года на его официальном сайте: "May 14, 1969 Record Plant, New York City, New York [Studio Recordings]. TAPE LOG: Freedom // Jam 292 // Untitled Jam // Horn & Piano Jam - Backed by Mitch Mitchell, bassist Billy Cox, and organist Sharon Layne, Jimi recorded "Jam 292", which was later posthumously issued as part of Jimi Hendrix :Blues. Later that evening, the group was joined by an unnamed trumpet player who contributed to series of untitled instrumental jams before the session concluded." «14 мая 1969 года, студия Record Plant, Нью Йорк (студийные записи). Протокол записи: Freedom // Jam 292 // Untitled Jam // Horn & Piano Jam – вместе с Митчем Митчелом, басистом Билли Коксом и органистом Шэроном Лайном, Джими записал «Jam 292», который после его смерти был издан на диске «Jimi Hendrix: Blues». Позже в этот вечер к музыкантам присоединился трубач (имя которого установить не удалось), с которым было записано несколько импровизаций. Could it be a different Hendrix? A double? Someone who looked like him? Мог ли это быть другой Хендрикс? Его двойник? Некто, похожий на Хендрикса? Best regards, Andrei До сего момента Фрипп не ответил. Полагаю, что и не ответит. Но как быть с его ответом от 2 декабря? Что это? Розыгрыш? Шутка? Сказка? Зачем было придумывать такую фантасмагорическую историю? Она же НИЧЕГО НЕ ОБЪЯСНЯЕТ… У меня есть две версии ответа. 1. В его обращении к публике важна только первая фраза. Остальное – текст-наполнитель. А первая фраза взывает к праведному гневу фанатов Фриппа: «Вот, мол, до какой ереси додумываются некоторые «умники». Меня – ФРИППА-ЧЕЛОВЕКА, со всеми моими работами, считают обманщиком!» Но, ведь приведенные мной факты доказывают, что это так, господин Фрипп. 2. В своём ответе Фрипп, продолжил розыгрыш, начатый в дневниковых записях к YPGTKC. Пошутил, мягко говоря. А сказать серьёзно – ОБМАНУЛ. ЗАЧЕМ? Обе версии обмана не дают на этот вопрос ответа… Думаю, что ответов столько, сколько людей прочитали эти строки. Таким образом, начавшись с некого текста, история эта и закончилась текстом. Текстом, интерпретация которого принадлежит вам, уважаемые читатели. Один текст Фриппа через 28 лет породил другой его текст. И оба - всего лишь тексты. Не более… АТ (16 декабря 2003 г.) Тем не менее, история продолжение получила. Роберт Фрипп ответил во второй раз. Вот эта запись – я прочитал её в его online дневнике в понедельник 22 декабря 2003 года, сама запись от 17 декабря 2003 года. Снова была приведена полностью моя записка, а потом короткий комментарий. I am unable to comment on this. Hendrix was dressed in white, his right arm in a sling, and shone. So, no idea I`m afraid. Никак не могу это прокомментировать. Хендрикс был одет в белое, правая рука у него выделялась тем, что была на перевязи. Так что, боюсь, больше у меня никаких мыслей нет. Вот, собственно и всё. Коротко и ясно. Хендрикс БЫЛ в клубе Revolution, и я его ТАМ видел. И он пожал мне руку. Если не хотите этому верить – не верьте. Но это БЫЛО! Вот такая вот история (That’s my Hendrix story), вот такой вот МИФ. Всё остальное – досужие вымыслы и попытки перетасовать факты. Больше я ничего писать в ЕТ не буду. Никакого смысла. АТ (26 декабря 2003 года) Кстати, упоминание факта рукопожатия Фриппа и Хендрикса оставлено без изменений в буклете "Второго Путеводителя" - The 21st Century Guide to King Crimson (The Volume One 1969-1974), который был издан в конце 2004 года на Discipline Global Mobile (DGM043). АТ (март 2005) Недавно мне удалось раздобыть вот какую виниловую пластинку Джими Хендрикса: Jimi Hendrix "Nine To The Universe" (p)1980 Warner Bros./Reprise Records XHS2299 (Made in Canada). Аналогичное английское полидоровское издание на аудиокассете было у меня очень давно, но на обложке кассеты никакой дополнительной информации кроме названий пьес не было в принципе. А здесь на конверте пластинки написано всё что нужно. И, кроме всего прочего указано, что одна из пьес записана именно 14 мая 1969 года в Нью-Йорке в студии Record Plant. Наверное это самое раннее по времени (1980 год) печатное упоминание о том, что 14 мая 1969 года Джими Хендрикс был именно в Нью-Йорке, а вовсе не в Лондоне. The Young Persons` Guide to King Crimson был издан всего пятью годами ранее. Странно, что НИКТО из любителей King Crimson и Хендрикса НИКОГДА не обращал на это конкретное противоречие внимания. Очень странно. АТ (4 октября 2005 года) | |