Понятие, культуры и ее место в жизни общества
Культурология как наука и её роль в современном обществе. Структура современного культурологического знания.
Предмет, метод и цели культурологического исследования.
Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры.
Структура культурологии, ее методы и отношение к тем или другим научным дисциплинам останется предметом дискуссии. Некоторые авторы рассматривают культурологию как совокупность относительно самостоятельных научных дисциплин. Сложность культурологии как научной дисциплины определяется неоднозначностью культуры как объекта анализа, она слишком многогранна, внутренне противоречива, и сложна.
В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления различающиеся по своим целям содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука.
Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь является движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, н-р экономикой, социальными отношениями и политикой.
Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Н в качестве гуманитарной дисциплины культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную.
Культурология изучает не только культуру в целом но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет при условии и даже явление природы, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны прежде всего с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.
Соотношение философии культуры и культурологии такое же как у других форм конкретного знания от соответствующих философских дисциплин (например, натурфилософия и естествознание). Культурология рассматривая культуру как
Философия культуры отличается органичной связью гносеологического, аксеологического и метафизического углов взгляда на проблему.
Понятие, культуры и ее место в жизни общества.
Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура в этом смысле говоря о национальной культуре.
В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором который определил ее как : целостный комплекс, который включает в себя знания , верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат.
Существуют достаточно экзотические определения, например В. Оствальд определяет культуру как преобразование энергии природной в человечески полезную энергию. Йохан Хейзенга предлагает рассматривать культуру как игру. Авторы дающие то или иное определение как правило не отрицают и определений данных другими исследователями. Не которые даже предлагают все вышеперечисленные определения рассматривать как одно развернутое определение, каждая отдельная часть которого характеризует один из аспектов целостного явления культуры.
Можно выделить наиболее значительные компоненты структуры культурологического знания:
o теория культуры, демонстрирующая, насколько разнообразны попытки общего осмысления культуры, варианты систем понятий, категорий, теоретические схемы, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие. В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи сугубо философских методов и понятий;
o историко-культурные исследования: базируются на достижениях гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религии) и осуществляют историко-культурные исследования общего профиля; изучение культуры ментальностей (т.е. сформировавшихся в различных культурах способов мировосприятия); исследования религиозного аспекта культуры; культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики. Основные составляющие культурологии - философия культуры и история культуры. Первая изучает концепции происхождения и функционирования культуры; вторая - специфические черты культур, проявляющиеся на различных культурно-исторических этапах;
o социология культуры, представляющая собой союз социологии (изучающей общественную систему) и культурологии. Исследования в области социологии культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указывать на концепции культурной политики и деятельности культурных институтов, социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вживания человека в общественно-культурную систему), охрану культурного наследия и т.п.;
o культурная антропология - область культурологических знаний, во многом близкая к социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языковых и иных средств коммуникации в различных культурах.
Все эти направления культурологии можно назвать основными, или базовыми. Однако, помимо них, существуют и другие специальные и нетрадиционные сферы исследований (например, психология культуры, экология и теология культуры).
Резюмируя вышесказанное, следует добавить важную для понимания специфики культурологии деталь: данная наука может трактоваться как минимум в двух планах - в широком смысле и в узком. Культурология в широком смысле охватывает все учения о культуре, ее сущности, динамике развития, закономерностях функционирования и развития; она включает в себя философию культуры; социологию культуры; теологию культуры; психологию культуры; экологию культуры; культурную антропологию; историческую культурологию (историю культуры; историю культурологии) и прикладную культурологию.
В узком смысле слова культурология представляет собой науку о теории культуры, состоящую из следующих разделов: генезис культуры, морфология и динамика культуры, взаимодействие культур. Ее изучение связано с определенным комплексом исследовательских задач, таких как установление причин и закономерностей появления культуры, ее развития и функционирования, выяснение структуры культуры.
В зависимости от направленности на ту или иную проблемную область культурологии, в данной науке различают три основные отрасли:
o фундаментальная культурология, в которой взаимодействуют друг с другом философия и теория культуры: они исследуют наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, систему принципов, методологий и методов познания, систематизации и анализа изучаемого материала.
o культурная антропология изучает культурное бытие людей, их повседневную социальную практику, нормативные образцы поведения и сознания, непосредственные психологические мотивации и т.п. Теоретические концепции культурной антропологии служат основой для разработки практических технологий управления актуальными социокультурными процессами.
o приходная культурология занимается непосредственно разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе. Эта отрасль изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.