Женщина, расчёсывающая волосы

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Женщина, расчёсывающая волосы - student2.ru

Константин Брынкуши.

Уснувшая муза. 1909 г. Художественный институт, Чикаго.

*Тайная Вечеря — пасхальная трапеза, которую Христос в кругу двенадцати апостолов совершал незадолго до Своего ареста и казни.

скульптора, выходцы из России, ра­ботали на Западе — форма живёт весьма причудливой жизнью. Фигу­ры составлены из разнонаправлен­ных поверхностей: то выпуклых, то вогнутых. Тем самым скульпторы стремились показать модель одно­временно с разных точек зрения.

В то время как кубисты вникали в потаённое содержание обыден­ных вещей, футуристы в Италии воспевали форму агрессивную, ди­намично охватывающую окружаю­щее пространство.

Умберто Боччони (1882—1916) в «Техническом манифесте скульп­туры» (1912 г.) провозгласил прин­цип нового формотворчества: «Пол­нейшее уничтожение законченной линии и законченной статуи. От­кроем форму, как окно, и заключим в ней среду, в которой она живёт». В скульптурных композициях Боччони очертания предметов и фигур лишь намечены дробным, колючим контуром, форма как бы взрывает­ся, разлетаясь осколками во все сто­роны.

Скульптура конструктивизма — это гимн машинной цивилизации.

Здесь ведущая роль принадлежит родившимся в России, но работав­шим во Франции и США братьям Певзнер — Антону (1886—1962) и Науму (псевдоним — Наум Габо, 1890—1977). Их произведения

Женщина, расчёсывающая волосы - student2.ru

Антон Певзнер.

Феникс. 1955 г. Детройт.

Женщина, расчёсывающая волосы - student2.ru

Наум Габо. Линейная конструкция № 4. 1970 г.

Собственность семьи художника.

Женщина, расчёсывающая волосы - student2.ru

Осип Цадкин.

Разрушенный город. 1953 г.

Роттердам.

В памятнике, поставленном среди благополучного совре­менного города, запечатлён убийственный вихрь войны, который коверкает и ранит человеческую плоть.

ГЕНРИ МУР (1898—1986)

Генри Мур родился в промышленном городке Кастлфорд на востоке Англии. Он был седьмым из восьми детей в семье горного инженера. Несмотря на материальные трудности, Мур полу­чил серьёзное художественное образо­вание на отделении скульптуры коллед­жа искусств в Лидсе, а с 1921 г. — в Лондонском королевском колледже искусств (после двух лет учёбы он семь лет работал там преподавателем).

В Лондоне Мур внимательно изучал экспозиции известных музеев. Особен­но его привлекали коллекции древней скульптуры Месопотамии и Египта, крито-микенской культуры и Греции периода архаики, Тропической Афри­ки и доколумбовой Америки. В своих работах Мур искал иной пластической выразительности, нежели та, которую предлагала английская художественная традиция, основанная на классике.

К концу 20-х гг. выработался скульптурный язык Мура. Главной его особенностью стали плавные, текучие формы, которые сам мастер называл «органическими». Мур добивался, что­бы его произведения воспринимались скорее как «памятники» природы, естественные образования. Его скульп­туры словно подверглись воздействию природных стихий — как выветренные скалы или отполированные морской волной камни.

Первая персональная выставка Мура состоялась в 1928 г. Художест­венная жизнь Лондона в то время бы­ла достаточно консервативной, поэто­му его работы вначале были встречены непониманием. Потребовались годы, чтобы мастер утвердил право на соб­ственную позицию в искусстве, прими­рил зрителя со своими образами.

Отношение к творчеству Мура рез­ко изменилось, когда во время Второй мировой войны, в 1941 г., он исполнил серию рисунков «Метро». Она посвяще­на лондонцам, которые укрываются на платформах и в тоннеле метро, превра­щенного в бомбоубежище. Не детализи­руя характеры и индивидуальные черты

персонажей, он передал общее настро­ение тоски, уязвимости, беспомощности человека, его одиночество в толпе и в то же время силу взаимной поддерж­ки и тепла. Имя Мура сделалось чрез­вычайно популярным.

Диапазон изобразительных приё­мов Мура колеблется от вполне реаль­ных форм до предельно обобщённых и абстрактных. Например, если в скульп­туре «Полулежащая» (1930 г.) при всей её условности очень легко распознать женское тело, залюбоваться плавным изгибом ног, закинутой рукой, то ком­позиция «Струнные мать и дитя» (1938 г.) совсем не ассоциируется с че­ловеческими фигурами.

Антропоморфные, т. е. сохраняю­щие сходство с человеческим телом, полулежащие женские фигуры Генри Мура статичны, весомы. Даже самые малые по размеру скульптуры налиты тяжестью. При этом в целом ряде работ, создававшихся на протяжении несколь­ких десятилетий, тяжёлая бронзовая масса выглядит текучей и кажется лег­ко изменяемой. Позы персонажей на первый взгляд расслабленны, спокойны, но их переполняет внутренняя энергия.

Изображение матери с ребёнком у Мура всегда воспринимается как символ. Какими бы отвлечёнными ни были формы его скульптур, мастеру уда­лось вложить в них живые чувства, тра­гизм и нежность, беззащитность и силу.

В 40-х гг. в его творчестве появи­лась тема семьи, которая раскрывает­ся эмоционально, даже лирично. Так, в «Семейной группе» (1948—1949 гг.) изображения мужчины, женщины и ре­бёнка составляют неразрывное целое.

С годами творчество Мура стало всемирно известным. Он получал при­зы на международных выставках, пре­мии и почётные звания. В 1958 г. одна из его «Лежащих фигур» была установ­лена перед зданием Главной квартиры ЮНЕСКО (Организации Объединён­ных Наций по вопросам образования, науки и культуры) в Париже. В 1982 г. королева Великобритании участвовала в церемонии открытия галереи Генри Мура и центра обучения скульптуре его имени в Лидсе.

Женщина, расчёсывающая волосы - student2.ru

Наши рекомендации