I. пояснительная записка
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.КАНТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
«Согласовано» Декан факультета филологии и журналистики _____________к.ф.н.доц.Н.Е.Лихина «___»_____________ 20__ г. | «Утверждаю» Начальник УОП ______________________к.ю.н.доц.Д.Г.Житиневич «___» ______________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
«История зарубежной литературы ХХ века»
Для студентов 4 курса очной формы обучения
Направление подготовки: 031000.62 «Филология»
Профиль подготовки: «Зарубежная филология»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Калининград
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Составитель: к.ф.н., доцент кафедры зарубежной филологии М.Э.Королева.
УМК обсужден и утвержденна заседании кафедры зарубежной филологии.
Протокол № ____ от «____»__________ 2010 г.
Зав. кафедрой: __ _________/В.И.Грешных /
УМК одобрен методическим советом факультета филологии и журналистики, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).
Протокол № ____ от «____»__________ 2010 г.
Председатель методического совета: ___________/И. А. Трофимова/
Программа пересмотрена на заседании кафедры зарубежной филологии.
Внесены следующие изменения: изменений не внесено.
Протокол № ____ от «____»__________ 2010 г.
Зав. кафедрой: ___ ________/В.И.Грешных/
Менеджер ООП ________________ ( С.Н. Бабулевич)
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочей программы учебной дисциплины
1. Пояснительная записка………………………………….….…………………...4
2. Примерный тематический план……………………………………………….. 8
3. Содержание дисциплины…………………………………..……………….......10
4. Тематика рефератов (научно-исследовательских проектов)………………....20
5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля………………………...22
6. Критерии оценки знаний……………………………………………..............…25
7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов………...27
8. Список основной и дополнительной литературы……………………………..47
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины………59
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «История зарубежной литературы XX века» включена в базовую часть общепрофессионального цикла основной общеобразовательной программы бакалавриата по направлению 031000.62 «Филология» (профиль «Зарубежная филология»). Курс предназначен для студентов IV курса очной формы обучения.
Требования к начальной подготовке при изучении дисциплины: Спецификой данной дисциплины является, во-первых, ее типологическая и генетическая связь с основными курсами зарубежной (от эпохи античности и до начала XX века) литературы, а также с дисциплинами теоретического цикла - введением в литературоведение, теорией литературы и культурологией; во-вторых, ее итоговый и во многом обобщающий характер. Изучение данной дисциплины призвано актуализировать основные знания, полученные студентами в процессе знакомства с предыдущими культурно-историческими эпохами, а также основные навыки и умения литературоведческого анализа, приобретенные в процессе изучения дисциплин теоретического цикла. Важной составляющей частью лекционного курса является сопоставительный анализ моделей художественного сознания XX века и предыдущих художественных систем.
Курс «История зарубежной литературы XX века» включает в себя обширный и разносторонний материал, обусловленный и достаточно интенсивным развитием литературного процесса в этот период, и сложностью культурно-исторической ситуации, и глобальностью социальных сдвигов. В области искусства и литературы в XX веке происходит переоценка многих ключевых понятий, значительным оказывается и влияние развития литературно-критических школ.
Цель курса – изучение истории развития зарубежных литературXX века. Расширение и углубление историко-литературных знаний студентов факультета филологии и журналистики. Задачи изучения дисциплины:
1. Изучение специфики развития зарубежной литературы XX века в контексте истории мировой культуры.
2. Характеристика художественных направлений, творческих методов, эстетических программ.
3. Анализ этапов литературного развития и творчества крупнейших писателей.
4. Выявление специфики «повествовательной техники» литературы XX века.
5. Усвоение теоретических знаний в рамках изучения вопросов эволюции литературных жанров.
Данными факторами в целом предопределяется не только выбор отдельных тем лекционных и практических занятий, но и степень углубленности в изучаемый материал. Ряд важных вопросов, охватывающих достаточно большой объем фактического материала, подлежит самостоятельному изучению.
Одним из аспектов данной рабочей программы является развитие научно-исследовательских навыков студентов, которые могут быть востребованы в процессе подготовки к написанию дипломного сочинения. Поэтому значительную часть самостоятельной работы составляет поиск необходимой научно-критической литературы по выбранному аспекту, аннотирование и реферирование современных научно-критических работ, в том числе и на иностранном языке, составление библиографии к спецвопросу. В свете вышеизложенного особое значение приобретает индивидуальная работа, основная задача которой заключается в оптимизации и стимулировании научно-исследовательских и аналитических способностей студентов.
В основу программы положены следующие материалы: История зарубежной литературы (Программы дисциплин предметной подготовки) / Под ред. М.И. Никола. М., 2001; Зарубежная литература ХХ века. Практические занятия / Под ред. И.В.Кабановой. М., 2007; Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Под ред. Н.П.Михальской и .В.Дудовой. М., 1999.
Итоговая форма отчетности – экзамен.
Процесс изучения дисциплины «История зарубежной литературы XX века» направлен на формирование следующих компетенций:
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучаемых литератур, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
- владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
- способность проводить под научным руководством локальные научные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
- владение навыками участи в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);
- способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- о литературной эпохе XX века в целом;
- о культурно-историческом контексте развития литературы XX века (история, философия, социология);
- о границах литературной эпохи XX века и основных направлениях внутри нее;
- о современном состоянии изучения литературного процесса XX века;
- о картине европейского литературного сознания на протяжении XX века;
- специфику творческого процесса XX века в его конкретных проявлениях (художественные системы и направления, индивидуальный облик авторов и их творческого наследия);
- синхронические и диахронические аспекты развития литературы
изучаемой эпохи;
- специфику творческого процесса XX века в его конкретных проявлениях (художественные системы и направления, индивидуальный облик авторов и их творческого наследия);
- синхронические и диахронические аспекты развития литературы
изучаемой эпохи.
Уметь:
- анализировать особенности и специфику литературного процесса XX века, творчество писателя в целом и отдельных его произведений;
- профессионально оперировать понятиями современного литературоведения (абсурдизм, экзистенциализм, постмодернизм, деконструктивизм, структурализм, феминистическая литература и т.д.);
- реферировать научные статьи по проблемам современной литературы.
Владеть:
- навыками описания литературоведческого объекта;
- приемами самостоятельного поиска научного объекта;
- навыками метаязыковой характеристики объекта, приемами составления научного высказывания.
-
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные тематические модули | Распределение часов по видам и формам занятий | ||||
Аудиторные занятия | Самост. работа | ||||
Всего аудиторных | в том числе | ||||
Лекции | Практ. занятия | Лаборат. занятия | |||
1. Введение. Литературная эпоха ХХ века. Литературный авангард. | — | ||||
2. Литература Великобритании 20-30-х гг. Проблема героя. Художественный мир Д.Джойса. | — | ||||
3. Литература Великобритании 20-30-х гг. В.Вулф. Лабиринты сознания. Телесный мир Лоуренса. | — | ||||
4. Литература Великобритании 20-30-х гг. Олдингтон и литература «потерянного поколения». | — | ||||
5. Литература Франции первой половины ХХ века. Пути развития. М.Пруст: в поисках формы. | — | ||||
6. Литература Франции первой половины ХХ века. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра: наедине с Собой. | — | ||||
7. Литература Франции первой половины ХХ века. «Дореволюционное сознание» А.Камю. | — | ||||
8. Литература Германии. Проблемы развития. Экспрессионизм. Г.Гессе: воспоминание о романтизме. | — | ||||
9. Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Кафка и Музиль. | — | ||||
10. Литература второй половины века. Особенности литературного процесса. Литературное развитие Франции послевоенного периода. Художественная проза во Франции второй половины века. Антитеатр во Франции | — | ||||
11. Антиколониальная тема в литературе Великобритании. «Сердитые молодые люди» в литературе Великобритании. Художественное мышление Фаулза. | — | ||||
12. Литература США. Выбор героя. Выбор метода. | — | ||||
13. Постмодернизм в литературе европейских стран. Латиноамериканская литература. | |||||
Итого часов | — | ||||
КСР | |||||
Общая трудоемкость |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ