Этот материал – интервью с человеком, который представляет музыку, прямо противоположную абсолютному большинству современных традиций. Шаманизм – одна из древнейших духовных традиций человечества, напрямую связан с сознательным звукоизвлечением, именно ритмические звуки бубна воспринимаются здесь как главное условие впадения в транс, и, как следствие, высшей самореализации. На самом деле, многие современные музыканты используют принципиально тот же путь, достаточно вспомнить силу суггестии и воздействия на публику таких артистов как Дэвид Тибет (CURRENT 93), DIAMANDA GALAS, HYBRYDS, и т.д. Недавно в Архангельске завершился практический семинар, который провел человек, который сегодня, в начале XXI века, считает себя шаманом. Сам себя он называет Перуном ( имя бога-громовержца древнеславянского пантеона), говорит, что это имя получил при посвящении, и представляет школу, именующую себя «Алтайский Ашрам», возглавляемую Богомудром Алтай-Каганом. Штаб-квартира организации находится на Алтае, близ горы Белуха. Организация достаточно известна по всему миру, среди направлений ее деятельности – проведение небесплатных семинаров практически по всему миру. Кстати, диски шаманской (или претендующей на таковую) музыки эти люди также активно издают, правда, на CD-R-ах. Об этих дисках стоит поговорить отдельно, а перед вами – попытка разобраться в явлении шаманизма из первых уст, не подвергая каким-либо интерпретациям. - Мой путь начался еще до того момента, как я его осознал, - говорит Перун.В возрасте нескольких лет близкие заметили мою способность облегчать боль человеку. Я видел во снах какие-то события из будущего, происходили другие странные явления, много времени проводил в лесу, в уединении. Потом во сне ко мне стали приходить Учителя.
- Как шаман получает свое звание, обретает этот статус – в глазах социума и в собственных глазах? Что представляет из себя сам момент посвящения?
- У древних шаманов посвящение называлось «Рассечением». Перед этим моментом человек отдаляется от общества, переживает болезни и кризисы, и вот наступает момент, когда он идет на определенное место, где проходит сам обряд рассечения. Инициацию проводят некие существа из тонкого мира, духи. Человек видит и чувствует, как они поедают части его тела и заменяют их своими. После этого события он теряет свою человеческую природу, он становится духом, существом в человеческом теле. Шаман начинает все больше пребывать в тонком мире, мире сновидений. Там он может летать в будущее, прошлое, погружаться в свой внутренний мир. Когда шаман занимается исцелением, он видит болезнь так, как будто душа человека потерялась в тонком мире. Он находит ее и исцеляет болезнь.
- Привязан ли шаманизм как религия к какому-то определенному этносу?
- На мой взгляд, шаманизм – некая единая изначальная религия, несущая определенную систему знаний о мире. Но этнические, т.е. традиционные направления, связанные с конкретной культурой и языком, так же существуют и культивируются.
- Не кажется ли вам определенным противоречим тот факт, что в начале 21-го века мы говорим о шаманизме, как о некой системе знаний, актуальной и не противоречащей современному развитию науки и технологии?
- Практика шаманизма соответствует самым передовым научным взглядам. Общаясь во многих странах мира с учеными, - физиками, физиологами, астрономами, - мы постоянно находим этому подтверждения. Скажем, физики и математики находят обоснования и формулы, которые описывают, искусство телекинеза, или чтение мыслей на расстоянии. Если использовать научный язык, мы говорим о различных уровнях организации пространства. Когда этот уровень становится более тонким, и происходят эти феномены. Тем не менее, все эти явления имеют физическую природу, - например, физические приборы уже могут видеть биополе человека. Физики, исследовали процессы, происходящие с человеком во время камлания. Именно во время шаманского транса излучения частиц самого тонкого уровня становятся в сотни раз больше. Но шаман может видеть глубже – вплоть до самого тонкого плана, человеческой души.
- Камлание – особая шаманская практика, которая позволяет войти в состояние измененного сознания, он отделяется от привычного сознания и может путешествовать по иным мирам, таким же ярким как этот, или даже ярче. Цель камлания - уйти от реальности этого мира.
- Как достигается этот эффект? Используют ли шаманы вещества с галлюциногенным действием?
- Это вопрос задают очень часто. Да, иногда шаманы используют особый травяной настой, который позволяет высвободить «тело сновидения», что у обычного человека случается только во время сна. Но самое главное – в течении всей своей жизни шаман стремится освободиться от определенного образа мысли и жизни, автоматических эмоций, свойственных человеку, - например, вызывающих агрессию, обиду, подавленность. При освобождении от этих аффектов, сила шамана становится больше, а сознание свободнее. Эту силу шаман и направляет на свои нужды.
- Насколько важен в этом процессе звук бубна и музыка вообще?
- Звук бубна имеет огромную силу. Эта музыка позволяет войти в такое состояние, которое не может дать ни один музыкальный инструмент. Настоящий шаман как бы настаивать вибрации собственного мозга на звук своего бубна. Каждый такой бубен индивидуален, он делается самим шаманом из кожи оленя-марала, которого он видит во сне – это значит, что настал час изготовления бубна. Шаман идет в лес, находит оленя, и делает из него инструмент. В каждом бубне есть дух, на алтайском языке он называется тенгур эйзи. Когда начинается камлание, этот дух пробуждается, приходит к шаману в виде того самого оленя, и несет его по мирам.
- Каждый ли человек может стать шаманом?
- Есть люди, обладающие очень сильным шаманским даром. И есть люди, которых Сила заставляет стать своим проводником. Но любому человеку это знание может помочь в определенных ситуациях.
- Несет ли на себе шаман определенные обязательства перед обществом? Есть ли в нем черты харизматического лидера?
- Призвание шамана – соединять мир людей с миром духов. Во все времена шаманы занимали в обществе особое положение. Обычно они жили где-то на окраине деревни, в некотором отдалении от соплеменников, и к ними обращались за помощью в самых различных ситуациях. Человек, занимающийся шаманизмом, имеет особый статус, который в современном обществе сравним, скажем, со статусом целителя.
- Некоторые исследователи шаманизма говорили об отверженности, принципиальном одиночестве шамана в обществе…
- Сознание шамана настолько обширно, что реальный мир, социум становится для него очень узким. Но шаман – не обязательно отверженный, есть шаманы, занимающие очень активную позицию в жизни, в обществе. Но в то же время они не отожествлены с его традициями и эмоциями. Шаман даже может выполнять в обществе определенные функции, но его сознание при этом остается свободным – это путь истинного шамана.
- Есть ли в нашем обществе известные люди – политики, бизнесмены, врачи, - которые на ваш взгляд, несут на себе определенные черты шамана? Можно ли это определить, скажем, с телеэкрана?
- Если человек действует не от себя, если он выступает проводником Силы, которая через него действует, он выступает как шаман. У многих людей есть такой дар, в той или иной степени. Если человек, например, в Госдуме, реализует какие-то силы - хотя обычно они не слишком высокие по уровню, - отчасти он сравним с шаманом. Но в отличие от настоящего шамана, который всегда осознает, какая сила через него проявляется, такой человек действует неосознанно.
- Можете ли вы дать некую характеристику состояния российского общества?
- Из России идет духовное возрождение. Западная культура подготовила определенную материальную основу для развития духовности. И хотя в этом пока есть некоторое торможение, этот момент близок и он обязательно настанет.
Алексей ШЕПТУНОВ P.S.: «…Исключительность шамана состоит в том, что ему удается включить в свое сознание опыт, который в обыденном мире принадлежит снам, «безумию» и предсмертным состояниям. Шаманы и мистики первобытного общества справедливо рассматриваются как высшие существа…Шаман – это человек, который знает и помнит, то есть посвящен в тайну жизни и смерти, разделяет жизнь духа. В более поздних цивилизациях «философы» начнут появляться именно среди этих людей, страстно пытающихся разгадать тайны существования и по призванию склонных к экспериментальному познанию внутренней жизни человека.» М.Элиаде, «Тайные общества, обряды и посвящения», М., 2002 | |