Историческая жанровая генерализация
В начале XIX в., когда В. Скотт разработал в литературе принцип историзма, возник жанр исторического романа (произведения В.Скотта, А.деВиньи, В.Гюго и др.). В XX в. складывается разветвленная историческая жанровая генерализация, охватывающая прозу (роман, повесть, новелла, прозаические циклы), драматургию (историческая драма), поэзию (поэма, баллада и др.). Исторический роман представлен в творчестве выдающихся немецких писателей Генриха Манна («Юные годы короля Генриха IV», «Зрелые годы короля Генриха IV»), Томаса Манна (тетралогия «Иосиф и его братья»), Лиона Фейхтвангера («Иудейская война», «Гойя»). Наряду с огромными циклами исторических романов, подобными «Проклятым королям» французского писателя Мориса Дрюона (о французских королях начиная с Филиппа Красивого, XIV в.), появляются принципиально новые решения исторической темы, как, например, в творчестве Фолкнера, одного из крупнейших американских писателей XX в., лауреата Нобелевской премии (1949).
Фолкнер. Уильям Фолкнер (1897— 1962) — американский писатель. Ранние стихи и романы Фолкнера не привлекли внимания читателей. Но роман «Шум и ярость» (1929), в котором использована техника «потока сознания», сразу был назван модернистами «великой книгой». В нем Фолкнер впервые применил свой основной принцип повествования — «двойное видение», когда одни и те же ситуации и персонажи предстают с нескольких точек зрения, принадлежащих людям, различающимся по мировосприятию и психологическому складу. Например, в романе «Когда я умирала» (1930) количество таких точек зрения, выраженных в коротких монологах, доведено до 59. Позже писатель отойдет от излишне авангардистских решений и выработает свой особый реалистический стиль.
В названных романах и предшествовавшем им «Сарторисе» (1929) Фолкнер начал решать проблему создания своего художественного мира самым буквальным образом, тщательно описывая придуманный им округ Иокнапатофа на крайнем юге США, «клочок земли величиной с почтовую марку». Многие биографы считают, что эту идею подсказал в 1925 г. молодому писателю замечательный американский новеллист Шервуд Андерсон, и приводят его слова: «Вы, Фолкнер, деревенский парень, и все, что вы знаете, — это маленький кусочек земли у себя в Миссисипи. И этого вполне достаточно. Это тоже Америка... Только и нужно, чтобы вы посмотрели на свою землю, послушали и поняли, если сумеете». Округ Иокнапатофа и его столица Джефферсон напоминают реальный округ Лафайет и его главный город Оксфорд с 4-тысячным населением, в котором писатель прожил почти всю жизнь. Исторический охват в фолкнеровской саге — от рождения в Глазго в 1699 г. Квентина Маклюэна Компсона, основателя рода Компеонов, чей внук Джейсон Ликург Компсон в 1811 г. поселился в Йокнапатофе, до первых десятилетий XX в., когда в саге появляется адвокат Гэвин Стивене, персонаж, наиболее близкий автору. Изображены исторические процессы, общие для всего южного региона огромной страны: крушение рабства и связанного с ним жизненного уклада и психологического климата, установление буржуазного порядка с присущим ему динамизмом и делячеством, расовые проблемы и чувство вины белого человека. Фолкнер населяет свой художественный мир персонажами, переходящими из произведения в произведение. Произведения фолкнеровской саги в порядке их создания (а не сюжетной хронологии событий) располагаются так: после трех названных романов следуют сборник новелл «Тринадцать» (1931), романы «Святилище» (1931), «Свет в августе» (1932), сборник новелл «Доктор Мартино» (1934), роман «Авессалом, Авессалом!» (1936), цикл повестей «Непобежденные» (1938), романы «Дикие пальмы» (1939), «Деревушка» (1940), цикл повестей «Сойди, Моисей» (1942), роман «Осквернитель праха» (1948), цикл рассказов «Ход конем» (1949), «Собрание рассказов» (1950), роман «Реквием по монахине» (1951), сборник новелл «Большие леса» (1955), романы «Город» (1957), «Особняк» (1959), «Похитители» (1962). Романы «Деревушка», «Город», «Особняк» составляют внутренний романный цикл — трилогию о Сноупсах. Склонность к цикличности и историзм могут быть отмечены на любом уровне вплоть до построения фраз: Фолкнер пользуется длинными и сложными синтаксическими конструкциями, охватывающими сразу несколько времен.
Андрич. Иво Андрич (1892—1975) — сербский писатель, один из наиболее значительных представителей югославской литературы XX в. Он обратился к историческому жанру на материале родной национальной истории, неизвестной читателям Европы и других континентов, экзотичной для них, что стало характерной чертой историзма XX в.
В юности Андрич сблизился с организацией «Молодая Босния», осуществившей убийство австрийского престолонаследника Франца Фердинанда, которое послужило поводом к началу Первой мировой войны. В 1914 г. он был интернирован австро-венгерскими властями. Андрич начал печататься в 1911 г. Писатель обратил на себя внимание читателей новеллами 20—-30-х гг., в которых мастерски передал ощущение трагизма человеческого существования в буржуазной Югославии.
После 1918 г., когда в результате распада Австро-Венгрии образовалось югославское государство, начинается интенсивный процесс сближения развивавшихся ранее относительно самостоятельно литератур Македонии, Сербии, Словении, Хорватии, Черногории. В 1920-е гг. господствующим направлением там становится экспрессионизм. Наряду с правым крылом (А.Б. Шимич и его последователи) возникает левое течение в экспрессионизме, имеющее отчетливую социалистическую ориентацию (М. Крлежа, А. Цесарец и др.). С конца 1920-х гг. ведущее место начинает занимать реалистическое направление (Б. Нушич, Д. Максимович, отошедшие от экспрессионизма М.Крлежа, И.Андрич и др.). Этническое и языковое родство, переплетение исторических судеб славянских народов Югославии обусловили общие закономерности их культурного развития. Исторические особенности определили специфику искусства каждой нации, неравномерность их литературного развития.
Одним из важных объединяющих факторов для югославов стали исторические произведения Андрича. Мировую известность принесли писателю романы «Травницкая хроника» (1942, опубл. 1945) и «Мост на Дрине» (1942—1943, опубл. 1945), посвященные прошлому Боснии. Через все творчество Андрича проходит образ моста как символ связи людей, гуманных отношений в жестоком мире зла и несправедливости.
Роман Андрича «Мост на Дрине» имеет подзаголовок «Вышеградская хроника». В романе-хронике писатель рассказывает о четырех столетиях жизни своего народа. Босния долгое время находилась под турецким игом, затем входила в состав Австро-Венгрии. Автор заканчивает рассказ об истории своего народа описанием первых дней войны 1914—1918 гг. Андрич успешно решает сложную задачу — описать в одной книге такой громадный период.
В финале романа рисуется символическая картина: мост, связующий в течение четырех веков Восток и Запад, многообразные человеческие судьбы, разрушен. Закончена повесть о трагических судьбах народа Боснии, вступающего вместе со всем человечеством на порог новой эры.
Роман, опубликованный после разгрома фашистской Германии, приобрел широкую известность на родине писателя. Вскоре к нему пришла международная известность (Нобелевская премия, 1961).