Семья как первичный социально-культурный институт. Развитие семейного художественного творчества
Семья — малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.
Одним из важнейших социальных институтов культуры является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья – это связь поколений, традиций, это то, на чем основана жизнь человека. Именно семья определяет психологию и поведение человека, так как основные этапы его жизни связаны именно с семьей.
Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья и ее функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условий сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. В связи с этим семьи делятся на пять типов.
1-ый тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, т. е. гармоничная семья. Гармоничным семей-ным союзом считается тот, при котором семья превращается в открытую систему, раскрывающую широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех ее членов.
Досуг в таких семья родители проводят вместе с детьми: выезжают за город на прогулки, организуют различные игры, интересно с выдумкой готовятся к семейным праздникам: делают друг другу приятные сюрпризы, находят время для посещения театра, выставок. Родители в таких семьях охотно беседуют с детьми на все интересующие их темы. Родители из гармоничных семей не только избирательно относятся к телепередачам, но и готовят ребенка к их просмотру. В таких семьях считается традицией устраивать вечера-посиделки по типу «в гостях, но дома», т. е. ужин не на кухне, а в комнате за столом всей семьей, где проводятся уроки этикета, как себя вести за столом, как пользоваться столовыми приборами и т. д.
В таких семьях присутствует замечательная традиция чтения литературы вслух.
Театрализованные поздравления и семейные спектакли к Новому году и другим праздникам – это тоже традиция гармоничных семей. Как правило, папа – в роли Деда Мороза, мама – в роли Снегурочки. Дети не просто принимают подарки, они разыгрывают сценки заранее подготовившись к ним.
Все интересные события фотографируются, снимаются на видео. В такой семье царит атмосфера теплоты и нежности.
2-ой тип:семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность воспитания детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции.
3-ий тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. В таких семьях ни о каком воспитании не может быть речи, все пущено на самотек. Нужно необходимое активное педагогическое воздействие, изменение микроклимата в семье, чтобы не потерять растущего в ней человека. Желательно активное педагогическое воздействие для изменения микроклимата в семье, чтобы не потерять растущего в ней человека.
4-ый тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные ценности. Такой тип семей называют «сегодня не то время». Занятия детей, посвященное рисованию, пению, танцам и другим художественным увлечениям, в данных семьях считаются «неглавными и несерьезными». Но, что парадоксально, родители в этих семьях в прошлом занимались, причем активно занимались в коллективах художественного творчества. Но рассуждают они так: «Сегодня не то время. Пусть лучше займется делом». «Дело» - это конкретная работа, например, помощь на приусадебном участке, или приобретение профессии, которая обеспечит жизнь в достатке.
Постоянный духовно-нравственный и эстетический рост, умение строить отношения в семье способствуют росту и развитию ребенка во всем многообразии.
5-ый тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Родители сохраняют семью, чтобы только вырастить детей, но эмоционально и духовно они разъединены. В таких семьях дети отличаются эмоциональной неуравновешенностью.