Шкала оценки потребности в достижении

Суждения

1. Думаю, что успех в жизни, скорее всего, зависит от случая, чем от

расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий

смысл.

3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих

взаимоотношений с близ

кими.

5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не

близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее

элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу за

быть о мерах

предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее всего, обстоятельства, чем я сам

12. Терпения во мне больше, чем способностей.

13. Мои родители слишком строго контролировали меня.

14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от

своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.

17. Я усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19.Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее всего, об

оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Уровень мотивации достижения

Низкий средний высокий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сумма 2 -9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Код:

ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;

ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Раздел 2

Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности)

1) активная деятельная жизнь

(полнотаи эмоциональная насыщенность жизни);

2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемых жизненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в

искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное

совершенствование);

13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение,

отсутствие обязанностей);

14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15) счастливая семейная жизнь;

16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других

людей, всего народа, человечества в целом);

17) творчество (возможность творческой деятельности) ;

18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних

противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2) воспитанность (хорошие манеры);

3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4) жизнерадостность (чувство юмора);

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их

ошибки и заблуждения);

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные

вкусы, обычаи, привычки);

16) честность (правдивость, искренность);

17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18) чуткость (заботливость).

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и

экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость

—возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей),

так и инструкции. Особую роль играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные

выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы.

1. В каком порядке, и в какой степени (в процентах) реализованы данные

ценности в вашей жизни?

2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?

5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

6. ...через 5 или 10 лет?

7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

Раздел 3

Наши рекомендации