И его драматургический анализ
Прежде чем вести речь о драматургическом анализе документального объекта внимания, рассмотрим следующие разновидности документального материала, используемые в сценарной практике.
1. Печатный документальный материал. К этому материалу относятся все публицистические жанры, которые можно встретить на страницах газет, журналов, альманахов, книг и т.д. Это заметки, репортажи, очерки, статьи и др.
2. Радио и другой аудиоматериал. Подобный документальный материал воспринимается на слух и рассказывает о том или ином факте.
3. Фото-, кино- и видеоматериал. В этом случае документальную информацию можно как услышать, так и увидеть.
4. Вещественный документальный материал. К этому документальному материалу можно отнести предметы, содержащие в себе информацию о том или ином факте: личные вещи, музейные экспонаты, улики и т.п.
5. Одушевленный документальный материал. Это, прежде всего, человек как документальный герой, как личность с собственной биографией, деяниями, мыслями и чувствами, достоинствами и недостатками. К этой разновидности документального материала можно отнести и целый ряд других живых существ, а также представителей растительного мира, чем-либо замечательных и потому ставших документальным объектом внимания сценариста.
6. Устный документальный материал. Это свидетельства участников либо очевидцев каких-либо событий или явлений.
Для проверки драматургичности, то есть возможности преобразования документального материала в художественную форму, проводится его драматургический анализ. Суть такого анализа состоит в следующем.
1. Определяется и формулируется ситуация, заключенная в документальном материале.
Ситуацией мы называем расстановку сторон, наличествующих и могущих прийти во взаимодействие друг с другом, их количество и качество.
2. Определяется и формулируется конфликт, заключенный в документальном материале.
Конфликт – это взаимодействие, столкновение сторон, мнений, сил в результате противоречия между ними. Формулируя конфликт, необходимо помнить, что это столкновение не между кем-то и кем-то, а всегда между чем-то и чем-то.
3. Определяется и формулируется событие, заключенное в документальном материале.
Событие есть завершение взаимодействия сторон, создавших ситуацию, в результате чего происходит разрешение конфликта, его исчезновение. Событие может иметь место в рассматриваемом факте, а может и не иметь. Данное условие не есть необходимое, ибо в процессе преобразования документального материала в художественную форму мы всегда можем это событие домыслить, не забывая о логике развития взаимодействия сторон.
Обратимся к практическому примеру. Предлагается провести драматургический анализ печатного документального материала, в частности, следующей коммерческой рекламы.
СОЛО Реальность Вашей мечты Лицензия № 007621 | v ГРЕЦИЯ - отдых на берегу лазурного моря у подножия Олимпа .......... 389 $, v ТАЙЛАНД .................................. 750 $, v КИПР .......................................... 460 $, v ИСПАНИЯ ................................. 520 $, v КАНАРСКИЕ ОСТРОВА ......... 875 $, v ИТАЛИЯ...................................... 470 $ Обращаться по телефону: 61-38-33 |
1. Определение и формулирование ситуации.
Данный документальный материал содержит в себе две стороны, обусловливающих ситуацию. Первая – предложение туристической фирмы приобрести путевки. Вторая – возможность приобретения этих путевок российскими гражданами. Можно сформулировать иначе, оставляя неизменной суть ситуации. Первая сторона – мечта народонаселения. Вторая сторона – карман того же народонаселения.
2. Определение и формулирование конфликта.
Конфликт можно сформулировать следующим образом. Это столкновение двух вещей: с одной стороны – реальная возможность сделать мечту явью, что и декларирует реклама, с другой стороны – невозможность осуществления соблазнительного предложения. Иначе говоря, мечта для большинства наших сограждан явно не по карману.
3. Определение и формулирование события.
Событие в данном документальном материале отсутствует, разрешения конфликта не происходит. Но это событие вполне можно домыслить. Поскольку данная проблема весьма характерна для большинства, то это большинство проигнорирует сей факт способом, весьма далеким от желания и надежд рекламодателя.
Вопросы для самопроверки
1. Какие существуют разновидности документального материала?
2. Что составляет суть драматургического анализа документального материала?
3. Какие изменения претерпевает ситуация по мере развития конфликта до его разрешения?
ДРАМАТУРГИЗАЦИЯ ФАКТА
Драматургизация факта, который, в свою очередь, есть документальный объект внимания сценариста, - это творческий процесс преобразования последнего в художественный драматургический материал.
Как мы уже знаем, драматургический анализ факта выявляет заключенные в нем ситуацию, конфликт и событие. Определив и сформулировав эти три составляющие, можно непосредственно приступить к процессу драматургизацию документального объекта внимания. Собственно говоря, этот процесс представляет собой преобразование документального объекта внимания сценариста, который, будучи воплощенным в форму театрализованного действа, становится художественным объектом внимания публики. При этом каждая составляющая, заключенная в документальном материале, преобразуется соответственно в ситуацию, конфликт и событие, определяющие драматургическую основу художественной производной, взятой от реального факта. Тематически, идейно и жанрово реальный факт адекватен своему драматургическому аналогу.
Наглядно процесс драматургизации можно представить в виде следующей схемы.
Легко догадаться, что полученные в процессе драматургизации три художественные составляющие есть не что иное, как художественные образы соответствующих документальных составляющих.
Основным инструментом для подобного преобразования информационно-логического материала в эмоционально-образный драматургический материал служит метафора.
Развитие и разрешение конфликта может идти двумя путями: первый - перестает существовать одна из конфликтующих сторон, второй - с одной из конфликтующих сторон происходит некая метаморфоза, в результате которой она становится по существу адекватной другой, первоначально конфликтующей с ней, стороне.
Пример. Поставим перед собой следующую творческую задачу: предложенный документальный материал, а именно фрагмент газетной заметки, преобразовать в материал драматургический, т.е. повергнуть его драматургизации.
«Когда лицей не по зубам» ...Мой сын тоже учится в престижном лицее. Но у меня нет такого благостного настроения по этому поводу. Как раз наоборот. И похоже, что нам придется покинуть стены этого учебного заведения по материальным соображениям. Учебники – это я понимаю. Но скажите, зачем на наши деньги делать в школе евроремонт, когда больше половины учеников живут в стесненных материальных условиях? Дирекция лицея постоянно говорит нам, что родительские деньги идут на дополнительное образование. Но ведь из денег, собранных родителями, делается еще и глобальный ремонт: навесные потолки, стеновые панели, и прочее, и прочее. А дома я не могу купить рулон обоев. |
Проведем предварительный драматургический анализ данного документального объекта внимания.
Ситуацию в нем образуют две стороны, одна из которых - учащиеся лицея и их родители, другая – дирекция учебного заведения.
Конфликтом является противостояние: с одной стороны, взыскание от лица дирекции денежных сумм с лицеистов и их родителей, с другой стороны, – невозможность последних эти деньги внести.
События, то бишь разрешения конфликта, в документальном материале нет, поэтому при драматургизации появляется необходимость это событие домыслить.
Таким образом, можно сделать вывод о драматургичности данного документального материала и приступить к работе над непосредственной драматургизацией предложенного факта. Результат этого процесса можно представить в виде сценической миниатюры, сценарий которой выглядит следующим образом.
«Когда лицей не по зубам»
Действуют: | Лицеисты, Директор, Строитель, Мадам. |
На сцене, исполняя куплеты, появляется шеренга бравых лицеистов
Лицеисты (поют): | А мы отнюдь не террористы! Нас греют знания и труд. А мы ребята-лицеисты, Из нас таланты так и прут! |
Навстречу лицеистам выходит Директор.
Лицеисты скандируют «Ать! Два!» и останавливаются
Директор: Ай да молодцы! Молотки да и только!
Лицеисты (вместе): Здрав! Жал! Гос! Дир!
Директор: Вольно! А ну, друзья мои, перекликнемся. Чтоб, значит, все, как есть, тут и были.
Лицеисты делают расчет по порядку, заменяя слова «Первый!
Второй!» на собственные имена.
- Лицеисты: – Вася!
– Коля!
– Маня!
- Степа!
- Катя!
- Таня!
- Гоша!
- Нюра!
- Юля!
- Капитолина!
Директор: Прелестно! Значит так: к завтрему – в фонд лицея, на Новый год, ко Дню Парижской коммуны и на обустройство территории. Вопросы есть? Вопросов нет. А теперь – гуляй по домам!
Лицеисты весело убегают за кулисы. Директор призывно хлопает в ладоши. Появляется Строитель
Строитель: Что скажешь, начальник?
Директор: Большой ремонт намечается. К работе-то как, готов?
Строитель: Всегда готов!
Директор: То-то же! А пока – свободен.
Строитель с бодрой песней покидает сцену
Строитель: | Кончай зевать! Кончай икать! Сиять лицею при обнове! Мне шпатлевать не привыкать И наводить красу не внове! |
Директор: Быть посему! Не лицей будет, а картинка.
На сцене вновь появляется шеренга Лицеистов,
но их на три человека меньше
Лицеисты (поют): | А мы отнюдь не террористы! Нас греют знания и труд. А мы ребята-лицеисты, Из нас таланты так и прут! |
Под «Ать! Два!» Лицеисты останавливаются
Директор: А ну, друзья мои, перекликнемся!
Лицеисты: –Степа!
- Катя!
- Таня!
- Гоша!
- Нюра!
- Юля!
- Капитолина!
Директор: А Вася, Коля и Маня где?
Лицеисты:
- Нет и не будет.
- Они на обустройство территории не наскребли.
- Извиняйте, сказали – и с глаз долой.
Директор: Прискорбно! Значит так: к завтрему – в фонд класса, на факультатив и на призрение сирот. А теперь – гуляй по домам!
Лицеисты убегают за кулисы. Директор хлопает в ладоши.
Появляется Строитель
Строитель: Какая команда будет, начальник?
Директор: будем паркет стелить, евроокно ставить, люстры вешать. Готов?
Строитель: Всегда готов!
Директор: Тогда – вперед!
Строитель уходит с песней
Строитель: | Кончай зевать! Кончай икать! Сиять лицею при обнове! Мне шпатлевать не привыкать И наводить красу не внове! |
Директор: Так тому и быть! Не лицей будет, а загляденье.
На сцене – шеренга Лицеистов. Их осталось пять человек.
Но они продолжают жизнерадостно петь
Лицеисты: | А мы отнюдь не террористы! Нас греют знания и труд. А мы ребята-лицеисты, Из нас таланты так и прут! |
Под «Ать! Два!» Лицеисты останавливаются
Директор: А ну, друзья мои, перекликнемся!
Лицеисты: –Таня!
- Гоша!
- Нюра!
- Юля!
- Капитолина!
Директор: А где Степа и Катя?
Лицеисты:
– Нет и не будет!
– Они на призрении сирот погорели.
– Извиняйте, сказали – и с глаз долой.
Директор: Весьма прискорбно! Значит так: к завтрему – на 8-е марта, на компьютерный класс, ну и, опять же, на обустройство. Вопросы есть? Вопросов нет. Тогда – гуляй по домам!
Лицеисты весело убегают. Директор хлопает в ладоши.
Появляется Строитель
Строитель: Какая будет директива, начальник?
Директор: Кондиционеры монтировать! Натяжные потолки рассупонивать! Стены дубом опанеливать!
Строитель: Всегда готов!
Директор: Тогда с богом!
Строитель с песней покидает сцену
Строитель: | Кончай зевать! Кончай икать! Сиять лицею при обнове! Мне шпатлевать не привыкать И наводить красу не внове! |
Директор: То-то же! Не лицей будет, сновидение.
На сцене появляется с песней последняя Лицеистка – Капитолина
Капитолина: | А я отнюдь не террористка! Мне ближе – знания и труд. А я девчонка-лицеистка, Мои таланты так и прут! |
Директор: И кто же ты такая будешь?
Капитолина: Капитолина и есть.
Директор: А скажи мне, Капитолина, где остальные?
Капитолина: Нет и не будет! Потому как на дубовые панели не тянут, а с натяжных потолков и вовсе нищают.
Директор: Да-а-а... А скажи мне, Капитолина, кто твой папа будет, ежели ты такая упорная?
Капитолина: Как кто? Известное дело – новый русский. Ему что дуб, что потолки– раз плюнуть!
Директор: Оно – конечно... Да только, дорогая ты моя Капитолина, один, как говорится, в поле не воин. Самое время, лицей на бордель пустить. А ты, того, гуляй себе по добру – по здорову! Небось, папа тебе аттестат, хошь в переходе, а все одно купит...
Капитолина весело убегает. Директор хлопает в ладоши.
Появляется Мадам
Мадам: Что скажете, любезный?
Директор: А то и скажу! Ей-ей, пропадай, лицей! Даешь на зуб казино да клуб! С фойе, фонтаном и кафе-шантаном! Битте-дритте, фрау-мадам! Мои палаты, а ваши гроши!
Мадам: Битте-дритте, господин хороший.
Музыка. Директор и Мадам, пританцовывая, покидают сцену
Вопросы для самопроверки
1. Что такое драматургизация факта?
2. Какова связь между документальным материалом и драматургическим?
3. Как выглядит схема драматургизации?
4. Что служи основным инструментом драматургизации?
II курс. 4 семестр