Тема 8. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА. МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Задание 1

В ХХ в. «центр тяжести» западной цивилизации переносится в Северную Америку. Американский философ Джордж Сантаяна полагал, что стремительное развитие бывших английских колоний было обусловлено особенностями менталитета переселявшихся туда первопроходцев. Эту точку зрения он изложил в своей книге «Характер и мировоззрение американцев».

Что говорит Сантаяна о природе и истоках уверенного оптимизма, присущего американской нации? Сохранят ли его рассуждения силу по отношению к истории освоения пространств России? Каковы были отличия в обстоятельствах и способах колонизации? Какую роль играл в том и в другом случае культурный фактор? Как это отразилось на облике сложившихся цивилизаций?

Открытие Америки произвело своеобразный отбор в рядах европейцев. За исключением негров, все американские колонисты были добровольными переселенцами. Дома остались счастливчики, домоседы и лентяи; всех прочих погнал за горизонт зов диких предков, либо неудовлетворенность собственной жизнью. Соответственно, американец – это самый большой любитель приключений из всех европейцев или потомок любителя приключений. Радикализм у него в крови: радикализм, пусть не интеллектуальный, но социальный. То, что существовало когда-то в прошлом, особенно в далеком прошлом, представляется ему не только не имеющим никакой силы, но и неуместным, второстепенным, утратившим силу. Размышления о прошлом кажутся ему пустой тратой времени. В то же время он необычайно устремлен в будущее; когда он желает решительно порекомендовать вам какую-то точку зрения или какой-то образ действия, то не находит ничего убедительней утверждения, что скоро к этому придут все. В этом ожидании скорого наступления того, что кажется ему благом, а также в одобрении того, наступления чего он вскоре ожидает, заключена суть его оптимизма. Подобная уверенность для первопроходца просто необходима.

Задание 2

В книге Р. Линтона «Не-американец» нарисован портрет типичного представителя современной цивилизации, привыкшего пользоваться достижениями других культур, не отдавая себе в этом отчета. С какими еще заимствованиями из культур других народов мы сталкиваемся в повседневной жизни? Как сочетаются в нашем обыденном опыте признаки глобализации и тенденция к сохранению самобытности российской культуры? Как проявляются в культуре России многочисленные этнические составляющие?

Типичный американец просыпается в кровати, сделанной по образцу, который пришел к нам с Ближнего Востока и был видоизменен в Северной Европе. Он сбрасывает одеяло из хлопка, сделанного в Индии, или льна, выращенного на Ближнем Востоке, или шелка, технология производства которого была открыта в Древнем Китае. Наш американец обувается в мокасины, изобретенные индейцами, он снимает пижаму, придуманную в Индии, и умывается мылом, впервые сваренным в древней Галлии. Он надевает одежду, детали которой произошли от кожаных одеяний кочевников азиатских степей, обувает туфли, сделанные из кожи по технологии, изобретенной в Древнем Египте, повязывает вокруг шеи полоску яркой ткани, которая представляет собой реликт шарфа, модного в XVII в. у хорватов. На голову он надевает шляпу из фетра, пришедшего из азиатских степей. Перед тем, как направиться завтракать в кафе, он смотрит в окно, сделанное из стекла, изобретенного в Египте, и если идет дождь, то надевает калоши из каучука, открытого центрально-американскими индейцами, и берет зонтик, придуманный жителями Юго-Восточной Азии. В кафе он сталкивается с целой серией заимствований… После завтрака он, наверное, захочет последовать обычаю американских индейцев, и пока наш герой курит, он читает новости дня, напечатанные по оформительским канонам древних семитов на материале, изобретенном в Китае, и по технологии, изобретенной В Германии. Смакуя информацию о бедах, постигших другие страны, он будет благодарить древнееврейское божество на индоевропейском языке, что он – стопроцентный американец.

Задание 3

Книга французского философа и социолога Жана Бодрийяра «Система вещей» была написана в 1968 г., когда термин «общество потребления» еще только входил в научный обиход. Бодрийяр был одним из первых, кто заговорил о ключевой роли рекламы в жизни современного общества, и ему удалось описать психологические и культурные механизмы вовлечения человека в сферу потребления настолько образно и точно, что «Система вещей» до сих пор остается одной из главных работ по данной тематике.

Несколько фрагментов книги Ж. Бодрийяра предлагаются вашему вниманию. Согласны ли вы с негативной оценкой общества потребления, отстаиваемой Бодрийяром? Какие доводы «за» и «против» его позиции можно привести? Приходится ли нам сегодня сталкиваться с ситуациями, о которых идет речь в книге?

Какие образы используются в современной рекламе для того, чтобы произвести эффект, описанный Бодрийяром?

В нашей городской цивилизации все быстрее сменяют друг друга новые поколения изделий... Технологический уровень представляет собой абстракцию: в повседневном быту мы практически не отдаем себе отчета в том, какова технологическая реальность наших вещей… каждый из предметов нашего быта ускользает от технологической структурности в сферу вторичных значений, от технологической системы в систему культуры. Возьмем для примера кофемолку: в ней структурно существенное – это электромотор, энергия, получаемая с электростанции, законы выработки и преобразования энергии; уже менее объективна, так как связана с потребностями того или иного человека, функция помола кофе; и уж совсем несущественно, то, что она зеленая и квадратная…

Один и тот же функциональный предмет может конкретизироваться в различных формах. А вещи промышленного производства тем и отличаются от ремесленных изделий, что несущественные черты определяются здесь не персональными вкусами заказчика и исполнителя, а всецело систематизируются современным производством, которое через эти второстепенные черты посредством моды осуществляет свои собственные цели…

На протяжении долгих веков новые поколения сменялись в обстановке одних и тех же вещей, которые их переживали, а ныне в пределах жизни одного индивида все быстрее сменяют друг друга поколения вещей. Современный потребитель непроизвольно принимает как должное то бесконечное принуждение, которому он подвергается, – обязанность покупать, чтобы общество продолжало производить, а сам он мог работать дальше, дабы было чем заплатить за купленное…

Решающее воздействие на покупателя оказывает не информация о достоинствах товара и не призывы к приобретению покупки. Индивид чувствителен к скрытым мотивам защищенности и дара, к той заботливости, с которой его убеждают и уговаривают, к неуловимым знакам того, что есть некто, кто берется информировать его о его собственных желаниях, предвосхищая их и рационально оправдывая в его собственных глазах. Таким образом, он «верит» рекламе не больше, чем ребенок верит в Деда Мороза. И это не мешает ему вовлекаться в смоделированную ситуацию.

Вопросы для обсуждения

1. Согласны ли вы с тем, что столкновение цивилизаций становится доминирующим фактором мировой политики? Какие крупные цивилизации (метакультуры) выделяются в современном мире? Какие системы ценностей они исповедуют?

2. В чем проявляется культурная глобализация? В каких формах заявляет о себе традиционализм?

3. Какие культурные традиции прошлого и настоящего представлены в культуре современного мира?

4. Каким репертуаром смыслов располагают элитарная и массовая субкультура? В чем достоинства и недостатки каждой? Как преодолевается этот разрыв в культуре постмодерна?

5. Почему в XX в. высокое искусство перестало играть роль «зеркала для человека»? Какие формы искусства стали выполнять эту функцию?

6. Почему кинематограф стал ведущим искусством ХХ в.?

7. Какими способами реклама влияет на формирование идентичности субъекта культуры?

8. Какие модели идентификации предлагает современная культура? Какие культурные институты служат проводниками этих моделей?

9. Каковы признаки постиндустриального типа культуры? Согласны ли вы, что развитие индустрии перестает быть культурообразующим фактором?

Наши рекомендации