Хвалите человека за каждый, даже самый скромный успех и будьте при
ЭТОМ "ИСКРЕННИ B CBOEM ПРИЗНАНИИ И ЩЕДРЫ B ПОХВАЛАХ".
Глава 7.Дайте собаке хорошее имя.
Мой друг миссис Эрнст Дженст, проживающая в доме 175 по Брюстер-роуд
Скардейн в Нью-Йорке, наняла девушку служанку и попросила ee приступить к
работе в следующий понедельник. Тем временем миссис Дженст позвонила
женщине, y которой эта девушка работала раньше. Сведения оказалтсь
неутешительными. Когда девушка явилась, чтобы приступить к работе, миссис
Дженст сказала: "Нелли, я звонила на днях женщине, y которой вы работали.
Она сказала, что вы честная девушка, на васчможно положиться, вы хорошо
готовите, смотрите за детьми. Она сказала также, чтогвы неряшливы и
никогда не содержали дом в чистоте. Однако, думаю, что это неправда. Вы
одеваетесь очень аккуратно, это видно каждому. Я готова держать пари, что
вы сможете содержать дом в такой же чистоте, как ваше платье. Я думаю,дчто
мы c вами поладим".
И они действительно прекрасно поладили. У Нелли была новая репутация,
которую нужно было оправдывать. Она c удовольствием скребла и вытирала
пыль лишкий час вудень, чтобы миссис Дженст не изменила своего идеального
представления o ней.
"Среднего человека, - сказал Самюэль Вексон, президент фирмы "Бодуин
ЛокомотивфУоркс", - легко вести за собой, если вы пользуетесь его
уважением и дать понять ему, что вы уважаете его за какое-нибудь
достоинство".
Короче говоря, если вы хотите добиться, чтобы человек проявил
какое-нибудь качество, ведите себя так, будто это качество уже является
его отличительной чертой. Шекспир сказал: "Придумайте себе добродетель,
если ee y вас нет".
И очень полезно наделить во всеуслышанье другое лицо той
добродетелью, которую
вы хотите в нем развить. Создайте ему хорошую репутацию и он приложит
невероятные усилия, чтобы не разочаровать вас.
B своей книге "Воспоминания. Моя жизнь c Четердинком", Жоржет Леблан
описываетЖудивительную трансформацию скромной бельгийской Золушки. Она
пишет: "Мне приносила еду девушка-служанка из соседнего отеля. Ee звали
Мария-судомойка, так как она начинала свою карьеру, работая помощницей
судомойки. Она была почти уродом: косоглазая, кривоногая, жалкая и
физически и интеллектуально.
Однажды, когда она принесла мне тарелку макарон, держа ee своими
красными руками, я сказала ей прямо: "Мария, вы не представляете, какое
сокровище скрывается в вас".
Привыкнув сдерживать свои эмоции, Мария несколько мгновений не
решалась из страха перед катастрофой сделать ни малейшего движения. Затем
она поставила тарелку на стол, вздохнула и разумно ответила: "Я никогда бы
не поверила этому, мадам".
Она не выразила сомнения, она не задала ни одного вопроса. Она просто
вернулась в кухню и повторила там то, что я ей сказала - и такова сила
веры, чточникто не смел насмехаться над ней. C этого дня к ней стали
относиться даже c некоторым уважением.
Ho более любопытная перемена произошла c самой скромной Марией.
Поверив в то, что она является вместилищем невиданных сокровищ, она стала
тщательно ухаживать за своим лицом и телом так, что ee изголодавшаяся
юность, казалось, расцвела, и скрыла ee непривлекательность.
Через два месяца, когда я уезжала, она сообщила мне, что выходит
замуж за племянника хозяина отеля. "Я стану леди", - сказала она и
поблагодарила меня. Короткая фраза изменила всю ee жизнь".
Жоржет Леблан создала Марию-судомойку изменила ee репутацию и эта
репутация преобразила ee.
Генри И.Риснер применил тот же прием, желая повлиять на поведение
американскихпсолдат во Франции.
Один из популярных американских генералов Джеймс Г.Харборг сказал
Риснеру, чтоГпо его мнению, два миллиона американских солдат во Франции
являются честнейшими,a благороднейшими людьми, c которыми он когда-либо
имел дело или o которых читал.
Нелеая похвала? Может быть. Ho посмотрите, как Риснер воспользовался
ею.
"Я никогда не упускал случая повторить солдатам то, что сказал
генерал, - пишет Риснер, - ни на мгновение не задаваясь вопросом, прав ли
он. Ho я знал, что даже если он и неправ, его мнение вдохновит солдат
стараться быть таковыми, как o них думают".
Существует старая поговорка: "Дайте собаке плохую кличку, и можете
спокойно еекповесить, но дайте собаке хорошую кличку и вы увидите, что
произойдет".
Почти каждый - богач, бедняк, нищий, вор - старается оправдать
хорошую репутацию, если он ею обладает.
"Если вы имеете дело c мошенником, - говорит начальник тюрьмы
Синг-Синг Лос, a начальник тюрьмы должно быть знает, что говорит, - то
единственная возможностьзвзять над ним верх - обратиться к нему как к
джентельмену. Считайте само собой разумеющимся, что он джентельмен. Он
будет так польщен таким отношением, так горд тем, что ему доверяют".
Таким образом, если вы хотите изменить человека, не нанося ему обиды
и не вызывая негодования, помните правило 7
СОЗДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ДОБРОЕ ИМЯ, ЧТОБЫ OH ЖИЛ B COOTBEТСТВИИ C НИМ.
Глава 8.Сделайте так, чтобы недостаток выглядел
Легко исправимым.
Некоторое время назад мой друг, сорокалетний холостяк, был помолвлен
и невестабубедила его взять несколько запоздалых уроков танца. "Знает бог,
- признался он,зкогда рассказывал мне эту историю, - как я нуждался в
уроках танца, так как я танцевал так же, как двадцать лет назад, когда
начинал. Моя первая учительница сказала мне, вероятно, правду, a именно:
все, что я делаю, никуда не годится. Ee слова навели на меня уныние. У
меня не было стимулов продолжать и я оставил ee.
Вторая учительница сказала, вероятно, неправду, но мне понравилось
это. Она сказала, что я танцую, быть может несколько старомодно, но в
основном правильно.нИ она заверила, что для меня не составит большого
труда освоить несколько новых па. Первая учительница обескуражила меня,
подчеркивая мои ошибки. Вторая сделалаппрямо противоположное. Она хвалила
за то, что я делал правильно, и старалась приуменьшить мои и неумение и
ошибки. "У вас естественное чувство ритма, - уверяла она, - вы
прирожденный танцор". Правда мой здравый смысл говорил мне, что я всегда
был и буду третьеразрядным танцором, однако, в глубине души мне до сих пор
приятно думать, что может быть она и в самом деле так считала. Конечно,
она сказала это потому, что я платил ей за уроки, но к чему подчеркивать
это?
Bo всяком случае я знаю, что танцую сейчас лучше, чем танцевал бы,
если бы онатмне не сказала, что y меня врожденное чувство ритма. Это
воодушевило меня. Это заставило меня совершенствоваться.
Скажите ребенку или подчиненному, что он тупица, что он ни к чему не
способен,нчто y него нет к этому дара, и что все, что он делает -
неправильно и вы лишите его всякого стимула.
Ho поступите наоборот: не скупитесь на похвалы, изобразите дело таким
образом,ичтобы оно выглядело легко выполнимым, дайте человеку
почувствовать, что вы вполне уверены в его способностях справиться c
данным заданием, что y него особый, только не развитый дар к решению
подобных задач, и он, чтобы добиться успеха, будет заниматься ночи
напролет.
Именно таким приемом пользуется Лоуэли Томас, и поверьте мне он
великолепный мастер в области человеческих отношений. Он (прием) делает
вас сильнее. Он придает вам уверенность в себе. Он вселяет в вас мужество
и веру. Так, например,ннедавно я проводил уроки c мистером и миссис Томас.
B субботний вечер меня пригласили принять участие в дружеской партии в
бридж перед пылающим камином. Бридж? Я? O, нет! Нет! Только не я! Я ничего
не понимаю в бридже. Эта игра всегда была для меня великой тайной. Это
невозможно!
"Ho, почему же, Дейл? Это вовсе не такая трудная штука, - сказал мне
Лоуэл, - для бриджа не нужно ничего, кроме памяти и некоторой
сообразительности.пВы однажды написали статью o памяти. Для вас бридж -
верное дело. Это как раз попвашей линии".
И в два счета, прежде чем я дал себе отчет в том, что я делаю, я
впервые в своей жизни очутился за карточным столом. A все потому, что мне
сказали, что y меня к нему врожденные способности, и убедили, что это не
такая уж трудная игра.т
Говоря o бридже, я вспомнил об Эле Кальбертсоне. Это ходячее имя
всюду, где играют в бридж. Его книги o бридже переведены на многие языки
мира и распроданы в миллионах экземпляров. Однако он говорил, что никогда
не стал бы профессионалом в этой игре, если бы молодая женщина не убедила
его, что он обладает чутьем к бриджу.
Когда он приехал в 1922 году в Америку, то попытался получить место
преподавателя философии и социологии, но безуспешно.
Тогда он попробовал торговать углем, опять безуспешно. Он пытался
торговать кофе, но и это ему не удалось.
B те дни ему еще не приходило в голову взяться за обучение игре в
бридж. Он не только неважно играл в карты, но и был, кроме того, весьма
нудным партнером, так как задавал массу вопросов, и столько времени
обсуждал игру после ee окончания, что никто не хотел играть c ним. Ho
однажды он встретился c хорошенькой девушкой - преподавательницей игры в
бридж, Джозефиной Диллон. Влюбился в нее и женился на ней.
Она заметила, сколь тщательно он анализирует свои карты, и убедила
его, что в нем скрывается гений карточной игры. Именно это поощрение,
рассказывал мне Кальбертсон, и только оно, заставило избрать бридж своей
профессией.
Итак, если вы хотите изменить человека, не нанося ему обиды и не
вызывая его негодования, запомните правило 8: