Вопросительные местоимения
К вопросительным местоимениям относятся слова:
Кто - who
Кого (кем, кому, о ком) - whom
Что (чего, о чем, чем, чему), какой - what
Который - which
Чей - whose
Местоимение whoупотребляется в именительном падеже. В качестве подлежащего это местоимение требует глагола в 3 лице единственном числе:
Who helps you in your work?
При употреблении в качестве вопросительного местоимения в функции части сказуемого, глагол-связка согласуется с последним существительным:
Who was that boy? – Who are those people?
Whom является формой объектного падежа от whoи также, как и последнее оно употребляется по отношению к лицам. Если это местоимение употребляется с предлогами, то в вопросе эти предлоги стоят чаще всего в конце, или после глагола:
Whom are you looking at? - На кого вы смотрите?
Whom did he give the book to? - Кому он отдал книгу?
Whom is the letter signed by? - Кем подписано письмо?
Whoseобычно употребляется в отношении лиц. В предложении whose выполняет функцию определения и стоит непосредственно перед существительным, которое оно определяет. Артикль в этом случае не ставится:
Whose flat are you looking for?
Whose dictionary is this?
Whatотносится к неодушевленным предметам или лицам, если речь идет о роде занятий(What is she? - She is a teacher.)
В предложении может выполнять функции:
a) подлежащего
b) дополнения
c) определения
d) части сказуемого
a. What has happened? - Что случилось?
b. What is he talking about? - О чем он говорит?
c. What other kinds of birds do you know? - Какие еще виды птиц вы знаете?
d. What is your opinion on this question? - Каково ваше мнение по этому вопросу?
Whichможет относится как к лицам, так и предметам, но употребляется только при выборе из определенного числа лиц или предметов.
Сравните:
What language do you study? – Какой язык вы изучаете?
He studies French and German. – Он изучает французский и немецкий языки.
Which does he like most? - Который из них ему нравится больше всего?
Все вышеперечисленные местоимения являются и ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ, если их функция – связь частей сложного предложения:
He is the teacher who taught us 2 years ago.
He is the teacher whom we all like.
The teacher has just explained the rule which I don’t understand.
Неопределенные местоимения используются перед существительными, обозначающими
материал или вещество в значении какого-то количества.
Some указывает на неопределенное количество как перед существительными,
обозначающими материал или вещество, так и перед существительными-исчисляемыми во
множественном числе,
I shall buy some apples. Я куплю немного яблок.
There was some milk in the bottle. В бутылке было немного молока
Any обозначает один или более, не важно какой и какого вида.
Do you have any cigarettes? Есть ли у тебя сигареты?( не важно сколько и какие,
даже хотя бы одну)
Any можно использовать в отрицательных, повествовательных и вопросительных
предложениях, но наиболее часто это местоимение употребляют в вопросительных и
отрицательных.
!!! В повествовательных предложениях это местоимение используют в
значении «любой».
Any student can. answer this question. Любой студент может ответить на этот вопрос.
Some используют и повествовательных предложениях чаще всего, но можно употреблять
это местоимение и вопросительных и отрицательных конструкциях (точнее в своего рода
предложениях - offers), когда бы ни имели в виду неопределенное количество, не важно
какого вида,
Will you have some fish? Будете ли вы рыбу? (т.е. Я предлагаю вам рыбу, но не
важно сколько и какого вида)
No, thank you, I won’t have any. Her, спасибо, я не буду. (т.е. Я не буду рыбу вообще, не
важно какую,)
I don’t like some of these stories. Мне не нравятся некоторые из этих рассказов, (т.е. не
все, а только несколько из них)
I don’t tike any of these stories. Мне не нравятся эти рассказы, (т.е. все рассказы)
В связи с определенной ситуацией мы используем или артикли, или неопределенные
местоимения.
Неисчисляемые существительные (только в единственном числе) | Исчисляемые существительные во множественном числе | Исчисляемые в единственно м числе | |
В общем значении | water | pens | я реп |
Как часть того, что есть | + some ? аny water - no (not any) | + some ? any pens - no(not any) | |
Как единое целое или то, что уже упомянуто | the water , | the pens - | the pen |
В русском языке существительные, перед которыми стоят неопределенные местоимения
some, any. употребляются в родительном, падеже, но не в значении принадлежности, а в
значении какого-то количества, т.е. части чего-то: немного чаю-- some tea (сравните: цена
чая - the price of tea)
I. Fill in the blanks with some, any, no, of, the or leave them empty, according to the Russian translation.
Суп (вообще) содержит много воды. …soup contains much water. 2. Суп готов….soup is ready. 3. Дайте мне супу. Give me…soup.4. Название этого супа – консомэ. The name…this soup is “ Consomme”. 5. Прежде всего нам нужно согреть воды. First of all we must heat…water. 6. Прежде всего нам нужно согреть воду. First of all we must heat …water. 7. Вода состоит из водорода и кислорода. …water consists of hydrogen and oxygen. 8. Мыло необходимо для мытья. …soap is necessary for washing. 9. На умывальнике нет мыла. There is …soap on the washstand.10. Мыло на полке. …soap is on the shelf. 11. Мне не нравится цвет этого мыла. I don’t like the colour…that soap. 12. Есть у вас карболовое мыло? Have you got…carbolic soap? 13. Мне придется купить синих чернил для своего вечного пера. I shall have to buy…blue ink for my fountain-pen. 14. Чернила – химический продукт. …ink is a chemical product.15. В Карелии много фабрик, которые производят бумагу. There are many factories in Karelia that produce…paper. 16. Бумага для стенгазеты на столе. …paper for the wall newspaper is on the table. 17. В этой тетради нет промакательной бумаги. There is …blotting-paper in this notebook. 18. Дайте мне бумаги. Give me…paper. 19. Я очень люблю этот сорт бумаги. I like this sort…paper very much. 20. Передай мне масло. Pass me…butter, please. 21. Дай ему масла. Give him…butter. 22. Я не хочу масла. I don’t want…butter. 23. Эта ферма производит масло. This farm produces …butter.
II. Fill in the blanks with some, any, no, the, a, an wherever necessary.
We use…pencils or…pens when we write. 2. He was reading…book when I came into…room. 3. Give me…water to drink. 4. At what time will…meeting begin? 5. Do you find…phonetics difficult. 6. I got…letter from my brother yesterday. 7. I had…bread and butter and…egg for…breakfast this morning. 8. Here is…book that you left on my table yesterday.9….men saw…boat on…river.10. Can you give me…match? 11. I get…long letters from my mother, but only…postcards from my brother. 12. The waitress put…salad into each plate. 13. When did…lesson begin? 14. Children must go to…school. 15. Pass me…piece of…bread, please. 16. Do you like…cucumbers? 17….Spot was…very clever dog. 18. …captain looked and saw…polar bear on…ice. 19. Did you buy …apples when you were at…shop?20. Please, give me…ink for my fountain-pen. 21. Did you go to …club yesterday?22. There was…meat on…Smirnov’s plate and…fish on…Shipov’s.