Началом своей творческой биографии сам Юрий Антонов считает 1964 год – в феврале этого года девятнадцатилетний аккордеонист в составе ансамбля народных инструментов Белорусской филармонии приехал на гастроли в Новосибирск. Вряд ли новосибирская публика заметила молодое дарование, забросала его цветами, кричала «Ю-ра!» и аплодировала стоя, вряд ли. Но гастроли были успешными, Антонов получил 400 рублей новыми – это раз, талантливого музыканта заметил белорусский же певец Виктор Вуячич (см. примечание) и взял в свой ансамбль сразу аж музыкальным руководителем – это два. Поруководив этим коллективом и поездив с ним по городам и сёлам необъятной Родины пять лет, Ю.Антонов состыковался с ансамблем «Поющие гитары» и переехал в Ленинград для совместного творчества. Через полтора года его, уже как опытного муз.работника, пригласили в московский ВИА «Добры молодцы». Репертуар был широким - песни советских композиторов, песни западных ВИА, песни собственного (антоновского) сочинения. Хотя молодцы эти официально гастролировали от Читинской филармонии (это нормально, тогда и не такие хитрости бывали), они уже вскоре записались на «Мелодии». В 1971 году первая маленькая пластинка с песнями Ю. Антонова появилась на прилавках нашей страны. В столице талантливый Антонов не пропал – покинув «Добрых молодцев», он устроился в Росконцерт – играл в мюзик-холле, затем в ансамбле Анатолия Кролла. В середине 70-х Юрий Антонов сколотил уже собственный коллектив «Магистраль» и начал гастролировать от Московской филармонии, (получив в это же время звание заслуженного артиста Чечено-Ингушской АССР). Фирма «Мелодия» выпустила ещё несколько маленьких пластинок с песнями Ю. Антонова. В 1979 году он стал записываться с группой «Аракс» – самой, наверное, профессиональной в стране командой, которая обеспечивала музыкальное сопровождение спектаклей Театра имени Ленинского комсомола. С «Араксом» Ю.Антонов выпустил аж две маленьких пластинки – в том числе и всенародно любимую «Я вспоминаю (Мечта сбывается)». К этому времени Ю. Антонов заработал народную любовь и популярность (хотя звания народного артиста даже какой-нибудь Мордовии так и не получил), стал известным композитором (хотя в Союз композиторов его упорно не принимали) и узнаваемым исполнителем (хотя его долго не пускали на телевидение). А знала его вся страна именно по этим маленьким пластинкам. Диск-гигант фирма «Мелодия» не имела права выпускать, ибо Юрий Антонов не был членом Союза композиторов. А в композиторы его не принимали именно из-за популярности – зайдёт какой-нибудь Член СК Евгений Птичкин в ресторан, а там ансамбль играет, допустим, «Я вспоминаю», а творчество его, Птичкина, не востребовано (ресторанный ансамбль – это же не фирма «Мелодия», что трудящиеся просят исполнить, то и играют). А тут ещё видит Птичкин – там у окна Антонов в новых джинсах сидит, девушку коньяком угощает, осетрину и сациви заказал. А чего ему, Антонову, экономить – маленькие пластинки миллионными тиражами переиздаются, гонорар на сберкнижку, концертная ставка – 30 рублей (за выступление, заметьте, за одно выступление – а весь его ужин и будет рублей на 30), да ещё администраторы каждый раз доплачивают неофициально рублей 400 (Птичкину таких денег не доплачивают, да и много ли народу на концерт Птичкина придёт). Даже сейчас вот Антонов осетринку кушает, а деньги-то на его счету в ВААПе капают – ресторанный оркестр в конце вечера составит список исполненных песен и бухгалтерия ресторана перечислит в ВААП какие-то копейки с каждого произведения… А сколько раз песни Антонова за вечер заказали? А сколько ресторанов в городе? А сколько городов в стране? По словам самого Антонова, за вычетом налогов тысяч по 12 ежемесячно набегало. А потратить больше тысячи за месяц у него не получалось… Вот и думает Птичкин: «Хорошо быть просто Антоновым…А он ещё зачем-то в композиторы просится…» Популярность маленьких пластинок Юрия Антонова была огромной – их гоняли на школьных вечеринках и на заводских субботниках, они звучали на пляжах и на катках, на палубах теплоходов и на перронах вокзалов, под них пионеры отдыхали в пионерских лагерях и солдаты делали зарядку в казармах, их заводили дома, когда собирались культурненько выпить с другом бутылочку молдавского портвейна и включали, когда приглашали в гости девушку ... х-м, портвейну выпить. Антонов был очень популярен – один мой знакомый, пригласив в ресторане девушку на танец под песню Антонова (к примеру – «Зеркало»), признавался ей, что стихи эти сочинил он, и стихи песни «Золотая лестница» – тоже его, а так как Антонова он знает лично, то и разрешил ему положить их на музыку, и дома у него есть ещё стихи, которые Антонов ещё не читал, и девушка – как, кстати, вас зовут? – может сейчас пойти с ним и почитать – тут недалеко… Чудесные песни, которые возвращают в атмосферу беззаботного праздника, эти свидетельства слаженной совместной работы Юрия Антонова с прекрасными музыкантами, записанные на маленьких пластинках в течение 10 лет, сейчас послушать тем, кто эти пластинки не сохранил, практически невозможно. Эти песни Ю.Антонов выпускает «в новой аранжировке». Безобразие какое-то… Вместо живой музыки какая-то каша, вместо живых музыкантов – железяка японская, вместо дивных звуков – тупое «тынц-тынц»… Зачем использовать эти музимитаторы? Ладно бы инструменты сгорели, музыканты спились, студию не дают - так ведь всё есть! В крайнем случае, Антонов может сам на всех инструментах сыграть. Может, хотелось осовременить звучание, угнаться за модой? Да ни к чему это. Мы недавно с девчонками пришли в бар с претензией на моду – дизайн, цвета, пластик и металл, лампы, от которых лифчики светятся, и музыка модная - «бум-бум». Все скучают, а мы уже весёлые были, захотелось продолжить, поставьте, говорим, наш компакт, только у нас качество архивное. Тут под Антонова танцы начались, публика скучать перестала, выпивку энергично заказала и под «Несёт меня течение» девушек заприглашала. Так я только на следующий день смог у персонала диск отобрать, а вы говорите – «мода»… Нету моды никакой… Что мешает выпустить сейчас эти записи? Наверняка эти мастер-ленты сохранились. Может быть, они стали собственностью «Мелодии»? Так чего ж та их сама не издаёт? Может быть, не дают Антонову покоя творческие и иные разногласия, из-за которых он покидал в своё время коллектив за коллективом? Может быть, какие-то старые обиды? Может быть, нежелание делиться доходами с участниками записи? Так много ли им платить-то придётся? Может быть, Юрий Михайлович не знает, что народом любимы именно эти исполнения, в которых законсервировалось время? Так Антонов не в безвоздушном пространстве живёт, ему любой простой меломан скажет «где, дескать, это добро? Чего прячешь?» У меня один знакомый, услышав по радиоприёмнику песню «Жизнь» в оригинальном исполнении, от избытка чувств вылез с подругой на крышу автомобиля и там плясал. Крышу продавил сгоряча … Помнит народ Юрия Антонова. Помнит и любит. Я вот в Севастополе услышал, что он их, местный. Песню «Маки» поёт, а это всё здесь – и Федюнинские холмы, и Малахов курган и маки цветут. И ведь верят люди этим легендам – хотя родился Антонов в Ташкенте, детство провёл в Белоруссии, а стихотворение «Маки» вообще Поженян написал. Сейчас Юрий Михайлович по-прежнему на эстраде, на телеэкране – поёт какую-нибудь песнь под гитару и минусовку на торжественном концерте в День налоговой инспекции. Мало чем отличается от прежнего Антонова – ведь телевидение начало показывать нам его уже как зрелого мужчину, так что он практически не изменился. Тот же самый Антонов, у которого молодёжные газеты, когда начали проводить опросы среди читателей, выявили суперпопулярность. Он вкалывал и работал для этой популярности, и она у него была. А что сейчас пишут газеты о нём? Что сейчас есть у Юрия Антонова? Бывшие жёны за рубежом (в Нью-Йорке, Париже и Загребе), трехэтажный особняк в Переделкино, построенный турецкими зодчими – в нём поместились все его собаки и кошки, огромная коллекция заграничных пиджаков, бильярдная, тренажёрная, бассейная, ванная, барная и - собственная студия (а в этом-то помещении он что делает?), долгожданное членство в Союзе композиторов (бесполезное как подвесной мотор на ледоколе), на «Мелодии» диски-гиганты вышли (к тому времени население проигрыватели поломало), звание народного артиста (полученное двадцать лет спустя после того, как он уже состоялся народным артистом), плита на площади звёзд у зала «Россия» (где рядом и Утёсов и какая-нибудь Жужу Пипискина) – что сейчас за радость от всего этого барахла? Разве в этом всём радость? Вот ты спроси нас, Юрий Антонов, ты нас спроси, - «за что вы, ребята, меня цените и любите?», и мы тебе скажем, честно скажем, - «любим мы тебя, Юрий, ох и любим, и ценим тебя, Юрий Михайлович, очень дорого ценим. У тебя, Юрий Антонов, такие обалденные маленькие пластинки были! Это же музыка такая на всю жизнь, это же такая радость навсегда! Как же нам без этих твоих маленьких…» И выпив ещё по рюмашке, заголосим со слезой – «Ми-ичта сбываеца, и ни сбываеца…» И словами наших чувств не объяснить. Нужно послушать маленькие пластинки Ю. Антонова. Должна быть возможность их послушать… АИФ (март 2003) Примечание: сейчас никак не могу вспомнить ни одной песни этого товарища, а из глубин памяти всплыл стишок: «… а сейчас артист Вуячич пару песен за..ячит». ЮРИЙ АНТОНОВ «7 МАЛЕНЬКИХ ПЛАСТИНОК ФИРМЫ МЕЛОДИЯ» музыка всех песен Юрия Антонова I. ЮРИЙ АНТОНОВ "Родные места" (с)1982 Мелодия С62-18597-98 1. Наша Магистраль (В.Дюнин) 2’38 2. Крыша дома твоего (М.Пляцковский) 2’51 3. Родные места (М.Пляцковский) 4’43 Ю.Антонов, инструментальный ансамбль Запись 1982 года II. ЮРИЙ АНТОНОВ (с)1982 Мелодия С62-17631-32 1. Маки (Г.Поженян) 5’45 2. Море (Л.Фадеев) 2’37 3. Вот как бывает (В.Дюнин) 3’38 запись 1981 года, состав ансамбля: Юрий Антонов - синтезатор, электропиано, стрингс, тамбурин, вокал Владимир Кузьмин - гитара-соло, ритм-гитара Александр Бирман - бас гитара Михаил Файнзильберг – ударные Анатолий Абрамов – ударные Звукорежиссер С.Теплов, редактор В.Рыжиков III. ЮРИЙ АНТОНОВ (с)1982 Мелодия С62-17007-08 1. Жизнь (О.Жуков) 4’55 2. Дорога к морю (Л.Фадеев) 3’22 3. Двадцать лет спустя (Л.Фадеев) 3’45 Ю.Антонов, инструментальный ансамбль запись 1981 года IV. ЮРИЙ АНТОНОВ И ГРУППА "АРАКС" Руководитель Сергей Рудницкий (с)1980 Мелодия С62-13653-64 1. Я вспоминаю (Л.Фадеев) 5’45 2. Не забывай (М.Танич) 3’48 3. Моё богатство (И.Кохановский) 2’34 Состав группы "Аракс": Сергей Рудницкий - стрингс, электропиано, синтезатор, вокал Вадим Голутвин - двенадцатиструнная гитара, акустическая гитара, электрогитара, вокал Тимур Мардалейшвили - соло гитара, бас гитара, вокал Анатолий Абрамов - ударные Звукорежиссер С.Теплов, редактор В.Рыжиков V. ЮРИЙ АНТОНОВ И ГРУППА "АРАКС" (с)1979 Мелодия С62-12113-14 1. Золотая лестница (М.Виккерс) 2’44 2. Тебе (Л.Ошанин) 4’02 3. Зеркало (М.Танич) 3’36 4. Анастасия (Л.Фадеев) 3’00 запись 1979 года В.Галутвин - гитара, вокал С.Беликов - бас гитара, клавесин, вокал Т.Мардалейшвили - гитара соло А.Абрамов – ударные С.Рудницкий - ф-но, синтезатор, стрингс, вокал Звукорежисеер Ю.Стельник, редактор В.Рыжиков VI. ПОЁТ ЮРИЙ АНТОНОВ (с)1975 Мелодия С62-05609-10 1. Отчего (Т.Сашко) 2’15 2. Нет, не я (И.Шаферан) 3’20 3. Несет меня течение (В.Дюнин) 5’16 Вокально-инструментальный ансамбль VII. ЮРИЙ АНТОНОВ И ОРКЕСТР "СОВРЕМЕННИК" (с)1973 Мелодия С-0004485-86 1. Третий день (П.Леонидов) - указана на обложке (?) 1. Не грусти, пожалуйста (О.Гаджикасимов) 2`29 - записана на пластинке Инстр.ансамбль "Мелодия" 2. Ну что с ним делать (Л.Дербенев) 3`10 3. У берез и сосен (И.Шаферан) 6`16 Оркестр «Современник» под управлением А.Кролла | |