Фундаментальная герменевтика
Герменевтика— теория и методология истолкования текстов (“искусство понимания”).
Хотя история герменевтики может быть прослежена через средневековье до античности, понятие «Герменевтика» в его современном значении восходит к Новому времени. Приблизительно в сер. 17 в. устанавливается различие между ходом истолкования и его методом: герменевтика как учение о “правилах” истолкования начинают отделять от экзегетики как лишенной методологической рефлексии практики комментирования.
Превращение герменевтики в философию связано с именем Хайдеггера, который стал рассматривать “понимание” как способ существования. В работе “Бытие и время” (1927), “понимание” выступает как одна из основных характеристик человеческого бытия (Dasein). Человеческое бытие изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации.
Эти положения легли в основу, концепции философии Г.Гадамера:
· процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего;
· в процессе интерпретации интерпретатор не волен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими собственными запросами, а должен стремиться к пониманию;
Понятие «культура»: этимология, историческая динамика взглядов на культуру, становление понятия в философии и культурологии.
Становление понятия— это сложный процесс, состоящий, как правило, из нескольких этапов:
1. Выделение однотипных явлений, процессов, явлений;
2. Определение характера их связи друг с другом;
3. Изучение смысловой предназначенности данной группы феноменов и возможностей воздействия на них;
4. Нахождение определения и понятия для данной группы феноменов. Закрепление в слове.
5. Уточнение понятия;
6. Смысловая динамика понятия.
Развитие понятия культуры сопровождалось становлением ее самосознания в процессе изменения понимания его сущности. Это значит, что динамика понятия обусловлена не только субъективными, но и объективными факторами. Представления о культуре меняются не только потому, что меняется само понимание, но и потому, что меняется сама культура.
Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Выделим несколько этапов этого процесса:
1. донаучный ¾ содержит ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. (до Просвещения)
2. научно-исторический (с 18 века) ¾ нет четкого разделения на науку и историю. Характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти обще основание истории.
3. Научно-философский этап, когда исторический подход к культуре сохраняется, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитие, состоящее в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами их деятельности (с к 19-н. 20 века).
Историческую динамику определений культуры можно представить так:
· Средство выделения человека из мира природы и особой приближенности к миру богов;
· Возделывание мира и человека;
· Проявление божественности для человека;
· Реализация особой божественной предназначенности человека в мире земном, возложенная на человека богом ответственность за мир земли;
· Образованность, разделяющая человечество на социальные роды;
· Особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, художественной деятельностью, принятыми нормами поведения;
· Общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути от «дикости» до «цивилизованности»;
· Сумма общих достижений, благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;
· Специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого, придающая ему самобытность;
· Духовное измерение всякой деятельности, в которой формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности;
· Средство передачи и накопления информации, коммуникации и общения между поколениями;
· Гуманизирующая практика человека;
· Процесс взаимодействия человека с миром и обществом.
Впервые статус самостоятельного научногопонятия культура получило в трудах немецкого юриста С.Пуфендорфа (1632-1694), который употреблял его ко всему внеприродному, развиваемому человеком.
В ходе длительной эволюции от Цицерона («культура ума есть философия») до немецкого идеолога XVIII в. Иоганна Готфрида Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло уточнение его содержания. В 19 веке слово «культура» начинает активно употребляться в русском языке.
К середине ХIХ века сложились, так называемые, “классические” модели определений культуры. Поэтому определяя культуру важно учитывать и динамику данного понятия в истории.