Двойные согласные в корне

В словах, образованных от основ, оканчивающихся

на две одинаковые согласные, эти двойные соглас-

ные перед суффиксом сохраняются: диаграммка

— диаграмма, компромиссный — компромисс.

Но: в первой части сложносокращенных слов, ко-

торая представляет собой основу, оканчивающуюся

двойными согласными, пишется только одна соглас-

ная: грампластинка *- граммофонная пластинка.

31. Составьте предложения с данными словами.

Вожжи, дрожжи, жжёт, жужжать, можжевельник,

ссора,ссуда.

32. Прочитайте данные слова и подберите к ним одно-

коренные. (Воспользуйтесь орфографическим словарем

русского языка.)

Агрессор, апелляция, аппетит, ассистент, грамма-

тика, грипп, дискуссия, иллюзия, иллюминация, иллю-

страция, интеллигенция, касса, класс, коллегия, кол-

лектив, колосс, комиссия, комментарий, терроризм,

корреспондент, либретто, масса, металл, оппозиция, па-

раллель, пассажир, пассив, пессимизм, прогресс, про-

фессия, территория, эффект.

33. От основ данных существительных образуйте:

1 — уменьшительные существительные с суффиксом -к-;

2 — прилагательные; 3 — глаголы с суффиксами -овать,

-кровать.

1. Группа, программа, телеграмма.

2. Галл, гунн, класс, киловатт, компромисс, хлоро-

филл.

3. Апелляция, ассоциация, аттестат, дистилляция,

дифференциация, иллюстрация, комментарий, коррек-

тор, оккупация, оппонент, режиссёр, сумма.

34. Сравните написание выделенных согласных в про-

изводящих и производных словах.

1. Алла — Алка; Анна — Акка; Кирилл — Кирилка;

Савва — Савка; Филипп — Филипка.

2. Кристалл — кристальный; колонка — колонка;

норманны — нормакский; оперетптпа — оперетка; финн —

финка, финский.

35. Из данных словосочетаний образуйте сложносок-

ращенные слова.

Образец: конная армия — конармия.

Граммофонная запись; групповой организатор; клас-

сный комитет; коллективное хозяйство; коммунистиче-

ская партия; коллективный договор.

36. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. (Для

справок используйте орфографический словарь русского

языка.)

1. Вижу, вон, малый огонёк чуть-чуть бре..жит

в темноте. (П.) 2. Отвратительная пьеса! Нет ни одного

лица истинного, все кар..натуры! (Г.) 3. В первоначаль-

ном своём значении слово бел. .етрист есть то же, что ли-

тератор, занимающийся изящною словесностью. (Бел.)

4. Она села за фортепьяно, взяла несколько ак..ор-

дов. (Герц.) 5. Как и во всякой специальности, в филоло-

гии не должно существовать дил..етантизма. (Черн.)

6. Вы до такой степени акклиматизировались в Глупо-

ве, что ничем особенным и не отличаетесь от глупов-

цев. (С.-Щ.) 7. Обломовцы склонны к идиллическому,

бездейственному счастью. (Добр.) 8. Мальчик подошёл

к отцу и подал ему записку о бал..ах, полученных

в школе. (Л. Т.) 9. Ещё задолго до занавеса театр уже

был полон: партер, ложи и гал..ерея были усыпаны

публикой. (М.-С.) 10. Во всех газетах пишут бюллетени

о моей болезни. (Ч.) 11. На другой стороне пруда видне-

лась красивая бал..юстрада лодочной пристани. (Кор.)

12. За проволочной сеткой мелькали ловкие фигуры

тен..неистов. (Вер.) 13. Бар.-икада вырастала в несколь-

ко минут. (Сер.) 14. Сквозь дремоту я слышал надоед-

ливое дребезжание рес..оры. (Пауст.) 15. С моря били

корабли, поддерживая высадку дес..антного морского

полка. (Соб.) 16. На этих монументах были нагро-

мождены все аксес..уары романтического средневе-

ковья... (Каз.) 17. Узкая полоска берега была совсем от-

логой, и сразу над ней, уступами, поднимались гли-

нистые тер..а..сы. (Сим.) 18. Из того, что я брю..жал

здесь и ругался, не делайте вывода, что у нас совсем

плохо идёт работа. (Аж.) 19. Растение сбрасывает став-

шие для него бал..астом старые листья. (Кож.)

37. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Мотор включён, завертелся пропел..ер, глис..ер

стал плавно скользить по воде. 2. В области ис..кус..тва

не должно быть никакого механического нивел..ирова-

ния. 3. В брош..ре содержатся ан..отации на выходящие

в ближайшее время книги. 4. Для изготовления ле-

карств используется дистиллированная вода. б. Озеро

имеет форму эл..ипса. 6. По предложению одной из сто-

рон прежний договор был ан..улирован. 7. Педагогика

рекомендует применять дифференцированный подход

к учащимся. 8. По ак..уратности несения дежурства но-

вый ученик считался одним из лучших. 9. Приступ

аппендицита потребовал хирургического вмешательст-

ва. 10. Огромное многокрасочное пан. .о украшало зал.

11. Благодаря широко развернувшемуся национально-

освободительному движению, большинство африкан-

ских стран давно сбросило с себя вас..альную зависи-

мость от стран-колонизаторов. 12. Больной страдает хро-

ническим катар..ом горла. 13. На пер..оне собралось

множество людей, провожавших наших артистов в за-

граничное турн.. . 14. Лучшим дес..ертом после обеда на-

ши гости считали свежие фрукты. 15. Подобные вопросы

должны решаться коллегиально. 16. В конце концерта

исполнялась «Баркарол..а» Чайковского. 17. Картина

исполнена в импрессионистском стиле. 18. Одна за дру-

гой на территорию строящегося завода въезжали пяти-

тон..ки, нагруженные кирпичом.

Наши рекомендации