Двойные согласные в корне
В словах, образованных от основ, оканчивающихся
на две одинаковые согласные, эти двойные соглас-
ные перед суффиксом сохраняются: диаграммка
— диаграмма, компромиссный — компромисс.
Но: в первой части сложносокращенных слов, ко-
торая представляет собой основу, оканчивающуюся
двойными согласными, пишется только одна соглас-
ная: грампластинка *- граммофонная пластинка.
31. Составьте предложения с данными словами.
Вожжи, дрожжи, жжёт, жужжать, можжевельник,
ссора,ссуда.
32. Прочитайте данные слова и подберите к ним одно-
коренные. (Воспользуйтесь орфографическим словарем
русского языка.)
Агрессор, апелляция, аппетит, ассистент, грамма-
тика, грипп, дискуссия, иллюзия, иллюминация, иллю-
страция, интеллигенция, касса, класс, коллегия, кол-
лектив, колосс, комиссия, комментарий, терроризм,
корреспондент, либретто, масса, металл, оппозиция, па-
раллель, пассажир, пассив, пессимизм, прогресс, про-
фессия, территория, эффект.
33. От основ данных существительных образуйте:
1 — уменьшительные существительные с суффиксом -к-;
2 — прилагательные; 3 — глаголы с суффиксами -овать,
-кровать.
1. Группа, программа, телеграмма.
2. Галл, гунн, класс, киловатт, компромисс, хлоро-
филл.
3. Апелляция, ассоциация, аттестат, дистилляция,
дифференциация, иллюстрация, комментарий, коррек-
тор, оккупация, оппонент, режиссёр, сумма.
34. Сравните написание выделенных согласных в про-
изводящих и производных словах.
1. Алла — Алка; Анна — Акка; Кирилл — Кирилка;
Савва — Савка; Филипп — Филипка.
2. Кристалл — кристальный; колонка — колонка;
норманны — нормакский; оперетптпа — оперетка; финн —
финка, финский.
35. Из данных словосочетаний образуйте сложносок-
ращенные слова.
Образец: конная армия — конармия.
Граммофонная запись; групповой организатор; клас-
сный комитет; коллективное хозяйство; коммунистиче-
ская партия; коллективный договор.
36. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. (Для
справок используйте орфографический словарь русского
языка.)
1. Вижу, вон, малый огонёк чуть-чуть бре..жит
в темноте. (П.) 2. Отвратительная пьеса! Нет ни одного
лица истинного, все кар..натуры! (Г.) 3. В первоначаль-
ном своём значении слово бел. .етрист есть то же, что ли-
тератор, занимающийся изящною словесностью. (Бел.)
4. Она села за фортепьяно, взяла несколько ак..ор-
дов. (Герц.) 5. Как и во всякой специальности, в филоло-
гии не должно существовать дил..етантизма. (Черн.)
6. Вы до такой степени акклиматизировались в Глупо-
ве, что ничем особенным и не отличаетесь от глупов-
цев. (С.-Щ.) 7. Обломовцы склонны к идиллическому,
бездейственному счастью. (Добр.) 8. Мальчик подошёл
к отцу и подал ему записку о бал..ах, полученных
в школе. (Л. Т.) 9. Ещё задолго до занавеса театр уже
был полон: партер, ложи и гал..ерея были усыпаны
публикой. (М.-С.) 10. Во всех газетах пишут бюллетени
о моей болезни. (Ч.) 11. На другой стороне пруда видне-
лась красивая бал..юстрада лодочной пристани. (Кор.)
12. За проволочной сеткой мелькали ловкие фигуры
тен..неистов. (Вер.) 13. Бар.-икада вырастала в несколь-
ко минут. (Сер.) 14. Сквозь дремоту я слышал надоед-
ливое дребезжание рес..оры. (Пауст.) 15. С моря били
корабли, поддерживая высадку дес..антного морского
полка. (Соб.) 16. На этих монументах были нагро-
мождены все аксес..уары романтического средневе-
ковья... (Каз.) 17. Узкая полоска берега была совсем от-
логой, и сразу над ней, уступами, поднимались гли-
нистые тер..а..сы. (Сим.) 18. Из того, что я брю..жал
здесь и ругался, не делайте вывода, что у нас совсем
плохо идёт работа. (Аж.) 19. Растение сбрасывает став-
шие для него бал..астом старые листья. (Кож.)
37. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Мотор включён, завертелся пропел..ер, глис..ер
стал плавно скользить по воде. 2. В области ис..кус..тва
не должно быть никакого механического нивел..ирова-
ния. 3. В брош..ре содержатся ан..отации на выходящие
в ближайшее время книги. 4. Для изготовления ле-
карств используется дистиллированная вода. б. Озеро
имеет форму эл..ипса. 6. По предложению одной из сто-
рон прежний договор был ан..улирован. 7. Педагогика
рекомендует применять дифференцированный подход
к учащимся. 8. По ак..уратности несения дежурства но-
вый ученик считался одним из лучших. 9. Приступ
аппендицита потребовал хирургического вмешательст-
ва. 10. Огромное многокрасочное пан. .о украшало зал.
11. Благодаря широко развернувшемуся национально-
освободительному движению, большинство африкан-
ских стран давно сбросило с себя вас..альную зависи-
мость от стран-колонизаторов. 12. Больной страдает хро-
ническим катар..ом горла. 13. На пер..оне собралось
множество людей, провожавших наших артистов в за-
граничное турн.. . 14. Лучшим дес..ертом после обеда на-
ши гости считали свежие фрукты. 15. Подобные вопросы
должны решаться коллегиально. 16. В конце концерта
исполнялась «Баркарол..а» Чайковского. 17. Картина
исполнена в импрессионистском стиле. 18. Одна за дру-
гой на территорию строящегося завода въезжали пяти-
тон..ки, нагруженные кирпичом.