Перевод с санскрита Ерченкова О.Н
К Праджапати обратились боги:
Кто (есть) Сита? Какова (ее) форма? /1/
Праджапати сказал:
Сита есть Она. Будучи образом корневой природы, Она, Сита, именуется Пракрити. Будучи природой пранавы, Она, Сита именуется Пракрити. /2/
Трехсложное (Слово) «Сита» (СА-И-ТА) наполнено Майей. Слог И именуется Вишну, семенем проявления и майей./3/
Слог СА – достижение истины и Бессмертия именуется луной. Слог Та – Спаситель (ОМ), вместе с Лакшми считается распространением Пракрити./4/
Образ слога И – луна, амрита, Явленный и неявленный образ Махамайи, облаченная в Освобождение и другие одеяния, члены (которой) сияют божественными украшениями. /5/
Первая (форма Ситы) наполнена шабда Брахманом, удовлетворяема во время изучения Вед. Вторая – порождаемая, состоящая из людей на земле, возникающая перед «плугом» (ХА, т.е. СА). Третья – форма слога И – внутренний образ непроявленного – Сита. Так говорится в Шаунакия (шакхе)./6/
Творящая Блаженство вселенной, благодаря силе близости к Шри Раме. Творящая Творение, Поддержани и Разрушение для всех воплощенных./7/
Известная как Бхагавати Сита именуется корневой пракрити. Благодаря (природе) пранавы, учащие о Брахмане называют (Ее) Пракрити (природой)./8/
Теперь вопрошение о Брахмане./9/
Она известна, как состоящая из всех Вед, состоящая из всех богов, состоящая из всех миров, состоящая из всей славы, состоящая из всей Дхармы, состоящая из всех опор, причин и следствий. Делимая и неделимая форма великой Лакшми и Владыки богов, сознательная и бессознательная Сущность, Сущность неподвижного Брахмана, обаз тела, подразделяемый на качества и действия. Образ богов, риши, людей гандхарвов, асуров, ракшасов, бхутов, претов, пищачей, тел существ и прочего. (Она) – формы, элементы, чувства, ум и прана. /10/
Эта Деви является Сущность трех шакти: иччха шакти, крия шакти, и Самой шакти (т.е. джняна шакти). /11/
Иччха шакти является троякой: Сущность Шри, Бхуми и Нилы, Бхадрарупини, Прабхаварупини, и форма луны солнца и огня./12/
Сущность луны порождает целебные травы, сущность древа желания - цветы, плоды, лианы и кустарники. Сущность целебной травы – амрита для богов, наделяющая великой славой. Через эту амриту порождается насыщение богов, животных и каждого живущего травой./13/
Проявляющая весь мир, начиная с солнца, божественная ночь, охватывающая миг мигания, подразделяемая на час, восемь ям, день и ночь, пакшу, месяц, полугодие и год. Проявляющая век в сто лет для людей, долгие и короткие промежутки (времени) начиная с мига и заканчивая парадхой (четыре юги), колесом времени, колесом вселенной. Этими и другим способом вращая (все) словно колесо она проявляется в миропроявлении в виде всех этих подразделений времени. /14/
Форма огня – переваривание пищи живущими, сущность голода и жажды, образ жертвоприношения богам, образ жары и холода, лесных трав, в дровах внутри и снаружи, вечная и невечная форма. /15/
Богиня Шри, приняв троякую форму, согласно воле божества ради защиты мира, поддерживает формы. (она) известна как Шри, Лакшми, Лакшйамана./16/
Богиня Земля, носящая сокровища, с океанами воды и семью островами известная как опора четырнадцати миров, начиная с земли есть Сущность пранавы./17/
Нила (Туча), Видюунмалини, форма всего явленная ради питания всех растений и всех живущих./18/
В нижней части всего мира пребывает форма воды, известная как Мандукамайа, опора миров./19/
Внутренняя сущность крия шакти: Из уст Хари (происходит) нада. Из нады (происходит) бинду. Из бинду (происходит) слог ОМ. Из слога ОМ (происходит) далее гора Рама Вайкханаса. На этой горе множество ветвей, состоящих из действия и знания./20/
Там – три изначальных писания (всех) воззрений – Риг, Яджур и Сама так именуется эта триада./21/
Для успеха в ритуале она именуется четверкой: Рики, яджусы, саманы, атхарвангирасы./22/
Четыре жреца по основному признаку и прочему – три по три. Атхарва ангирасы – сущность Риг, Сама, Яджур (Веды)./23/
Риг Веда именуется (имеющей) двадцать одну ветвь (шакху, т.е школу), начиная с шанти (умиротворение), абхичара (магия), и саманьи (общая)./24/
Яджур Веда (порождает) сто девять ветвей, Сама (Веда) – тысячу ветвей, Атхарва – пять ветвей./25/
В этой традиции Вайкханасы прямое видение, помятуемое мудрыми, (именуется) вайкханаса./26/
Ритуал (кальпа), грамматика, фонетика, этимология, астрология, просодия – таковы шесть веданг./27/
Следующие подразделы: миманса, ньяя, знание Дхармы, над этим Веда Вед./28/
Все сучья, все ветви, все Дхарма шастры великих мудрецов соединяются в самьячаре (Шри видья), именуемой внутренним органом чувств (антах карана). Итихаса и пурана именуется второстепенными органами. /29/
Вастуведа, дханур веда, божественная гандхарва (Веда), дайвика и аюрведа – именуются пятью дополнениями к Ведам. /30/
Наказание, мораль, деятельность, ваюджая (обуздание дыхания) не отличны от двадцати одной (ветви) и именуются саморожденными./31/
В Начале (из уст) мудреца Вайкханасы произошла речь Вишну. Приняв тройную форму (мадхьяма, пашьянти и вайкхари), она именуются воплощенной./32/
Она приняла в начале, как и прежде, форму числа, от риши Вайкханасы. Выслушай все об этом от меня. От Блаженства Вечного Брахмана возникает крия шакти./33/
Сама шакти (джняна шакти) –мгновение памятования Божества, Сущность появления и исчезновения, Форма милости и наказания, образ покоя и света, проявленная и непроявленная Причина, Именуемая, Та, у которой стопы равноценны главным органам, Форма отличия и неотличия, Помощница Бога, Неуничтожимая, Неизменная, вместе со (своей) обителью, Творящая восход и закат открытием и закрытием глаз, Единосущная всем шакти. (Она) Творение, Поддержание, Разрушение, и Сокрытие. Так прославляется Сама Шакти./34/
Иччха шакти – трояка. Став шриватсой (завитком) на правой груди Бога, ради успокоения в состоянии растворения, Она– йога шакти – успокаивает (все)./35/
Бхога шакти – форма наслаждения. Окруженная деревами желания, коровами желания, камнями чинтамани, лотосами, раковинами, океаном и девятью океанами, почитателями, имеющими желания и не имеющими желаний. Человеком, связанными преданностью, делается все ради удовлетворения Бога: обряды, постоянные, случайные и желанные, агнихотра, яма, нияма, асана, праняма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, посредством городских ворот (чувств), воздушной колесницы (ума) и прочего, почитание и поклонение милостивому Богу, омовение и прочее, почитание предков, переваривание пищи и прочее./36/
Теперь о Вира Шакти. Четырехрукая, держащая жесты благословения и бесстрашия, лотос, носящая диадему, окруженная всеми богами, (сидящая) у корней древа желания, омываемая четыремя слонами водой и амритой из драгоценных сосудов, прославляемая всеми божествами начиная с Брахмы, окруженная восьмью совершенствами, начиная с анимы, Прославляемая коровой желания (стоящей) перед ее ликом, прославляемая Ведами и писаниями, окруженная Джайей и другими (божественными) женщинами –апсарами, освещаемая светильниками солнца и луны, прославляемая (игрой) на музыкальных инструментах Нарадой и прочими, (укрываемая) зонтом, который держат Рака и Синивали, (омахиваемая) чамарой, которую держат Хладини и Майа, умащаемая Свахой и Свадхой, Почитаемая Бхригу, Пуньей и другими, Богиня Лакшми на божественном троне (сидящая) в позе лотоса, творящая причину и следствие всего, творящая отделенность (дживы) от Бога, с удовлетворенным взглядом, почитаемая всеми богами – известна как Вира Лакшми.
Вернуться к содержанию книги
Даршан богини Лакшми
В Древней Индии существовало большое количество ведических обрядов. Говорят, они применялись столь грамотно, что, когда мудрецы молили о дожде, засухи никогда не было. Зная об этом, один человек стал молиться Богине богатства Лакшми. Он строго соблюдал все обряды и умолял Богиню сделать его богатым.
Человек безуспешно молился на протяжении десяти лет, после чего неожиданно узрел иллюзорную природу богатства и выбрал жизнь затворника в Гималаях.
Однажды, сидя в медитации, он открыл глаза и увидел перед собой невероятной красоты женщину, яркую и блестящую, будто сделанную из чистого золота.
– Кто ты и что здесь делаешь? – спросил он.
– Я Богиня Лакшми, которую ты восхвалял долгие двенадцать лет, – ответила женщина. – Я пришла, чтобы исполнить твое желание.
– О, моя дорогая Богиня, – воскликнул человек, – с тех пор я успел ощутить блаженство медитации и потерял всякий интерес к богатству. Ты пришла слишком поздно. Скажи, почему же Ты не приходила раньше?
– Отвечу честно, – ответила Богиня. – Ты так старательно выполнял ритуалы, что полностью заслужил богатство. Но любя тебя и желая тебе добра, я не торопилась с появлением.
Вернуться к содержанию книги
Праздники почитания Лакшми
О Празднике Девали
В Индии Шри Лакшми является самой известной Богиней, потому что Она одаривает своих приверженцев желанными дарами любви, богатства и удачи. Во время праздника Дивали по всей Индии сверкают сотни лампадок в окнах, вокруг домов, на лодках в прудах, их благостное сияние посвящено Лакшми.
Бируни о Девали:
Вот что в первой половине одиннадцатого века о празднике Девали в своей книге «Индия» сообщает великий ученый из Хорезма Аль-Бируни:
«Первый день месяца Карттики, когда бывает Новолуние, а Солнце стоит в знаке Весов, называется «Дипали» («Dipali», «дйбалй»). В этот день люди моются, наряжаются и дарят друг другу листья бетеля и фуфал, и едут в девагрихи, чтобы раздавать милостыню и проводить время весело до полудня, играя. Ночью они зажигают всюду множество светильников, так что все небо ими озаряется. Поводом для этого праздника служит то, что Лакшми, жена Васудевы, освобождает Бали, сына царя Вирочаны, пленника седьмой, самой нижней, земли, каждый год в этот день и позволяет ему появиться в мир. Поэтому этот праздник называется балираджья («блрадж»), то есть «владычество Бали». Индийцы утверждают: «Это время было временем благоденствия в крита-юге, и мы веселимся потому, что наш сегодняшний день похож на то время».