Г. Витебск, проспект Победы, 37, кв. 122
Тел. домашний 80212 51 74 31, моб. 219 49 36 (МТС).
Паспорт: АВ 0359740 выдан 12. 03. 1999 года Кобринским ГРОВД Брестской области. Личный номер 3040154С018РВО.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе эстетического освоения природы.
Федьков Г.С.
Аннотация: Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем экологического воспитания школьников, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности, высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, культуры, бережного отношения к природе. В данной статье рассматриваются вопросы экологического воспитания школьников в процессе эстетического освоения приироды. Показано, что в основе экологии и эстетики лежит единый принцип естественной гармонии, раскрываемый ими разными способами; изобразительная деятельность детей развивает органы внешних чувств как проводники эстетических впечатлений; воспитание понимания эстетической ценности природы, нуждающейся в защите и сбережении, должно идти от освоения отдельных эстетически выразительных её объектов и явлений к целостному охвату природных комплексов, всей природы в целом. Восприимчивость к природно-прекрасному влияет на поведение и поступки человека, направленные на окружающую среду. Поэтому важно, чтобы школа дала каждому учащемуся понятие о гуманности и её отличие от жестокости, черствости к красоте природы.
Ключевые слова: природа, эстетическое освоение, экологическое воспитание, изобразительное искусство, младшие школьники.
Тревожная экологическая обстановка ставит задачу перед педагогикой и школой активно развивать у подрастающего поколения понимания природы как источника эстетически ценных, жизненно необходимых объектов, явлений, нуждающихся в защите, охране и сбережении от разрушительного воздействия человека, вредных влияний отходов производства и технологий на окружающую среду.
Целью данной статьи является исследование вопросов экологического воспитания младших школьников в процессе эстетического освоения природы. Нам предстоит изучить взаимосвязь эстетического освоения природы и экологического воспитания учащихся начальной школы в педагогической науке и практике, разработать программу эстетического освоениея природы, методические рекомендации экологического воспитания школьников в процессе восприятия и изображения природы.
Изучая психолого-педагогические особенности экологического воспитания, мы руководствовались следующим подходом: занятия по изобразительному искусству развивают эмоционально-чувственную сферу и создают подлинную основу для понимания школьниками духовных ценностей – категорий, указывающих на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого», в которых выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.
Становление экологически воспитанной личности в условиях педагогического процесса предполагает его опору на единство научно-обоснованных знаний в области природных и социальных факторов среды с её адекватным чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания, и на этой основе создаёт стремление внести практический вклад в её улучшение. Поскольку различные области жизни и деятельности человека, различные сферы культуры тесно взаимосвязаны, эстетическая и экологическая культура общества и личности закономерно пересекаются друг с другом. Предметная направленность этих сфер касается человека и природы в их взаимосвязях (хотя сами культурные формы в каждой из сфер специфичны) (1). В этой связи эстетическое освоение природы в процессе её восприятия и изображения исследуется нами как реализация задач формирования эколого-эстетической культуры у младших школьников в элементарных формах.
Первоначальные эстетические волнения при восприятии природно-прекрасного связаны, прежде всего, с активностью органов внешних чувств и имеют преимущественно чувственный характер, по мысли П.Ф. Каптерева, достаточно развитые соответствующими упражнениями органы внешних чувств составляют необходимую почву для настоящего эстетического образования (2). Наш опыт показывает, участие в освоении природно-прекрасного всех органов внешних чувств позволяет сформировать у детей представления об эстетическом образе природы наиболее полно.
Активизации развития у детей визуального восприятия в эстетической деятельности, в том числе и в процессе изображения природы, эффективно способствует освоению ими красоты и выразительности природных форм, движений, цветовых сочетаний и т.п. Поэтому так целесообразно, начиная с раннего детства, «шлифовать» сенсорную восприимчивость школьников. Большое значение здесь имеет создание нужного эмоционального фона. Именно эмоции способны обеспечить появление у детей на основе чувственного восприятия правильных ценностно-эстетических ориентаций, под которыми мы понимаем умение младших школьников дифференцировать предметы и явления природы как красивые и выразительные. В педагогическом процессе у них должно возникать не только понимание, но и сопереживание воспринимаемого природно-прекрасного в его естественной и художественной форме.
Следует заметить: если понимание детьми красоты и выразительности природы мы связываем с умением находить её в окружающей действительности, эстетически анализировать, сравнивать, высказывать своё отношение к ней, то сопереживание, на наш взгляд, предполагает наличие способности (с учётом возрастных особенностей) ощущать духовную близость с ней.
В процессе эстетического освоения действительности нередко приходится опираться на схожие друг с другом ранее воспринятые предметы, на возникающие ассоциации, которые «… являются отражением реальных связей предметов и явлений действительности.» (3, с.135). Ассоциации делятся, как известно, на простые и сложные. Простые ассоциации различают по сходству, по смежности, по контрасту.
Ассоциации по сходству в процессе эстетического освоения природы проявляются в установлении связей между предметами и явлениями природы, которые имеют сходство. Воспоминание одного из них ведет к воспоминанию других, имеющих сходные черты. Например, увидев изображенную на картине художника березу, ученик вспоминает, что такая же береза растет в деревне возле бабушкиного дома. Это позволяет ему вспомнить и цвет, и шероховатую кору старого дерева, и шум ветра в её листве, и вкусный березовый сок. В результате у школьника складывается цельный, эстетически выразительный образ дерева, увиденного на репродукции картины.
Ассоциации по смежности проявляются в связи объектов или явлений, которые находятся рядом в пространстве или следуют по времени друг за другом. Воспоминание и запоминание одного из них ведет к воспоминанию и запоминанию других, расположенных рядом или же следующих за первым. Например, вспомнив прощальные крики журавлей, улетающих в теплые края, учащиеся вспоминают, в какие цвета окрашены осенние деревья, трава каким молчаливым становится лес осенью и т. д.
Для ассоциаций по контрасту характерно установление связей между прямо противоположными предметами и явлениями. Воспоминание и запоминание одного из них ведет к воспоминанию и запоминанию другого, который противоположен первому. Так, устанавливая, в чем красота природы в летний жаркий день, в памяти учащихся могут возникать образы природы холодной зимы.
В сложных ассоциациях устанавливаются причинно-следственные связи, которые отражают наиболее важные, существенные связи между предметами и явлениями. Так, анализируя красоту лесной поляны, мы стремимся чтобы учащиеся не только устанавливали в чём красота деревьев, цветов, трав, но и понимали, что в траве живет много разных насекомых, гнездятся некоторые породы птиц и те люди, которые сжигают весной сухую траву, наносят природе непоправимый ущерб, поскольку в пламени погибают живые существа.
Известно, что развитые эстетического чувства, как и нравственные, являются наивысшим достижением эмоционального познания. Они содержат оценки с точки зрения коллективного опыта общества, соответственно организуют, направляют поведение и поступки людей. Однако сколь ни важна развитая человеческая чувственность, её недостаточно для осуществления эстетической деятельности. Чтобы понять эстетическую ценность природной формы, мы должны соотнести её с содержанием предмета, определить, в какой мере она ему соответствует, и здесь не обойтись без эстетического анализа природно-прекрасного и изобразительной деятельности детей на темы природы. По мысли В.Н. Шацкой, эстетическая восприимчивость школьников в большей степени зависит от того, в какой мере они сами владеют практикой хотя бы в одном виде искусства. Даже элементарная грамотность в практике этих искусств серьёзно способствует развитию процесса эстетического восприятия (4).
Определяя сущность экологического воспитания школьников мы опираемся на установленные в педагогической науке особенности этого процесса, во-первых: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие эстетических чувств и экологического сознания; в) формирование убеждений в необходимости охраны и сбережении природы; г) выработка экологически обоснованных навыков и привычек поведения в природе; д) формирование у учащихся навыков бескорыстного отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность; во-вторых, роль и значение психологического аспекта, включающего: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование потребностей охраны природы, мотивов и установок личности; 3) выработку эстетических и нравственных чувств; 4) воспитание воли; 5) формирование целей экологической деятельности; 6) формирования понимания ценности самой жизни.
В отечественной педагогике установлено, экологическая культура зависит об общей культуры в целом и ставится в связь как со специализированными видами деятельности – наукой и производством, так и с внутренним миром человека – его потребностями, ценностями и т.п. В нашем опыте формирование экологической культуры мы рассматриваем как педагогический процесс развития у ребёнка, с учетом возрастных особенностей, способности строить взаимоотношение с природой гармонично, на основе эстетической восприимчивости к природно-прекрасному, руководствуясь (элементарно) социально принятыми мотивами охраны природы: эстетическими, гуманистическими, гигиеническими, научно-познавательными и экономическими. Последовательность выше перечисленных мотивов мы связываем с их значимостью в учебно-воспитательном процессе школы, исходя из того, что в младшем и среднем школьном возрасте должно доминировать эмоциональное познание над рациональным, а, следовательно, интенсивно формироваться элементарные формы экологической культуры. Опыт показывает, что эффективность экологического воспитания школьников в процессе эстетического освоения природы во многом зависит от организации учебно-воспитательной работы. Пассивное любование и констатация красоты природы, без доступного детям эстетического анализа её объектов и явлений, без посильного создания ими на основе увиденного, прочувствованного художественного образа природы, мало способствует развитию представлений младших школьников о красоте природы.
В разрабонной нами программе, эстетическое освоение природы нацелено на установление младшими школьниками, в чём красота её объектов и явлений в отношении небо – земля – вода – предметы.
Задачи для первого класса.Накопление разнообразных эстетических представлений о природе. Развитие чувственной сферы ребёнка: эмоциональной отзывчивости на красоту природы; умения “отождествлять” себя с другими субъектами природы (способность к перевоплощению – войти в положение, в роль другого).
Примерная тематика бесед и практических заданий. Накоплению разнообразных представлений о природе способствует выполнение следующих заданий: “Красота природы ближайшего окружения”. “Что красивого, необычного, интересного можно увидеть в небе утром, днем, вечером, ночью?”. “Каким становится небо во время ненастья (гроза, метель и т. п.)?”. “Что отражается в воде?”. “Всегда ли небо – голубое, вода – синяя, трава – зелёная?” . ”Назови картину художника о природе. Чем она тебе запомнилась?”; развитию чувственной сферы, эмоциональной отзывчивости - “Если бы я вдруг стал волшебником …”. “Что было бы, если бы вдруг исчезли цветы, дервья, животные и др.?”.
С первого класса необходимо учить школьников видеть красоту различных знакомых им предметов и явлений природы. В ходе работы красками обращаем внимание на умение различать оттенки цвета в пределах одного цветового тона (например, тёмно-зелёное, светло-зелёное яблоко), ограничивем палитру двумя – тремя красками. Такой подход требует внимательного отношения учащихся к восприятию цветового тона предмета, поиска необходимой красочной смеси. Уже после нескольких упражнений, которые включают анализ цветового состояния природы в разное время дня (деревья в тени и на свету, деревья на фоне вечернего неба, небо в ясный солнечный и пасмурный день и т. д.) учащиеся начинают составлять сложные цветовые смеси, соответствующие цветовой окраске изображаемого предмета, что активизирует у них развитие восприимчивости к цвету, не способствует появлению штампов и стереотипов (типа небо – голубое, вода – синяя, трава – зелёная).
На развитие умения “отождествлять” себя с другими субъектами природы влияют такие задания, как “Если б я стал волшебником”, “Мой домик в густой траве” и т. п.
В ходе выполнения рисунка на тему “Мой домик в густой траве”, обращаем внимание учащихся не только на красоту растений, но и различных насекомы, птиц и других представителей флоры и фауны, живущих по соседству. Важно, чтобы ребёнок учился понимать беззащитность такого мира перед непродуманной хозяйственной и иной деятельность человека в природе. Неосторожное обращение, скажем, с огнём, устанавливаем со школьниками, уничтожит и всех “жителей” густой травы и “мой маленький домик”.
Во втором кассе эстетическое освоение действительности направлено на: активизацию восприятия, формирование способности всматриваться, вслушиваться в природу, видеть необычное, эстетически привлекательное в обычном, в хорошо знакомом. Накопление представлений об эстетической выразительности растительного и животного мира природы (дерево осенью, зимой, весной, летом; красота цветов и трав; разнообразие окраски, форм, движений птиц, зверей, рыб, насекомых).
Развитие ассоциаций и эмоциональной отзывчивости на состояние природы (радостное, грустное) в разное время года.
Примерная тематика бесед и практических заданий. “Любимое время года”, “Характерные цвета и звуки осени, зимы, весны и лета”, “Кого и что напоминает завывание ветра в ненстную погоду, шорох под ногами опавших листьев, заснеженные деревья, причудливые формы облаков и т.п.?”
Понаблюдай, как изменяется форма животных в движении. Выполни рисунок на тему: “Птица летит”, “Животное бежит” и т. д.
Обрати внимание на эстетическую выразительность формы птиц и других животных в хорошую погоду и в ненастье. Выполни рисунки по памяти: “Поющий петух”, “Намокшее под дождём животное”, “Птицы зимой у пустой кормушки”, “Бездомный котёнок” и т. п.
Активизации восприяти школьников связано с тем обстоятельством, что очень часто не только дети, но и взрослые люди не замечают красоту знакомых объектов и явлений природы. В нашем опыте выполнение этой задачи связано: 1) с применением на уроке музыкального, литературного, изобразительного материала; 2) использование на уроке фотопродукции, на которой запечатлены скоротечные явления природы (необычные формы деревьв во время сильного ветра, дождя, эффекты в природе, связанные с освешением - луч солнца на траве, вечерний закат и т. п.); 3) рисовние с натуры,по памяти, по наблюдению. Следует подчеркнуть, независимо от темы занятия, полезно обращать внимание детей как за окном класса, порой, быстро меняется состояние природы. Например, хлынул дождь, пошёл снег и т д.
Таким образом, приучая школьников всатриваться и вслушиваться в природу, мы не только активизируем их восприятие, но и помогаем им накопить зрительные представления об её эстетическом многообразии.
Развитию ассоциаций способствует выполнение таких заданий как “Бездомное животное”, “Пустая кормушка” , “Необычные природные формы” и т. п.
Так, анализ облаков или грозовых туч позволяет не только отметить их цвет, но и провести игру "На что (на кого) похоже?", которая способствует развитию ассоциаций, образного мышления, наблюдательности. В ветреный день форма облаков меняется быстро. Дети с удовольствием находят в них образы зверей, птиц, реальных и сказочных героев, хотя первоначально многие испытывают трудности и не видят в причудливых формах облаков ничего, кроме облаков. Чтобы активизировать работу, в таком случае учитель может предложить сначала свой вариант видения образов в тех или иных природных формах.
В третьем классе, опираясь на знания, полученные школьниками на уроках чтения, ознакомления с окружающим миром, природоведения, изобразительного искусства мы стремимся воспитывать у них понимание природы как источника эстетически ценных, жизненно необходимых объектов и явлений, которые нуждаются в защите,охране и сбережении. Происходит дальнейшее накопление представлений об архитектуре городов, сёл, связи архитектуры с природой; развитие у детей воображения, фантазии, способности посильно эстетически организовывать окружающую среду (лепка со снега скульптурных групп, выполнение ковров из опавших осенних листьев, композиций из камней, песка и т. п.).
Примерная тематика бесед и практических заданий. “Где и почему селились наши предки?”, “Архитектура и природа”, “Что ухудшает красоту наших городов и сёл”. Вполни рисунок на тему:”Мой город (село)”, “Малые архитектурные формы города (села)” и т.д. Выполни композицию из опавших листьев, создай скульптурную группу из снега по мотивам сказок.
В ходе выполнения задач устанавливаем вместе с учащимися, используя и их небольшой опыт и знания, что красота природы не только радует глаз человека, но и является необходимым условием его существования на планете Земля. Накопление представлений об архтектуре городов(сёл) полезно проводить на конкретном, местном материале. В процессе выполнения рисунка на тему: “Малые архитектурные формы” обращаем внимание школьников на красоту городских скамеек, современных автобусных остановок, уличных фонарей и т. п.
На развитие воображения, фантазии способствуют выполнение ковров из осеннних листьев, композиций со снега.
Так, накануне урока лепки предлагаем школьникам выбрать сюжет из понравившейся им сказки, который можно вылепить из снега. Определяем главную задачу урока – эстетическая организация окружающей среды. Устанавливаем вместе со школьниками, что, например, скульптуру бабы Яги с её избушкой целесообразно создавать рядом с деревьями и кустарниками. Урок проходит на пришкольном участке. Прежде, чем выполнить задание необходимо сформировать рабочие группы школьников и распределить роли (кто подносит снег, кто лепит и т д.). Важно заострить внимание школьников на то, что в целях облегчения физического труда снег надо скатывать к центру будущей скульптуры.
И так, алгоритм работы включает: 1) объяснение задания и постановку главной учебной задачи (эстетическая организация среды); 2) определение тематики работ и создание рабочих груп (по желанию школьников); 3) инструктаж по технике безопасности (как себя вести на пришкольном участке, не скатыват снег в неподъёмные объёмы т. д) 3) выход учащихся на местность; 4) корректировка сюжета будущей работы с учётом конкретной местности; 5) выполнение композиции; 6) анализ и обсуждения работ с учётом поставленной задачи; 7) организованное возвращение в класс.
В четвёртом классепроисходит дальнейшее развитие наблюдательности, понимание уникальности природы родного края. На уроках восприятия эстетического в действительности и восприятия искусства школьники осваивают красоту реальной и рукотворной природы (леса, озёра, реки, водохранилища, поля, дороги, парки и т.д. Уроки-путешествия по Беларуси проходят преимущественно с использованием фотоальбомов и репродукций с картин художников; посещение художественных выставок, музеев, кариииинных галерей.
Примерная тематика бесед и практических заданий. “Беларусь – край озёр и рек”, Красота родного края” и т. п.
Рисунки выполняются школьниками по памяти после восприятия эстетического в действительности, восприятия произведений искусства, просмотра фотоальбомов. На эффективность работы оказывает положительное влияние использование учителем межпредметных связей.
Принципиальное значение для эстетического освоения природы детьми имеет понятийный аппарат, используемый учителем при характеристике природно-прекрасного. Наш опыт показывает, определяя красоту природы, младшие школьники используют преимущественно такие понятия как «красивое», «некрасивое», «нравится», «не нравится». Обогащая речевой запас учащихся в отношении природно-прекрасного, мы заметили, что они в элементарном виде осваивают такие понятия, относящиеся к эмоционально-эстетическим определениям и оценкам, как причудливое, смешное, радостное, грустное, тревожное, удивительное и т.п. Обращаем внимание школьников на разнообразие предметов и явлений реальной действительности. При этом одни из них мы называем красивыми, прекрасными, другим - эти определения не подходят и мы стремимся найти для них соответствующие эпитеты. Так, например, поле мы можем назвать золотым (хлеба созрели), чёрным (свежевспаханная земля); небо – холодное, бесконечное; дуб – коренастый, тенистый и т. д. Умение реагировать на разнообразные эстетические ценности природы помогает создать в воображении школьников и художественными средствми посильный образ природы родного края. Выполнение практического задания рекомендуем проводить по следующей схеме: а) эстетический анализ объекта - в чём красота объекта (явления) природы; б) создание представлений об объекте (явлении) изображения – изучение характера формы предметов, пропорций, конструкции, положения в пространстве, тональных и цветовых отношений и т. п.; в) создание представлений об изображение - как выполнить изобразительные задачи и алгоритм выполнения задания; г) материальное воплощение задач в конкретной художественной форме - выполнение рисунка в том или ином художественном материале.
Таким образом, экологическое воспитание школьников в процессе эстетического освоения природы в начальной школе управляемо и реализуется оптимально в системе предметов общеобразовательного и эстетического циклов, если вводятся определенные педагогические условия: а) организация эстетической деятельности детей на всех этапах взаимодействия их с природой (восприятия и изображение природы); б) развитие у учащихся всех органов внешних чувств как проводников эстетических впечатлений соответствующими эстетическими средствами; в) систематичность и последовательность эстетико-педагогического воздействия на различных этапах развития школьников.
Литература
1. Печко Л.П. Об использовании основ экологической эстетики в педагогическом процессе. Методические рекомендации для слушателей курсов ИУУ. - Омск, 1990. – 94 с.
2. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании // Избр. Пед. Соч. Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. С. 91 – 108.
3. Кузин В.С. Психология. /Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Высшая школа, 1982. – 256 с.
4. Эстетическое воспитание в начальной школе // Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 216 с.
Федьков Григорий Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова».