Культура как мир знаков. Культурная картина мира и культурные архетипы
Цель занятия– раскрыть понятие «язык культуры». Показать, что язык культуры – ядро системы культуры, ее главный структурный элемент. Язык культуры – это некая универсальная форма осмысления реальности, способствующая организации новых и уже существующих понятий, образов, представлений.
Содержание темы.
Семиотика культуры. Общественная культура как носитель социальной информации. Знаковые системы. Представители тартусско-московской семиотической школы о языке культуры. Типы знаковых систем культуры. Язык культуры как средство коммуникации, хранения и трансляции культуры.
Культурная картина мира как система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Важнейшие компоненты картины мира. Культурный архетип (определение, содержание, формирование). Универсальные культурные архетипы и этнические культурные архетипы.
Культурные ценности и нормы. Культурная ментальность.
Цель занятия– раскрыть значения понятия «ценность» как важнейшего компонента человеческой культуры.
Содержание темы.
Аксиология как особое направление философии. Роль ценностей в культурной деятельности человека. Ценность и стоимость. Зависимость ценности объекта от его свойств и отношения к нему человека. Ценность и полезность. Ценность и истина.
Виды ценностей. Классификация.
Влияние субкультуры и природных особенностей на систему ценностных ориентаций человека.
Социокультурные нормы. Главные механизмы социального контроля: общественное мнение (неофициальный контроль) и административное управление (официальный). Определение общекультурных, групповых и ролевых норм.
Ментальное поле культуры. Культурный потенциал как важная составляющая культурной деятельности. Формирование ментального поля культуры. Виды и уровни ментальности.
Социодинамика культуры.
Цель занятия –раскрыть характер и функции динамических процессов в культуре.
Содержание темы.
Социодинамика культуры. Определение понятия. Ритм и темп социокультурных изменений. Книга М.Ю. Лотмана «Культура и взрыв».
Циклические модели социокультурных изменений: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и др.
- Циклическая повторяемость как закон биологического существования. Взгляды греческих философов на развитие культур. Теория круговорота в истории Дж. Вико.
- Идея цикличности развития культуры в трудах Н.Я. Данилевского о «культурно-исторически- типах», в концепции О. Шпенглера, в теории круговорота «локальных цивилизаций» А. Тойнби, теории «этногенеза» Л.Н. Гумилева.
- Циклическая динамика хозяйственно-экономической системы.
Теория волнообразной социокультурной динамики П. Сорокина. Типы мироощущения и мировоззрения, характеризующие разные формы культур (идеациональный и чувственный, идеалистический и эклектический).
Эволюционные модели развития культуры (однолинейная и многолинейная).
Синергетическая модель развития культуры.
Межкультурная коммуникация и диалог культур.
Цель занятия –раскрыть значение и характер межкультурных взаимовлияний.
Содержание темы.
Понятие «коммуникация» в рамках культурологии. Подходы к изучению процессов коммуникации. Концепции технологического детерминизма.
Процессы интеграции, ассимиляции, аккультурации в культурно-коммуникативном ракурсе.
Формы внутрикультурной и межкультурной интеграции. Компоненты ассимиляции.
Американская и европейская культурантропология о понятии «аккультурация».
Социокультурная коммуникация. Ее виды (инновационная, ориентационная, стимуляционная, корреляционная).
Диалог культур.
Культурные традиции и инновации.
Раздел 3. Типология культур.
Традиционная и инновационная культуры.
Цель занятия –раскрыть различие феноменологического и типологического описания культур.
Содержание темы.
Проблема типологии культур. Варианты типологии.
Традиционные и инновационные культуры. Признаки традиционной культуры. Условия сохранения традиций. Религиозно-мифологические представления как необходимый компонент традиционной культуры. Ксенофобия.
Проявление личностного начала в инновационной культуре.
Особый тип мышления в инновационной и традиционной культурах (инверсивная, медиативная). Движение культур от традиционных форм к инновационным.
Классификация культур по Маргарет Мид: постфигуративная, кофигуративная, префигуративная культуры.
Ю. Лотман: семиотические типы культур.
Субкультура и контркультура. Массовая и элитарная культура.
Цель занятия –раскрыть многообразие субкультурных проявлений.
Содержание темы.
Субкультура как подсистема целостной системы. Первые научные высказывания о дробности культурного целого (И. Гердер, Ф. Ницше). Виды субкультур. Соотношение понятий субкультура и контркультура.
Массовая и элитарная культуры. Истоки массовой культуры. Массовое сознание. Разработка понятий «масса», «массовое сознание» в трудах Ф. Ницше, Х. Ортега-и- Гассета. Философские и экономические предпосылки возникновения и распространения массовой культуры. Элитарная культура как антипод массовой.