Собрание Пегги Гуггенхейм, Венеция

тан и его друг Франсис Пикабиа (1879—1953) постоянно сканда­лизировали американскую публику. Пикабиа выполнял абстрактные аква­рели и «механоморфные» компози­ции, которые выглядели точь-в-точь как инженерные схемы. Этих двух художников с полным правом мож­но считать обитателями интернаци­онального «Дадаленда», как назвали позже сферу распространения идей дадаизма.

Космополитизм дада резко про­тивостоял государственному нацио­нализму Франции, Италии, Герма­нии. Пафос всеобщего отрицания, усиленный поражением Германии в войне, привёл в центры дадаизма, возникшие в Берлине, Кёльне, Ганно­вере, самых разных художников. Они выпускали «Дада-альманах» и много журналов, в том числе «Вен­тилятор», «Дада под открытым небом», «Мерц». На выставках дада­истов можно было видеть антивоен­ные карикатуры Георга Гросса, ассамбляжи Отто Дикса, фотомонтажи Рауля Хаусмана (1886—1971), абст­ракции Василия Кандинского, Пауля Клее.

Ханс Арп впервые показал жи­вописные композиции, выполнен­ные по принципу «автоматического письма»: художник как бы отключал

сознание и творил импровизации из пятен и линий, не руководствуясь никакой предварительно поставлен­ной задачей.

Курт Швиттерс (1887—1948) в Ганновере из различных отходов — проволочек, верёвочек, билетов, кон­сервных крышек — делал коллажи, в которых в отличие от кубистических композиций краска перестала слу­жить живописным задачам. Она лишь накладывалась сверху на весь этот предметный рельеф. Свои художест­венные объекты Швиттерс называл «мерцы» (сокращение немецкого слова Kommerzbank — «коммерче­ский банк»).

Художник из Кёльна Макс Эрнст (1891 — 1976) был неистощимым изобретателем: в одном произведе­нии он соединял самые разные

Собрание Пегги Гуггенхейм, Венеция - student2.ru

Курт Швиттерс.

Мерц 25A. Созвездие. Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф.

материалы, техники и методы, на­пример рисунок, гравюру, журналь­ную репродукцию. Предметы вы­рывались из привычной среды и вступали в новые связи. Художник называл это «случайной встречей двух различных реальностей на неподходящем плане».

На знаменитой выставке дада­истов 1920 г. в Кёльне Эрнст выста­вил около двадцати работ, среди которых были и просто укреплён­ные на мольбертах формы для вы­печки. А в распоряжение публики он предоставил топор, предлагая сокру­шить по желанию любое «произве­дение». Вход на выставку шёл через мужской туалет, где обнажённая де­вица успевала обругать ошарашен­ного посетителя. В зале стоял аква­риум, в котором плавал клок волос, на поверхности воды колыхалась деревянная рука, а на дне валялся будильник. Автор этого экспоната Иоганнес Теодор Бааргельд (1893— 1927) назвал его «Флюидоспектрик».

В 1919 г. в Париже образовалась группа «абсолютных дадаистов», в которую вошли Луи Арагон, Андре Бретон, Поль Элюар и другие лите­раторы. Приезд в Париж Тцара, Дюшана, Пикабиа, Эрнста, участие в вы­ставках Хуана Гриса, Фернана Леже поддержали влияние дадаизма во Франции. Но очень скоро Внутри движения наметился раскол. Поле­мизируя с Тцара, который продол­жал настаивать на полной бессис­темности творчества и отрицании всего и вся, Бретон и его товарищи говорили о необходимости нового знания и относились к своим изы­сканиям вполне серьёзно. Так в нед­рах дадаизма зародилось ещё одно мощное художественное направле­ние XX в. — сюрреализм.

СЮРРЕАЛИЗМ

Слово сюрреализм {франц. «сверх­реальность») уже давно превра­тилось в общеупотребительное по­нятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное,

фантастическое, оторванное от ре­альности. Что же касается сюрреа­лизма как художественного напра­вления, то начало ему положил «Манифест сюрреализма», опубли­кованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924 г.

Сюрреалистические группы по­стоянно обновлялись. Поэтому за всё время существования движения с ним оказалось связано множество художников, определивших раз­витие искусства XX в. Начиная с 30-х гг. выставки сюрреалистов стали международными.

В предысторию сюрреализма не­изменно включается «этап дада». Действительно, сюрреализм мно­гое почерпнул из легкомысленных открытий дадаизма, отринув, прав­да, его насмешливость. Дадаисты Ханс Арп, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и другие составили ядро нового движения. Сюрреализм использовал ключевые приёмы дада — «реди-мэйд», «авто­матическое письмо», совмещение в одном произведении образов, ли­шённых логических взаимосвязей. Всё это подкреплялось философи­ей Анри Бергсона, который считал, что суть явлений можно постичь не разумом, а только интуицией. Сюрреалисты взяли на вооружение и теории австрийского психолога Зигмунда Фрейда о бессознатель­ном как важнейшей сфере челове­ческой психики, о значении снови­дений для понимания подлинных вкусов, влечений и причин поступ­ков человека.

Принцип психоанализа, разрабо­танный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: ко­гда человек, отталкиваясь от какого-либо слова, представления, образа из сновидений и т. п., высказывает все, без разбору мысли, которые приходят в голову. Так же рождает­ся сюрреалистический образ: он возникает вследствие «чудесной встречи», т. е. произвольного с точ­ки зрения обыденной логики соеди­нения в тексте либо на холсте раз­личных слов или изображений. Считалось, что именно в этих слу-

Собрание Пегги Гуггенхейм, Венеция - student2.ru

Андре Массон.

Наши рекомендации