Урок как основная форма занятий
Рассмотрим разновидности, структуру и содержание отдельных частей урока по борьбе, а также вопросы, связанные с его подготовкой, проведением и анализом.
Структура и содержание отдельных частей урока
Типовая структура урочного практического занятия строго соответствует динамике работоспособности спортсменов. Так, в начале занятия применяются различные упражнения, призванные сократить период врабатывания организма, затем следует напряженная мышечная активность, а в заключение даются упражнения, не требующие больших физических усилий. Урочная форма занятий строится так, чтобы организация и подготовка борцов к выполнению поставленных задач, само их выполнение и окончание урока были четко разграничены.
Исходя из этого, следует различать вводно-подготовителъную, основную и заключительную части урока. Важно, однако, знать не количество частей урока, а какие задачи должны решаться в каждой из них.
В вводно-подготовителъной части урока создается рабочая обстановка. Она состоит из общей и специальной разминок.
Основные задачи общей разминки сводятся к повышению функциональной активности всех органов и систем за счет использования общеподготовительных упражнений. Особенно это касается более инертной вегетативной нервной системы. Для повышения эмоционального воздействия используемых средств разминка может проводиться с музыкальным сопровождением.
Общая разминка в подавляющем большинстве случаев начинается бегом или легкими прыжками на месте. Вслед за ними или вперемежку выполняются строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, имитационные и игровые. Они могут выполняться без предметов и с предметами: гантелями, гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками, эспандерами и т. п. Широко используются упражнения с элементами акробатики, на гимнастической стенке, с гимнастическими скамейками и с использованием других снарядов.
В ходе специальной разминки обеспечивается необходимая координация движений и подготавливается энергетическая база для последующего энергичного выполнения основных соревновательных и специально-подготовительных упражнений. Для обеспечения тонких кинестезических ощущений и актуализации двигательных представлений важно чередовать упражнения глобального, регионального и локального характера для различных частей тела, в различных режимах работы мышц (уступающем, преодолевающем, удерживающем) и для совершенствования различных физических качеств. Необходимо также выполнить несколько профилактических упражнений в так называемых критических позах с целью предупреждения травм. Широко используются разнообразные упражнения с партнером. Выполняются упражнения на мосту, упражнения для укрепления связок голеностопного, коленного и тазобедренного суставов, страховка и самостраховка при падениях, простейшие формы борьбы, упражнения, сходные по своей структуре с изучаемыми в основной части урока, имитационные и другие упражнения.
Объективным критерием достаточности разминки может служить частота сердечных сокращений на уровне 130—160 уд/мин, причем через 1—2 мин отдыха ЧСС должна прийти к величине/ близкой к исходной.
После разминки в течение 3—5 мин можно применить легкий самомассаж.
Основная часть урока по структуре может быть простой и сложной. Простая структура характеризуется однотипной деятельностью занимающихся (например, двусторонняя игра в футбол или забег на 10 км). В сложной структуре применяют разнородные упражнения, требующие дополнительной специальной разминки. Основная трудность заключается в порядке расположения разнородных упражнений. Это зависит от задач урока и тренировочного периода. Тем не менее желательно придерживаться трех следующих основополагающих положений:
— главные задачи урочного занятия следует решать в первой половине основной части;
— распределение упражнений желательно (но не обязательно) приблизить к программе предстоящих соревнований;
— в начале основной части занятия следует чаще отдавать предпочтение упражнениям анаэробного характера, в середине— смешанным упражнениям анаэробно-аэробного характера и в конце основной части — аэробным упражнениям.
Задача заключительной части урока — успокоить деятельность основных систем организма и подвести итоги. В данной части занятия применяются построение, медленная ходьба, упражнения на расслабление, оценка деятельности занимающихся.
На каждое урочное занятие отводится от 90 до 120 мин. Время на каждую часть урока в зависимости от его типа распределяется примерно так, как указано в табл. 1.
Таблица 1. Распределение времени по частямурока в зависимости отего типа (мин.)
Тип урока | ||||
Часть урока | учебный | учебно-тре-нировочный | тренировочный | контрольный |
Вводно-подготовителъная | 30—40 | 25—30 | 20—25 | - |
Основная | 50—70 | 55—80 | 65-90 | 80—110 |
Заключительная | 10—10 | 10—10 | 10—10 | 10-10 |
Итого: | 90—120 | 90—120 | 90—120 | 90—120 |
Примечание. На контрольных урочных занятиях разминка проводится самостоятельно.
Разновидности занятий
По содержанию занятия борцов могут быть учебными, учебно-тренировочными, тренировочными, контрольными. Каждое из них может быть направлено на решение задач общей, специальной подготовки или же на параллельное совершенствование общей и специальной подготовленности.
Содержание занятий во многом определяется степенью разнообразия решаемых задач. Так, выше отмечалось, что на занятиях борцов могут решаться однородные и разнородные задачи. Среди них предпочтительнее те, в которых используется обширный комплекс однонаправленных тренировочных программ (по сравнению с тем, когда на протяжении относительно длительного времени используют ограниченное число стабильных тренировочных программ или тех сочетаний занятий, в которых тренировочные программы существенно варьируют). Поэтому можно заключить, что разработка полутора десятков однонаправленных тренировочных программ может обеспечить в течение нескольких микроциклов меньшую утомляемость борцов и формирование более высокой работоспособности.
Особого внимания заслуживают занятия с большими нагрузками, за которыми укрепилась слава мощного стимула роста тренированности квалифицированных спортсменов. Особенно наглядно эта идея проявляется при совершенствовании типичной для борцов выносливости в условиях смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения. Важно знать при этом, что общее увеличение суммарной нагрузки тренировочного дня или тренировочной недели не должно сопровождаться уменьшением нагрузок в отдельных занятиях. Эта неправильная тенденция должна быть устранена из тренировки борцов разумным построением программ отдельных занятий (с целью исключения явлений монотонии), а не уменьшением количества занятий с большими нагрузками. Однако занятия с большими нагрузками предъявляют сложные требования не только к спортсменам, но и к тренерам, которые обязаны строго учитывать физические возможности воспитанников и так строить тренировочные программы, чтобы достичь достаточной сложности, максимально мобилизовать функциональные возможности и, с другой стороны, добиться адекватности этой нагрузки их функциональному состоянию. При этом необходимо выполнить два условия, т. е. продолжать тренировочную работу при наступившем и прогрессирующем утомлении и постоянно помнить о том, что ее необходимо прекратить, с тем чтобы избежать отрицательного влияния на спортсмена. Опыт представителей циклических видов спорта и результаты экспериментальных исследований свидетельствуют, что превышение нагрузки на занятиях скоростно-силовой и скоростной направленности может варьировать в пределах 3—5% по сравнению с теми нагрузками, которые были зарегистрированы до наступления явного утомления. При совершенствовании выносливости это превышение может достичь 10—15% (В. Н. Платонов, 1980).
В заключение отметим, что, пользуясь рекомендациями тренера (учебных пособий), каждый спортсмен обязан приходить на тренировку с конкретным планом, дополняющим общее содержание занятия. Это могут быть задачи по разучиванию новых захватов, защит и других технических действий или задачи по совершенствованию тактики ведения схваток (например, на краю ковра) и т. п. Все записи о намеченных тренировочных заданиях и степени успешности их выполнения следует вести в личном тренировочном дневнике, систематический анализ которого позволяет спортсмену более целеустремленно продвигаться по пути, к высшим спортивным достижениям.