Искусство арабов в испании
Когда арабы пришли к власти на Востоке, они восприняли персидскую культуру. Это был удивительный народ, который сумел переработать чуждые формы искусства и создать на базе их совершенно самостоятельную новую художественную культуру, впитавшую традиции Персии и Византии, а также эллинистическую и римскую культуру Северной Африки и Испании.
Трудно приступить к описанию этого периода садового искусства, быть может, самого очаровательного и изящного на протяжении всей истории. В вопросах строительства садов арабы, безусловно, являются нашими учителями. Трудно найти слова, чтобы передать шарм этих композиций. Они являются продуктом исключительно утонченного вкуса. В них чувствуется античная простота, роднящая их с греческим искусством. Арабы сумели создать в своих садах исключительный эффект очень простыми средствами. Детали этих садов чрезвычайно просты, нет богатых украшений и в тоже время они оставляют неизгладимое впечатление.
Характерной особенностью арабского сада является, прежде всего, ею малый размер и полная замкнутость. Эти сады всегда трактуются как озелененные дворики в окружении застройки. Их так и называют в Испании patio (дворик). Арабы не признавали больших открытых перспектив. Их сады имели небольшие калитки, расположенные не по центральной оси сада, а где-либо сбоку, с тем расчетом, чтобы посетитель не мог увидеть композицию издали, а воспринимали ее внезапно. В этой замкнутости и изолированности и заключается главное очарование арабского сада. Если сад велик, его делят на ряд отдельных двориков, разделенный высокими стенами. Украшения этих садов очень скромны. Они сводятся к простой обработке водоемов и узорным скамьям. В них нет ни скульптур, ни балюстрад, ни роскошных декоративных лестниц, как в Италии. Простые перила из железных прутьев ограждают лестницы. Прекрасное обводнение является характерной чертой арабского сада. Вода, однако, в них не падает шумными каскадами, а протекает тихими небольшими каналами или поднимается тонкими струйками из густой растительности, образуя в воздухе своды из водяной пыли. Деревья, преимущественно одной породы, доставляют этим прекрасным садам необходимую тень.
Из садов Испании наиболее знамениты сады АЛЬГАМЕРЫ и ГЕНЕРАЛИФА в Гренаде и АЛЬКАЗАРА в Севилье.
АЛЬГАМЕРА - резиденция мавританских властителей - построена в главной своей части в конце XIV века. Дальнейшие пристройки и переделки садов сильно изменили первоначальный облик всей композиции, но несколько двориков сохранили до настоящего времени свою арабскую основу. Наиболее интересен двор мирт. По своей композиции он исключительно прост. Если не знать, что арабский сад - это всегда дворик, трудно было бы назвать его садом.
Архитектура в этой композиции играет доминирующую роль. Большой бассейн размером 45x7 м. занимает центр двора. С двух сторон его, вдоль стен, проходят два ряда стриженых мирт. Весь размер двора 47x33 м. Массивные объемы окружающих зданий отражаются в спокойных водах бассейна, украшенного с торцов двумя простыми фонтанами. Другой дворик - ПАТИО-дала-РЕХА является образцом доведенной до предела простоты. Все убранство сводится здесь к четырем кипарисам и простому фонтану в центре. Дворик выложен узорным рисунком плит. ПАТИО де ДАРАХА более других напоминает сад. Он, правда, очень мал, но тенист и имеет в центре прекрасный тонкострунный фонтан. Все эти дворики являются характерными образцами арабского искусства, в котором проявляется утонченный вкус и глубокая мысль.
ГЕНЕРАЛИФ - это увеселительный дворец арабов, расположенный на склоне холма выше АЛЬГАМЕРЫ на 50 м. Речь идет о ничтожной территории в 0,5 га, однако те, кто пробыл в этом саду хотя бы один час, говорят, что он является одним из самых прекрасных садов Испании.
Эти сады выполнены в XIV веке. Они расположены на ряде террас, круто поднимающихся в гору и, по арабской традиции, разбиты на ряд двориков. Наиболее знаменит первый от входа. Центром его композиции является узкий канал, который можно перешагнуть. Длина его равна 40 м. С каждой стороны канала поднимаются ввысь тонкие струи воды. Они скрещиваются над каналом и образуют над ним водяной свод. Несколько прекрасных двориков, по своему расположению высоко на горах открывают сквозь двойную аркаду прекрасные перспективы на окрестности.
Очень интересен по своей композиции дворик на одной из верхних террас, решенный в виде водяного партера. Это пример наиболее подлинный из всего, что нам осталось от арабского искусства. Бассейн шириной в 2 м в форме буквы «П» оставляет в центре полуостров, на котором находится прекрасный фонтан. Тонкие струи воды перекрещиваются в воздухе над бассейном, а темные кипарисы, посаженные около стен, придают этому саду оттенок строгости и грусти. Верхняя часть сада состоит из ряда террас, соединенных лестницами. Весь сад богато обводнен и пронизан тонкими струями фонтанов. В деталях - максимальная простота, нет скульптуры, балюстрад, декоративных украшений и в тоже время ансамбль ГЕНЕРАЛИФА поражает. Очарование, которое исходит от этого скромного сада, является тайной искусства, когда оно нам дает пример действительного шедевра.
Старинные части садов АЛЬКАЗАРА в Севилье построены в средине XIV в. Они часто впоследствии изменялись, но до нас дошло несколько подлинных арабских двориков. Прием композиции их аналогичен предыдущим, все они окружены стенами и имеют очень скромное убранство. Из них наиболее подлинными являются дворики, расположенные вдоль стен замка, в том числе лучший из них двор Марии Падиллы. Он в центре украшен фонтаном и разбит на ряд прямоугольных участков с богатой растительностью. Остальные сады более позднего происхождения. К ним относятся и павильон КАРЛА V, построенный в XVI веке.