Работа над костюмом и гримом

Я уже говорил выше, что, обсуждая -вместе с художником внешний вид спектакля (то, что мы условно называем обра­зом спектакля), режиссеру необходимо познакомить художни­ка с трактовкой отдельных ролей: как режиссер представляет себе каждый образ в отдельности, чего он предполагает доби­ваться от каждого из исполнителей. Но и художник со своей стороны должен знать тех исполнителей, с которыми ведется работа над сценическим воплощением данной пьесы, знать их внешность, фигуру, лицо, их темперамент, привычку дер­жаться, знать их в жизни, т. е. быть с ними знакомым в пе­риод встреч, когда они бывают в театре на репетициях, на

беседах и т. п.

Наблюдая движения актеров в жизни, их манеры, он, как художник, каждого из них учтет применительно к роли, на­значенной ему в пьесе. С другой стороны, художник, делаю­щий эскизы костюмов и гримов, должен посмотреть, как ре­петируют исполнители данную пьесу, как у них получается намек на образ, а иногда и целый ряд основных черт, кото­рые намечаются у иных исполнителей довольно рано.

Художник должен в процессе работы режиссера над спек­таклем практически убедиться, как «сценически» интерпрети­руется данная пьеса, в каком направлении развиваются роли, каков характер внутреннего, и внешнего действия, общее устремление спектакля, т. е. его сквозное действие, какую конечную цель этот спектакль должен преследовать, т. е. какова сверхзадача спектакля.

Художнику уже на первых репетициях станет ясно, дол­жен ли он в характеристике обстановки и персонажей за­няться разработкой деталей, позволяющих четко представить себе эпоху, или добиваться обобщенности только с самыми основными намеками на характерные черты эпохи и т. д.

Все это имеет прямое отношение к работе над костюмом, причем не существенно, историческая ли пьеса ставится, бы­товая, или пьеса положений, интриги, сильных характеров и страстей, комедия нравов, трагедия, сатира, или современная пьеса. Перед художником всегда должен стоять вопрос: до­биваться ли того, чтобы костюм был «психологическим», т. е. таким, чтобы полностью отвечал душевным склонностям, чертам характера, вкусам, привычкам, биографическим осо­бенностям того персонажа, для которого этот костюм изго­товляется, или это должен быть костюм «украшающий», «костюм-картинка», костюм, типизирующий актера. В какой-то степени этот костюм так повлияет на деформацию фигуры исполнителя, что парик, наклейка и грим лица вылепят фигу­ру, почти исключительно сделанную художником-декорато­ром. Такая фигура в пьесе всегда театральна, и такой

Стр. 144

подход к костюму, парику и гриму носит черты театрализа­ции исполнительской фигуры. В беседе режиссера с худож­ником по этому вопросу должны быть просмотрены фунда­ментальные труды историков костюма и грима, с таблицами, в которых в красках даны ore”, или Trachten, “Haus, Feld und Kriegsgerathe der Volker alter und neuer Zeit” или монографии отдельных художников с большим количеством иллюстраций с их произ­ведений, различные иллюстрированные журналы, книги по истории изобразительных искусств, или иллюстрации рисо­вальщиков, граверов, живописцев к крупнейшим произведе­ниям! мировой литературы.

Рассматривая эти иконографические произведения, режис­сер в своей беседе с художником-декоратором рассказывает ему, как он понимает тот или иной костюм.

Часто, говоря об оформлении постановки, пытаясь пояснить художнику-декоратору свои требования к внешности той или иной сцены спектакля, способ выражения .атмосфе­ры или характера жизни, режиссер ссылается тоже на от­дельные картины, гравюры, иллюстрации определенного художника.

Поясним примером работу художника над «психологиче­ским» костюмом, обратившись к иллюстрациям к «Мертвым душам» Гоголя, сделанным Боклевским, вариантов которых имеется очень большое количество, частью опубликованных, а частью находящихся в листах в государственных хранили­щах Москвы, и; Агиным, рисунки которого к поэме «Мертвые души» все опубликованы.

Обычно режиссеры и художники-декораторы при поста­новке на сцене «Мертвых душ» обращаются к этим двум иллюстраторам, потому что оба, каждый очень индивидуаль­но, характеризуют в костюме типы Гоголя.

По рисункам Боклевского легче рассмотреть каждую часть костюма, материал, окраску, рисунок ткани, потому что у Агина каждый костюм взят в движении, а у Боклевского костюмы расположены гораздо спокойнее. И тем не менее каждый из них в своих рисунках дает «психологический» костюм.

Художник-декоратор, делающий эскизы для заказанной ему постановки, следуя методу Агина или Боклевского, не­пременно добьется того, что применительно к данному ис­полнителю, к манере исполнения, которую нашли исполнители ролей Манилова, Ноздрева, Коробочки, губернатора и т. п., о« сделает эскизы «психологического» костюма.

При постановке как современных, так и классических пьес, следуя методу нахождения «психологического» костю­ма, режиссер указывает художнику, что верность эпохе,

Стр.145

красивость определенных сочетаний линий и цвета в данной сце­не, в таком-то костюме, определенного покроя и цвета, не дают возможности исполнителю играть данную сцену, если?, эта сцена такого содержания, что цвет и покрой этого кос­тюма будут мешать исполнителю и смыслу сцены. Режиссер, должен добиваться, чтобы художник нашел такой цвет кос­тюма, придумал такой покрой, чтобы этот костюм помог исполнителю и смыслу сцены, которого добивается режиссер в работе с исполнителем.

Примерами «украшающего» костюма и по преимуществу театрального могут служить эскизы костюмов почти, всех постановок символического и импрессионистского теат­ров, художниками которых были Головин, Бакст, Судейкин, Сапунов, Калмыков и др. По самому существу режиссерской, трактовки эти постановки требовали «украшающего» костю­ма, «костюма-картинки». Это распространялось не только на драму, но и на интермедии, пантомимы, балет и оперу.

Итак, режиссер должен выяснить для себя и точно дого­вориться с художником о трактовке образов всех персо­нажей.

Все вышесказанное относится к эскизам гримов и париков. Невозможно соглашаться с эскизами художника в отношении грима и парика, если художник не изучил лица исполнителя. Следовательно, либо художник должен работать над гримом и париком вместе с исполнителями и работниками гримерного цеха, или режиссер откажется от помощи художника в этой части его работы и сам, изучив опять-таки по иконографиче­скому материалу характер причесок, типическую стрижку, особенности ношения усов, баков, бороды и т. д., а для женщин — ношение высоких причесок, накладок и т. д.,— будет следить за изготовлением париков и за исканием гри­мов только исполнителями и работниками гримерного цеха.

Наши рекомендации