Новелла х.л.борхеса «вавилонская библиотека» (1944)
План:
1. Поэтика заглавия новеллы «Вавилонская библиотека». Характер аллюзий.
2. Принцип «игры», «классификации», «лабиринта» в тексте новеллы.
3. Метафора Вселенная — библиотека и ее смысловое поле.
4. Философская проблематика новеллы «Вавилонская библиотека».
5. Метафорическая природа текста новеллы «Вавилонская библиотека».
Вопросы:
1. Новелла «Вавилонская библиотека» входит в сборник «Вымыслы», признаваемый многими критиками и исследователями Борхеса лучшей книгой писателя.
Понятие вымысла у Борхеса тесно соотносится с трактовкой фантастического. Борхес писал: «Литература началась с фантастики, а не с реализма; к фантастике относятся космогонии; мифология, отражающая народное миро-видение». Также и в истории литературы, как отмечал Борхес, мы наблюдаем бесконечное повторение нескольких тем. К ним относятся: тема превращений, тема двойничества или страха или страха утраты личности; тема талисманов, магических причинно-следственных связей, противопоставленных реальным; смешение яви и сна, бредовых видений и обыденности, а также самая распространенная тема путешествий во времени.
Неоднократно Борхес также подчеркивал, что философия (которую он относил к разряду фантастической литературы) и литература тождественны для него и многолетний интерес к Каббале, христианской теологии, буддизму, суффизму, даосизму продиктован поисками новых возможностей для художественного выражения фантазии. Борхес довольно часто называл себя агностиком. Среди наиболее почитаемых им философов Гераклит, Беркли и Шопенгауэр.
Отказавшись от «визуальных» метафор, преобладавших в юношеских поэтических опытах, Борхес в прозе, а затем и в своих поздних стихотворениях обращается к метафоре иного рода — сложной многосоставной интеллектуальной метафоре. Метафоричность - это уже не свойство отдельного предмета или образа, всего текста в целом.
Метафорическая природа текста многих новелл Борхеса переводит создаваемый автором мир в стихию тотального вымысла, в которой гоподствуют умозрительные хитросплетения тех или иных идей. Основное «действие» в новеллах Борхеса совершается за счет движения, перерождения идей. Этим определяется и основной композиционный прием писателя: демонстрация множественности взаимоисключающих точек зрения, среди которых абсолютно рациональные соседствуют с иррациональными. Множественность у Борхеса в конечном итоге парадоксально приводит не к некоей смысловой точке как точке центра, точке истины, а, напротив, подобное «полифоническое присутствие» человека в мире свидетельствует о полной непознаваемости бытия.
Борхес предлагал оценивать религиозные и философские идеи по их эстетической значимости, поскольку и философия, и религия как системы для Борхеса всего лишь гипотезы. В новеллах Борхеса гармонично соединяются парадоксальность и безупречная логика, математическая точность и мистический порыв. Эта особенность стиля Борхеса заставила критиков говорить о своеобразной «борхесовской алгебре», то есть точнейшей выверенности и сбалансированности элементов текста. «Борхесовская алгебра» очень многим обязана Зенону, чье огромное влияние на Борхеса прослеживается уже в раннем эссе писателя «Аватары черепахи», где представлена попытка создания новой алгебры по принципу нисходящих прогрессий Зенона. В новелле «Вавилонская библиотека» ярко выражен метафорический фон, проявляющийся уже в самом названии. Какие ассоциативные смысловые планы включает в себя сопряжение слов-образов «Вавилонская» и «библиотека»?
2. В «Вавилонской библиотеке» Борхес предпринял попытку очертить
предел возможностей культуры. Для Борхеса очевидна не только абсолютная непознаваемость бытия, но ограниченность комбинаторных возможностей интеллекта. Если рассматривать культуру как сумму знаний, как опыт духовного озарения, как своеобразную гипотезу о возможности исчерпать содержание мира, то оказывается очевидным, что культура неадекватна множественности и цельности бытия. По сути, Борхес предлагает иррациональный исход логического мышления. Какое тематическое начало вводится эпиграфом из «Анатомии меланхолии» (1621) А.Бретона. Эпиграф к «Вавилонской библиотеке» звучит так: «Это искусство позволит вам созерцать различные сочетания из двадцати трех букв... «Анатомия меланхолии», ч.2, сект.П, м. IV .
3. Как знакомит герой-рассказчик читателя с устройством библиотеки? Есть ли схожие элементы между эти устройством и принципом лабиринта?
4. Мотив книги и его вариации в тексте новеллы. Что отражает, на ваш взгяд, меняющееся представление о книгах и Книге Книг?
5. Мотив книги, лабиринта и зеркала в новелле. В чем заключается принцип их взаимодействия?
6. Обратите внимание на последний абзац новеллы, где употребляется понятие периодичности. Число у Борхеса отрицает саму идею числа, так как оказывается бесконечной иррациональной дробью. Как следует трактовать в этой связи утверждение автора о том, что «Библиотека безгранична и периодична»?
Литература:
1. Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла. Текст в тексте у Х.Л.Борхеса // В сб.: Текст в тексте: Труды по знаковым системам. Тарту, 1981.
2. Степанов Г.В. Поучительный эксперимент у Х.Л.Борхеса // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988.
3. Фейен Дж. Неоднозначности в поисках симметрии: Борхес и другие // Узоры симметрии. М., 1980.
4. Ямпольский М.Б. Метафора Борхеса // Латинская Америка. 1989. № 6.