I. актуализация опорных знаний
– Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Изображение фонтана со словами: крикнул, спросил, расстроился, стал охать, поддержал, радовался, сомневался, закричал, вопил, стонал.) Я составила этот фонтан эмоций из тех слов, которые мы вчера нашли в тексте. А хотите сами составить такой фонтан? Что для этого нужно сделать? Молодцы, ребята! |
Вчера на уроке мы расстались с Виктором Перестукиным, когда он оказался в очень сложной жизненной ситуации.
– Что это была за ситуация? (Вите надо было поставить запятую на свое место.)
– Какое она имела для него значение? (Решалась его жизнь.)
– Как он себя чувствовал в данный момент? (Переживал, волновался, боялся.)
– Что вы почувствовали, когда читали 11-ю часть? (Смотри приложение 1.) (Мы тоже переживали за Витю. Хотели ему помочь.)
Давайте перечитаем тот напряженный момент, когда часы начали отсчитывать время. (Дети читают с. 163 со слов «Часы тут же принялись громко отстукивать...» до слов «...ты не боишься смерти?»)
– Кто находился рядом с Витей Перестукиным? (? , ! Кузя.)
Помните, что повествование ведется от лица Вити.
Чтение по ролям с. 163 от слов «Часы тут же...», смотри приложение 2.
Оценивание: удалось ребятам передать напряжение момента?
II. Постановка проблемного вопроса.
Мы сейчас подошли к самому ответственному моменту, когда переживания и напряжение героев стали самыми сильными. Это в литературе называется кульминацией произведения. Подробнее об этом вы узнаете на уроках литературы в старших классах.
Работа в группах.
– А сейчас задание: найти в прочитанном отрывке (о напряженном моменте) глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
1-я группа подбирает глаголы, характеризующие состояние... кого?
(Знаков Препинания.)
2-я группа – кого? Кузи.
3-я группа – и третья группа... Вити Перестукина.
Самостоятельная работа в группах.
III. Открытие детьми нового знания.
Итак, 1-я группа, в каких глаголах выражены чувства Знаков Препинания? (заплакал, завизжала.)
По ходу ответов на доску вывешиваются слова-глаголы.
– А почему заплакал Восклицательный знак, тот, который всегда восклицал и радовался?
– Объясните поведение Запятой, она завизжала.
– А что чувствовал в этот момент кот? (умолял, завопил.)
– Почему? (Акцент на преданность кота.)
– Послушаем 3-ю группу. В каких словах выражено внутреннее состояние Вити? (обрадовался, обомлел.)
– Почему он обрадовался? (надеялся на подсказку.)
– А почему потом обомлел?
– Как вы понимаете значение слова «обомлел»?
Работа по толковому словарю С. Ожегова.
обомлеть – оцепенеть, ослабеть от неожиданности.
– У нас получился фонтан эмоций наших героев?
– А мог ли Витя выйти из этой ситуации в состоянии оцепенения?
– Что нужно было сделать? (успокоиться, взять себя в руки.)
– Найдите в следующем абзаце со слов «Я боялся смерти...» до «...но я, понимаете, немножечко сдрейфил...» строчки, которые помогли выйти из этой ситуации Перестукину.
– Какой урок он получил для себя? (Должен презирать опасность, а не бояться ее.)
– Как мы назовем такой урок? (урок жизни.)
Вывешивается на доску.
IV. Первичное закрепление.
– Чем закончилась эта часть?
Чтение последнего абзаца 11-й части.
– А вы знаете, что случилось дальше? Откуда?
– Прочитайте самое первое предложение. (– Ура! Победа! Ах! Хорошо! Чудесно! – радостно прыгал Восклицательный знак, а вместе с ним и Кузя.)
– Посмотрите, как изменилось настроение у Восклицательного знака.
– А Запятая изменилась?
Предположения детей.
Чтение с комментариями:
Чтение 2-го абзаца до слов «Я твердо обещал...».
– Какой еще урок скрыт в словах Запятой?
Дети зачитывают, вывешивается на доску: «Когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели».
Чтение 3-го абзаца.
– Какое обещание дал Запятой Виктор Перестукин? Выполнит он его, по-вашему? Почему?
Чтение 4–6-го абзацев со слов «До свидания, Витя!...» до слов «...спрашивал Вопросительный».
– На что надеялись братья-знаки? (Витя их больше не перепутает.)
Чтение 7-го абзаца до слов «...скрылся за холмом.»
– Простили ли Витю жители волшебного замка? Что служит тому доказательством? (Они долго махали Вите и Кузе на прощание.)
Чтение до слов «Да, это вышло...»
– Чему особенно радовался Витя, продолжая путешествие? Почему?
– Что может произойти дальше? Откуда мы можем это узнать? (Прочитать всю книгу или до конца эту главу.)