V. Подготовка к выступлению
Методические рекомендации по подготовке научного доклада
Подготовка к научному докладу с учетом правил и требований, изложенных в данном пособии, поможет студентам освоить более эффективные приемы ведения самостоятельной научной работы.
Доклад по длительности занимает 7-10 минут, выступление - около 5-7 минут. В процессе подготовки доклада или выступления студентом используются самостоятельная работа и консультации преподавателя. Выступление или доклад должны быть логически хорошо построены, раскрывать рассматриваемый вопрос или проблему, давать полезные сведения аудитории.
Доклад - это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы Г.Я. Солганик выделяет следующие этапы подготовки доклада:
· определение цели доклада;
· подбор необходимого материала содержания доклада;
· составление плана доклада, работа над текстом: распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;
· композиционное оформление доклада: вступление, основная часть и заключение;
· запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления (текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада);
· «разыгрывание доклада», т.е. произнесение доклада с соответствующей интонацией, мимикой, жестами [С ЧАСАМИ ПЕРЕД СОБОЙ].
Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Это может быть выступление на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества или в рамках проводимых в университете круглых столов. В любом случае успешное выступление во многом зависит от правильной организации самого процесса подготовки научного доклада.
Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно - заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков.
II. Подбор материалов
Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких учебников по изучаемой дисциплине. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа - это официальные документы российского Правительства. Вторая группа включает монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодической печати - журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном содержатся новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные.
В список вносится литература за последние 5 лет (старше – в виде исключения). При этом классикупо теменадо знать.
III. Составление плана доклада
Работа над текстом. После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. При этом необходимо учесть, что предварительно составленный план будет изменяться и корректироваться в процессе дальнейшего изучения темы. И хотя этот план не имеет конкретно обозначенных границ, его составление позволит сформировать основу создаваемого доклада и уже на этом этапе обозначить контуры будущего выступления. В дальнейшем, по мере овладения изучаемым материалом, начальный план можно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать. Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее сложному и ответственному этапу подготовки научного доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план. Приступая к работе над текстом доклада, следует учитывать структуру его построения.
Научный доклад должен включать три основные части: вступление, основную часть, заключение.
Вступление представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. «Самая тяжелая задача во время деловой беседы - расположить к себе в ее начале и добиться успеха в ее конце», - мнение известного американского психолога Дейла Карнеги.
Действительно, хотя вступление непродолжительно по времени (всего 2-3 минуты), оно необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории и подготовить почву для доклада. Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное место. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада.
Основная часть является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства и аргументы. Выбор аргументов и их расположение зависят от характеристики аудитории.
Аргументы - это высказывания, приводимые в подтверждение тезиса и свидетельствующие о его истинности, справедливости.
Тезис - это главное утверждение докладчика, которое он старается обосновать и доказать.
Требования к основному тезису выступления:
· фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
· суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
· мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
Некоторые варианты системного построения аргументации:
· проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
· хронологическое изложение (по времени);
· изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
· индуктивное изложение (от общего к частному).
Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно продумать объем, чтобы во время изложения основной части выступления не перерасходовать время и оставить его для заключения.
Аргументы могут быть сильными и слабыми. К сильным аргументам обычно относят научные аксиомы, ссылки на закон, заключения экспертов, ссылки на авторитеты, свидетельства очевидцев, статистические данные.
В выступлении должно быть не менее трех аргументов. Различают нисходящую аргументацию аргументов - расположение аргументов от сильных к слабым - и аргументацию восходящую - расположение аргументов от слабых к сильным. Использование восходящей аргументации эффективно в подготовленной, заинтересованной, благожелательной аудитории, нисходящей - в малоподготовленной аудитории.
Доказывая свой основной тезис, оратор может приводить аргументы только в защиту своей точки зрения. Такая аргументация будет считаться односторонней. Ее целесообразно использовать для убеждения людей, окончательно не укрепившихся в точке зрения или плохо разбирающихся в проблеме. Но для подготовленной аудитории, хорошо понимающей суть вопроса, а также в том случае, если оратор хочет аудиторию переубедить, подобная аргументация непригодна. В такой ситуации эффективна двусторонняя аргументация, когда слушателям излагаются различные (не обязательно противоположные) точки зрения, которые они могут сопоставить.
Двусторонняя аргументация может быть опровергающей, когда оратор строит свою речь, опираясь на реальные или возможные аргументы противника, или поддерживающей, когда цель выступающего – поддержать чью-либо точку зрения. Опровергающая аргументация обычно предназначается для аудитории, на которую в дальнейшем могут оказывать давление оппоненты. Поддерживающая - для выступления перед своими сторонниками.
Различают и способы аргументации по типу логического доказательства. Аргументация на основе дедуктивного изложения строится от вывода к аргументам, аргументация на основе индуктивного изложения - наоборот, от аргументов к выводу. Индуктивная аргументация более эффективна для женской, молодежной, дружески настроенной и малоподготовленной аудитории.
Для того чтобы правильно построить основную часть своего доклада, необходимо составить ее подробный план. Важность составления такого плана связана с основной задачей автора. Он должен в течение 10 минут, отведенных на основную часть, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в теме доклада проблеме.
Наличие подробного плана позволяет выполнить эту задачу, дает возможность автору в сжатой форме донести свои идеи до аудитории и уложиться в установленный регламент. Каким образом следует излагать материал в основной части доклада?
План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.
Текст научной работы отличается от всякого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике проблемы, обозначенной в докладе. Необходимо опираться на указанные выше наиболее общие принципы представления материала:
1. От частного к общему. Данный принцип изложения материала предполагает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение. Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, тщательно отобранными. Автору не следует использовать в докладе случайные факты и делать на их основе далеко идущие выводы.
При изложении материала необходимо также учесть, что для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад более ярким и убедительным. «Хороший доклад - это тот, за которым стоит много резервного материала, значительно больше, чем оратор имел возможность использовать» (Д. Карнеги). Резервный материал может быть также использован для ответа на возможные вопросы аудитории.
2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.
3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы. Часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к частному, другие - с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу.
Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любого научного доклада является доказательностьвысказываемых утверждений. Каждый тезис (напомним еще раз, что тезис - концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов или цитат. При этом важно соблюдать «Золотую середину» и не перегружать доклад изобилием цифр. Они должны приводиться с большим ограничением. Человеческое сознание не может одновременно воспринимать более чем 7 (+ - 2) цифр. Следует избегать простого перечисления чисел. Их лучше сгруппировать, проклассифицировать и представить в виде графика или диаграммы. Нельзя злоупотреблять поговорками, пословицами или забавными историями. Любая пословица должна органически вписываться в содержание доклада. Образность выступления создается логикой его построения и его убедительностью.
Заключение имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. Его, как и весь доклад, необходимо подготовить заранее в спокойной и неторопливой обстановке. На экспромт не следует рассчитывать. «Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил свое выступление, и видимо, их будут помнить дольше всего».
В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.
IV. Оформление материалов выступления. Подготовленный Вами доклад и Ваше будущее выступление в аудитории направлено на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополнительные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Однако одновременно следует успешно использовать способность слушателей видеть. Автор научного доклада может прекрасно дополнить свое выступление, используя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения на доске, чертежи, плакаты.
Однако, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:
1. Целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слушателей.
2. Графики, плакаты и диаграммы готовятся заранее.
3. Изображения должны быть видны всем. Сложным статистическим таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков.
4. Наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не самому себе.
5. Тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов.
6. Чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно их убирать и переходить к демонстрации других материалов.
7. Необходимо делать паузу в Вашем выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.
V. Подготовка к выступлению
При подготовке к выступлению необходимо учесть особенности устной речи. Устная речь творится непосредственно, не терпит задержки, промедления. Это заставляет говорящего (отвечающего) выражать свои мысли относительно несложными по структуре предложениями и ограничивать длину фраз, иначе слушатель к концу фразы забудет ее начало.
Устная речь рассчитана на слуховое (а часто и зрительное) восприятие и характеризуется наличием таких элементов, как ударение, интонация, пауза, ритм, темп, мимика, жесты. Письменная речь рассчитана лишь на зрительное восприятие (чтение), непосредственное общение здесь отсутствует. По сравнению с устной письменная речь более медленна: за одно и то же время человек скажет гораздо больше (примерно в 5-6 раз), чем напишет. Когда человек выражает мысли в письменной форме, у него больше возможностей сосредоточиться, подумать; можно прочитать то, что уже было написано раньше, исправить, улучшить, даже переписать работу. Письменная работа - это итог размышлений.
К тому же ограниченность человеческой памяти требует в устной речи контролировать длину фраз. Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям. Письменная же речь позволяет строить более сложные грамматические конструкции, изъясняться более распространенными предложениями.
Подготовив материал для доклада, следует решить вопрос о записях к выступлению: готовить полный текст доклада, составить подробные тезисы выступления или приготовить краткие рабочие записи.
^ Обязателен ли полный текст научного доклада? Для начинающего докладчика составление полного текста научного доклада необходимо. В то же время специалисты отмечают, что полностью написанные текст речи будет сковывать выступающего при его произнесении. Более опытные ораторы могут составить тезисы доклада. Научный доклад представляет собой устное произведение, чтение вслух подготовленного текста недопустимо. Действенность выступления зависит от умения докладчика говорить, а не читать заранее написанный текст, потому что устный текст более привязан к автору, чем письменный, он всегда более оценочен. Именно поэтому написанный текст лучше не зачитывать, а произносит по памяти. Любой, самый интересный материал можно «убить» монотонным чтением.
К секретам хорошего выступления можно отнести следующие моменты:
1. Паузы - очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.
2. Для большего акцента сказанного необходимо менять тон голоса и темпречи. Это сделает Вашу речь более выразительной.
3. Необходимо иметь контакт с аудиторией.
4. Не перегружать устный доклад цифровым и статистическим материалом.
Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту.
Для облегчения восприятия выступления используют специальные метакоммуникативные (комментирующие собственную речь) средства. Которые служат для аудитории ориентирами восприятия речи. Метакоммуникативные средства выполняют следующие функции:
· членение выступления на части (Я начну с…, Моей сегодняшней задачей является…);
· переход к новой теме (Переходим ко второму вопросу);
· введение цитаты, иллюстрации (Цитата: «…» Конец цитаты; Приведем конкретный пример…);
· характеристика речи (Кратко остановимся на…).
Как держаться во время выступления? Не стоит прятаться за трибуной. Стоять нужно прямо и перенести центр тяжести с пяток на носки. С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли. Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной - люди отвлекаются.
Не рекомендуется заканчивать выступление извинением «Извините, если утомил(а) вас!», «Простите за сумбурность, времени было мало, я не успел(а) все рассказать». Не стоит ничего дополнять после того, как вы сделали вывод. Это разрушает впечатление законченности вашего выступления. Оканчивая речь, поблагодарить собравшуюся публику: «Благодарю за внимание!».
ОформлениеСписка литературы.
1. Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыня и древности: подробный историко-культурный путеводитель / Предисл. И.А.Родимцевой. М.: МАИК «Наука», 1997. 304 с. [данные с форзаца книги с указанием кол-ва страниц]
2. Вагнер Г.К. Рязань. М.: Искусство, 1971. 184 с.
3. Века над Окой / ред. А.П. Олейникова. Орел: ОГТРК, 1998. 296 с.
4. Иконостас Петропавловского собора. Альбом / Сост. И.А.Головина, канд. иск. Т.В. Княжицкая. СПб.: ГМИ СПб., 2003. 126 с.
[Ссылка на статью в сборнике: после автора и названия –
// название сборника с Ф.И.О. его автора-составителя]:
5. Васильева Т.М. Латеранский фастигиум и генезис алтарной преграды // Иконостас. Происхождение – развитие – символика / ред.-сост. А.М.Лидов. М.: Прогресс - Традиция, 2000. 750 с.
Цитаты – как по русскому языку: «…»1. Сноска 1 делается так: нажимаем шрифт, надстрочный, ok. Внизу страницы – источник ссылки:
1. Вагнер Г.К. Рязань. М.: Искусство, 1971. С 71. [№ страницы, а не общее кол-во страниц в книге]