Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

1) Не бойтесь слушателей .

2) Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи.

3) Скажите слушателям не все. Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя.

4) Не готовьтесь в день выступления.

5) За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.

6) Не ешьте перед ответственным выступлением.

7) Если волнение все-таки не оставляет вас, постарайтесь избежать нервных движений – они будут способствовать усилению вашей неуверенности. Для этого лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Это поможет вам справиться с волнением.

Проблема первого впечатления.Для оратора проблема первого впечатления чрезвычайно важна.

Во-первых, первое впечатление – очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается.

Во-вторых, первое впечатление преимущественно далеко от истины, ошибочно, сильно зависит от возраста, жизненного и профессионального опыта слушателей, их настроения, то есть оно очень субъективно.

В-третьих, первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится.

В- четвертых, лектор или оратор оценивается аудиторией как со стороны его объективных ролевых характеристик (кто он –депутат, мужчина, женщина, журналист и др.), так и со стороны его индивидуальных личностных характеристик (внешность, коммуникативное поведение, внутренние качества).

И в-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ.

Личность оратора. Именно индивидуальность ораторской манеры – тот важнейший фактор, который, побуждает слушать оратора, доверять ему, запоминать его идеи. Запоминается личность, а вместе с личностью – идеи этой личности.

Внешность Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому. Мужчине лучше выступить в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Мода должна утвердиться, с момента ее появления должен пройти минимум год.

Костюм или платье не должны плотно обтягивать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, сумки, перчаток, снять шляпу. Мужчине – убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда лектора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию. Повышают доверие к оратору: темная, традиционная одежда (темно-синий, коричневый, темно-серый цвет); добротный материал; эффектность одежды; деловой стиль одежды; очки в темной оправе; приближающийся к прямоугольнику силуэт - у мужчин – это костюм, у женщины – тоже костюм либо блузка с прямыми плечами и юбка прямого покроя.

Эффектность в мужском костюме, как и в женском, связана преимущественно с сочетанием цветов: должен быть резкий контраст, например черный и белый. Эффектный внешний вид мужчины: темно-синий костюм и белая рубашка; для женщины: темный низ, белый верх и яркий шарф или косынка.

Особенно важен внешний вид для женщины. Наиболее отвечает требованиям платье с длинным рукавом, самое авторитетное – серое в мелкую полоску, либо синее, коричневое, бежевое;

Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.); мягкий свитер, джинсы (нет складок), рукав реглан; силуэт, приближающийся к шару.

Манера оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергичная, достаточно напряженная и демонстрирует уверенность оратора.

Позы оцениваются положительно, если они открытые, то есть если оратор не закрывает грудь скрещенными руками, не скрещивает ноги и др. Жесты и мимика тогда оказывают благоприятное впечатление на аудиторию, когда они рассматриваются как естественные и разнообразные.

Манера выступления

Общая манера вашего выступления хорошо запоминается и может существенно повысить или понизить доверие аудитории к вам.

Прежде всего, укажем на то, чего нельзя допускать в манере выступления:

оратор не должен выглядеть уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.); избыточно возбужденным, аффектированным (слушатели чувствуют неловкость за излишне возбужденного оратора); оратор не должен демонстрировать беспомощность; нерешительность; оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией «извините, что задержал вас» т. д.).

Оптимальная манера выступления должна удовлетворять следующим требованиям:

1) Энергичность изложения.

2) Физическая бодрость, подвижность.

3) Уверенный внешний вид.

4) Дружеский, интимный тон. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком. Надо всячески подчеркивать общность вашихинтересов, проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории.

5) Сосредоточенность на содержании. Форма при этом как бы отступает на второй план, она должна идти за содержанием, и слушатели должны ощущать это.

Наши рекомендации