Чтобы строчка была ровной
Раскладка выкроек на ткани
Подготовив ткань, можно приступать к раскладке лекал (выкроек) на ткани и, непосредственно, раскрою. Для этого вам понадобятся: бумажная выкройка деталей изделия, портновские булавки для крепления выкройки к ткани, мел или мыло, линейка и фигурное лекало, раскройные или портновские ножницы, стол для раскроя
В зависимости от модели изделия и ширины материала раскладку можно производить всгиб или вразворот. Способ раскладки всгиб предусматривает настилание ткани вдвое по ширине лицевой стороной внутрь. Неплохо выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника и сколоть булавками ткань во избежание перекосов.
Раскладывая ткань вразворот, ее настилают во всю ширину, лицевой стороной вниз. Такой способ раскладки применяется в том случае, если, например, модель ассиметрична. Выкройки при этом придется выполнять не в половинном размере, а целиком. Кроме того, настилание полотна вразворот позволяет добиться более экономичных раскладок.
Раскладывая выкройки на ткани, необходимо совмещать направление долевой нити в деталях и на ткани. По переду и спинке изделиядолевая нить обычно проходит вдоль линии середины переда и спинки; по рукаву: параллельно его переднему срезу в двухшовном рукаве и по середине рукава в одношовном; по воротнику - параллельно средней линии. В переднем и заднем полотнищах юбки долевая нить должна проходить вдоль линии их середины.
Вначале следует раскладывать выкройки крупных деталей – перед, спинку, а между ними располагать выкройки мелких деталей - воротники, манжеты, подборта и др.
В ворсовых тканях важно учесть направление ворса. При раскрое изделий из тканей с начесом, таких как, драп или фланель, детали располагают в направлении ворса сверху вниз, чтобы ворс во время носки не поднимался. Раскраивая изделие из вельвета или бархата, детали выкроек раскладывают в направлении ворса снизу вверх, это позволяет добиться особой глубины оттенка бархатных тканей. Можно отметить мелом на изнанке направление ворса и проследить в процессе раскладки, чтобы оно не нарушалось.
Если ворсовая ткань имеет тисненый рисунок, без определенного направления, то направление ворса в изделии можно менять по своему вкусу. Но нужно следить, чтобы направление ворса во всех деталях изделия совпадало, иначе оттенок деталей будет отличаться.
Выкройки основных деталей изделия следует выкладывать в одном направлении (верхняя часть – к верху полотна, нижняя – к низу). Если ткань гладкокрашеная, или с мелким рисунком, то при большой необходимости (например, когда ткани не хватает на полноценную раскладку) детали выкройки можно выкладывать в разных направлениях. Но это рискованный шаг, т.к. даже в однотонной ткани разнонаправленные детали могут иметь различные оттенки, вследствие неодинаковой реакции элементов тканевого переплетения на свет.
При раскладке на ткани с односторонним направленным рисунком, следует соблюдать направление рисунка на всех деталях. Как правило, рисунок во всех деталях изделия должен быть направлен в одну сторону, если моделью не предусмотрено другое решение.
Ткани с крупным рисунком заслуживают особого внимания. При работе с ними необходимо следить, чтобы правая и левая стороны изделия были симметричны. Для этого на рисунке ткани находят ось симметрии и совмещают ее с осью симметрии изделия на выкройках (центральная линия спинки, переда, рукава и т.д.). При работе с крупным несимметричным рисунком, можно совмещать середину деталей (полочки, спинки, рукава) с серединой рисунка.
При раскрое полосатых и клетчатых тканей, можно облегчить себе работу, проставив на выкройках линии направления полос и точки сопряжения деталей в швах. Рисунок совмещают по линии стачивания, а не по срезам припусков. В парных деталях (карманах, рукавах, лацканах) рисунок должен быть симметричным. Середина воротника должна подходить по рисунку к середине спинки.
На цельнокроеных рукавах и рукавах покроя реглан по верхнему шву полоску, как правило, подгоняют под “елочку”. В изделиях с втачным рукавом полоска подгоняется на участке проймы.
Раскраивая детали изделия под углом в 45 градусов необходимо быть особенно внимательными, так как рисунок на правой и левой стороне изделия будет отличаться. Если на каком-то участке сложно совместить рисунок, можно ввести по шву соединения деталей разделительные полосы, выкроенные по косой, из основной или отделочной ткани. На тканях в вертикальную полоску выкройки следует раскладывать так, чтобы центр полочки и спинки совпадал с серединой центральной полоски.
Мелкие детали (воротник, карманы, подборта) выкраивают после раскроя основных деталей, с которыми нужно совместить их рисунок. Для этого бумажную выкройку мелкой детали помещают на уже выкроенную крупную деталь в необходимом месте и отмечают расположение точек совмещения рисунка на бумажной выкройке.
Детали подбортов следует располагать на ткани так, чтобы их рисунок повторял рисунок полочек. Особенно это важно в случае, если модель предусматривает отворот лацкана (воротник пиджачного типа). Обратите внимание на шов соединения подборта с воротником в таких изделиях – рисунок воротника также должен совпадать с рисунком подборта.
Для более рационального расположения выкроек на ткани (в случае, если ткани не хватает) можно предусмотреть надставки к основным деталям, при условии размещения их на малозаметных местах (например, на нижнем воротнике, нижней части подборта и т.п.). Если жерасполагать надставки на виду, можно использовать их как отделку (например, выкроив боковую часть полочки и спинки из отделочной ткани).
Располагать детали на ткани следует с учетом припусков на швы, которые зависят от способа соединения деталей и вида ткани. Обычно припуски на швы имеют следующие значения:
Наименование среза изделия | Величина припуска, см |
Горловина | 0.7-1.5 |
Пройма, окат рукава | 1-1.5 |
Плечевые, боковые | 1.5-3 |
Продольные срезы рукава, юбки | 1.5-2 |
Середина спинки, переда | 1.5-3 |
Низ лифа | 4-5 |
Верх юбки на поясе | 0.7-1 |
Низ прямой юбки | 3-4 |
Низ расклешенной юбки | 1.5-3 |
Обтачной срез борта, воротника, и т.п. | 0.7-1 |
Низ рукава с манжетой | 0.7-1 |
Низ рукава без манжеты | 3-5 |
Боковые и шаговые срезы брюк | 1.5-2 |
Нижний срез брюк | 3-5 |
Средний срез половинок брюк | 1-2 |
При работе с сильноосыпающимися тканями величину припусков на швы увеличивают.
Разложиввыкройки всех деталей на ткани, их прикалывают булавками и начинают обмеловку. Сначала обводят длинные линии, затем короткие и овальные. Для того чтобы линии были ровными, можно воспользоваться линейкой и фигурными лекалами. Гладкие ткани, такие как, шелк, шифон и др., часто перекашиваются при обмеловке и раскрое, поэтому их более тщательно скалывают булавками и при намелке линий не нажимают сильно на мел. Закончив обмеловку контура деталей, на ткани намечают расположение линий центра спинки, переда, место расположения карманов, вытачек, складок и т.п.
Еще раз проверив готовую раскладку, можно приступать к раскрою ткани. Раскраивают детали изделия по линиям припусков на швы. При раскрое материала, его не следует передвигать или приподнимать детали кроя. Выкраиваемая деталь располагается справа от ножниц, левой рукой придерживают ткань. Вытачки на деталях не следует вырезать или разрезать. Раскраивая ткань по прямой линии нужно стараться резать серединой режущей части ножниц. Выкраивая детали по фигурным линиям, наоборот, следует резать концами ножниц. Кроитьножницами нужно от себя прямо или влево.
К первой примерке следует выкраивать только основные детали. Конфигурация мелких деталей (воротников, обтачек, подбортов и т.п.) после примерки может измениться, поэтому их рекомендуется выкраивать после внесенных уточнений.
Чтобы строчка была ровной