Ре ц е п тур а для приготовления пласт м ас с
Для изготовления небольших декоративно-художе- ственных элементов можно использовать пластмасс ы, при-
готовленные в домашних условиях. Основными компонен- тами таких пластмасс являются бумажный или древесный порошок, обезжиренный сыр (казеин) и меловые массы. Пластмассы из казеина.Чистый казеин смешивают с во- дой с последующим добавлением пластификатора — гли- церина. После насыщения водой, когда казеин набрякает, его старательно перемешивают с помощью мясорубки. Полученную массу нагревают и снова тщательно переме- шивают до образования однородной тестообразной кон- систенции. Перед употреблением массу нагревают до 80 — 90 ° С и прессуют под давлением 14 — 15 МПа. Для окон- чательного затвердения ее помещают в 40 %-ный раствор формалина, где выдерживают 3 — 5 дн. После дубления массу сушат при температуре около 50 ° С, предварительно промыв водой. Полученная пластмасса хорошо обрабаты-
вается и не имеет запаха.
Пластмассы из бума ж ног о порош ка.Для приготовления бумажного порошка мелконарезанную бумагу варят в во- де на протяжении нескольких часов. Разварившуюся мас- су перемешивают до получения однородной массы, кото- рую просушивают и затем перетирают до порошкообраз- ного состояния.
Рецепт № 1. На 5 ч. бумажного порошка, смешанного с мучным клейстером, добавляют 3 ч. древесной золы. После тщательного перемешивания приготовленную пласт- массу можно применять для работы.
Рецепт № 2. Из 75 г крахмала варят клейстер, добав- ляют в него 4 г квасцов и смешивают с 300 г бумажного порошка. После тщательного перемешивания к полученной массе добавляют постепенно до 450 г просеянный мел и доводят полученную смесь до однородного тестообразно- го состояния.
Рецепт № 3. Отжав предварительно замоченный в 300 г воды бумажный порошок (до 100 г), его смешивают с 75 г столярного клея и тщательно разминают до полу- чения однородной клейкой массы, в которую добавляют
250 г гипса или просеянног о алебастра и снова тщатель- но разминают. Этот состав необходимо быстро исполь- зовать.
Пластмассы на основе мела.В разведенный столярный клей (2 мас. ч.) добавляют предварительно смешанный мел (8 мас. ч.) и бумажный порошок (1 мас. ч), при этом наливая горячую воду до образования густой однородной массы. Для качественного перемешивания эту массу про- пускают несколько раз через мясорубку, установив в ней
нож тупым концом к решетке. Мел и бумажный порошок здесь можно заменить древесным порошком или мелкой тырсой.
Д ля выполнения лепных работ можно использовать клеевую массу, которую готовят по такому рецепту: рас- плавленную канифоль (1,5 мас. ч.) смешивают с льняным маслом (1,5 мас. ч.), а затем добавляют разведенный сто- лярный клей (3 мас. ч.), после чего все тщательно пере- мешивают с мелом (15 мас. ч.) до образования однород- ной массы.
При работе с пластмассой форму перед ее заполнением нужно смазывать. После затвердения в форме модель из пластмассы вынимают и просушивают при комнатной температуре.
Папье-маш е— пластическая масса, получаемая из бу- маги с добавлением клеящих веществ и наполнителя (например, мел, глина, известь). Д ля приготовления мас- сы используют макулатуру. Глянцевые и промасленные сорта бумаги использовать не рекомендуется.
Мелко измельченную бумагу кипятят в течение 2—
4 ч до образования однородной массы, затем протирают через мелкое сито и смешивают с клеящим веществом. В полученную смесь добавляют наполнитель. Все хорошо перемешивают до густоты теста и пропускают через мя- сорубку. Примерная рецептура: 1 л воды, 900 г клея, 150 г бумажного порошка, 4 кг мела. Выход готовой массы из этого количества около 5 кг.
Из папье-маше формуют разнообразные художест- венно-декоративные элементы, поверхност ь которых хо- рошо поддается различным видам обработки — шлифо- ванию, окраске, лакированию, росписи.
Мастика.Готовят ее из смеси воды, столярного клея, бумажного порошка, олифы и мела.
В клееварке растворяют столярный клей в воде (на 0,6 л воды 120 г столярного клея). 20 г бумажного порош- ка заливают кипятком, затем отжимают насухо и добавля- ют в клеевой раствор. Не снимая с огня, всю смесь тща- тельно перемешивают и добавляют постепенно 50 г мела. Для прочности в мастику кладут 10 г канифоли, раство- ренной в 30 г горячей олифы. В результате получают клейкую массу консистенции жидкой сметаны. После этого на рабочий стол насыпают нужное для выполнения работы количество мела, перемешивают его с теплой клей- кой массой, добавляя немного олифы, и месят как тесто. Готовую мастику для хранения завертывают в сырую
тряпку. Приготовленной таким образом мастикой можно работать на протяжении суток.
Художественно-декоративные элементы из мастики прочны, красивы и по цвету напоминают кость.
ГЛАВ А 10
ПОРОШ КООБРАЗНЫ Е М АТЕР И АЛ Ы
ГИПС
Гипс— это порошкообразный материал белого цвета. Являясь воздушным вяжущим веществом, гипс и изделия на его основе применяют для выполнения декоративно- художественных элементов внутреннего оформления.
Гипс получают в результате термической обработки природного гипсового камня с последующим измельчением продукта обжига (обжиг производят при температуре 150 — 170 ° С в специальных мельницах) .
Для художественно-оформительских работ применяют гипсы Г-5 — Г-25 тонкого помола с нормальным сроком твердения. Гипс для таких работ должен быть свежеобож- женным, белым по цвету, невлажным на ощупь, без сле- жавшихся кусков и примеси песка. Наличие примесей пес- ка проверяют кипячением в течение 5 — 7 мин трех наве- сок гипса объемом 50 с м 3 каж дя в 10 %-ном растворе со- ляной кислоты. Если при этом осадок не выпадает, значит примеси песка отсутствуют.
При затворении водой гипс быстро схватывается и твердеет. Процесс схватывания протекает при повышенной температуре. Начало схватывания гипса нормального твер- дения должно наступить не ранее 6 мин, а конец не поз- днее 30 мин с момента затворения водой. Практически гипс за 10 — 12 мин превращается в камневидное состоя- ние.
Быстрое схватывание гипса затрудняет в ряде случаев его использование. Для замедления сроков схватывания в гипс вводят специальные добавки: известь, буру, клей, поверхностно-активн ые вещества, являющиеся отходами химической промышленности (мылонафт, омыленные ос- татки синтетических жирных кислот, композиции этих веществ с сульфатно-дрожжевой бражкой). При примене- нии в качестве замедлителя мездрового (столярного) клея (0,2 — 2 % от массы гипса) схватывание его происходит через 40 мин после затворения водой. Чтобы замедлить
процесс схватывания в два-три раза ( 15 — 2 0 мин), добав- ляют столярный клей (0,3 — 0 ,5 % ) , обработанный из- вестью. Для этого 1 мас. ч. клея замачивают в 5 мас. ч. воды в течение 15 ч, после чего добавляют 1 мас. ч. из- весткового теста и кипятят 5 — 6 ч, постоянно помеши- вая. Полученный клей не загнивает при хранении.
При необходимости ускорить схватывание гипса (на- пример, при снятии маски или формовки частей человече- ского тела с натуры) применяют гипс с добавкой (сульфа- та натрия, поваренной соли, квасцов) или затворяют раствор горячей водой.
При затворении гипсовое тесто увеличивается в объ- еме до 1 %, что позволяет формовать из него декоратив- но-художественные элементы.
Гипс, быстро твердея, образует гладкую поверхность, которая легко окрашивается, имеет достаточно высокую прочность. Основной недостаток гипса — малая водостой- кость.
Прочность гипсовых изделий зависит от сорта гипса, тонкости помола, количества недожога и пережога в гип- се, водогипсового отношения, вида и количества заполни- телей.
Количество воды для затворения гипса зависит от его качества (чем выше тонкость помола гипса, тем меньше требуется воды для его затворения) и назначения. Теоре- тически для полной гидратации гипса требуется 18,6 % во- ды от массы гипса. Однако для приготовления состава гипс затворяют в 35 — 4 5 % воды. Избыточное количество воды испаряется в процессе твердения гипса, что при- водит к высокой пористости гипсового камня, а следо- вательно, снижает его прочность. Для получения гипсово- го раствора нормальной густоты на 1 л воды добавляют 1,5 кг (для густого — 2 кг, для жидкого — 1 кг) гипса. Гипсовый раствор используют немедленно после при- готовления, так как он сохраняет текучесть в течение 2,5 мин, а пластичность 6 — 8 мин. Схватившийся гипсо- вый раствор нельзя «омолаживать», т. е. повторно разво- дить водой и использовать для работы, так как он у ж е не
будет обладать вяжущими свойствами.
ЦЕМ ЕНТ
Цемент— гидравлическое вяжущее, поэтому его можно использовать для составления смесей, из которых выпол- няют элементы художественного оформления для наруж-
ных работ. По сравнению с изготовлением гипсовых из- делий выполнение работ с использованием цементных растворов (смесь цемента, песка и воды) более трудоем- кий, занимающий длительное время процесс. Однако, эле- менты, выполненные из цемента, по сравнению с гипсовы- ми прочнее и долговечнее.
Цементные растворы представляют собой правильно подобранные смеси вяжущего (цемента), заполнителя (песка) и воды.
Для художественно-оформительских работ используют обычные серые (портландцемент , пуццоланов ый цемент) и декоративные цементы (белый и цветной портланд- цементы).
Белый портландцемент получают путем измельчения белого маложелезистого клинкера, активной минеральной добавки и гипса, а цветные — из этих же материалов с введением красящих пигментов — двуокиси марганца (черного), железного сурика (красного), охры ( желтого) , окиси хрома (зеленого), кобальта и ультрамарина (голу- бого), обладающих стойкостью к действию щелочей. Для получения декоративных растворов пигменты в них можно вводить непосредственно при приготовлении.
Прочность портландцемент а и его разновидностей характеризуется маркой — пределом прочности при сжа- тии и изгибе половинок стандартных балочек (40 Х 40 Х X 16 0 мм), изготовленн ых из цементного раствора 1:3 и испытанных под гидравлическим прессом через 28 дн. пос- ле их изготовления, так как прочность затворенного це- мента нарастает неравномерно: за первых три дня она составляет 40 — 5 0 % марки цемента, за 7 сут. — 60 —
70 % и лишь на 28-е сутки цемент набирает марочную прочность. Марки цемента — 300, 400, 500 и 600.
Тонкость помола — фактор, определяющий прочность цементного камня. С увеличением тонкости помола до определенног о предела его прочность возрастает.
Влажность и температура среды, так же как состав и тон- кость помола, обусловливают прочность цемента.
Увеличение прочности цементного камня возможно только при наличии в нем воды. Поэтому в практике не- обходимо создавать влажные условия процесса твердения (поливать, покрывать мокрыми опилками, песком и др.). Большое влияние на рост прочности цементного камня оказывает температура воды. Нормальное твердение — при температуре 15 — 20 ° С. (Различают два срока схваты- вания цемента: начало и конец. Начало схватывания порт-
ландцемента должно наступать не ранее чем через 45 мин, а конец не позже чем через 12 ч от момента затворения водой.) От 0 до 5° С твердение происходит в два-три раза медленнее, а при отрицательных почти полностью приоста- навливается.
Хранение цемента продолжительное время даж е в са- мых благоприятных условиях влечет за собой некоторую потерю его прочности. После трех месяцев хранения она может достигать 20 %, а через год — 40 %. Это связано с наличием влаги и других элементов в воздухе, которые вступают с ним в реакцию.
Восстанавливать активность цемента можно только вторичным помолом.
Белые и цветные портландцемент ы схватываются и твердеют несколько медленнее обычных портландцемен- тов, обладают повышенной усадкой, пониженной корро- зионной и морозостойкостью.