Тема 5 Культурно-исторические ориентиры современной России

Настоящее состояние отечественной культуры можно охарактеризовать словами, произнесенными в начале XX века: «Многочисленные древние боги, лишенные своих чар и принявшие, следовательно, образ безличных сил, выходят из могил, стремятся завладеть нашей жизнью и вновь начинают вести между собой вечную борьбу» (Вебер М. Избранные произведения. М., 1991.С.727.)

Так происходит кризис культуры, когда человечество переходит к новой всемирно-исторической идее или когда терпит крах несовершенная форма ее реализации. Именно в этот момент предшествующие исторические типы культуры «пытаются взять реванш», притязая на роль идеологической скрепы распадающегося социума.

Российский народ предпринял первую попытку представить разум как философскую идею, произнеся свое историческое слово - «коммунизм». Но на рубеже веков дух покинул очередную материальную оболочку, созданную нашим народом: с исторической арены исчезла первая коммунистическая империя - наиболее развитая политическая форма объективного осуществления этой всемирно-исторической идеи. Мучимый комплексом исторического неудачника, российский народ пытается обрести новое место в изменившемся мире. Здесь его подстерегает бесконечный тупик пошлости, так как велик соблазн войти в воды исторической реки дважды, выбрав уже пройденный исторический путь.

Каждый культурно-исторический тип выступает необходимым моментом всеобщего развития и в снятом виде присутствует в более развитых исторических формах. Как момент он банален, зауряден, обыкновенен. Иное дело, когда такая банальность претендует на оригинальность. Это уже пошлость - то, что не должно иметь места и потому не имеет оправдания. Пошлость - отжившая форма жизни, покинутая духом, частный момент развития, притязающий, на всеобщее содержание.

В принципе, общество не может повторить какой-либо из предшествующих этапов своего развития: действует закон необратимости истории. Все попытки возвратиться к формам, себя изжившим, лишь отбросят слабодушные (утратившие веру в свое предназначение) народы на периферию мира. Используя периодизацию исторических типов культуры: природный, духовно-природный, эстетический, религиозный, рационалистический, можно указать на те формы пошлости, которые угрожают нам в настоящее время.

Откат к первобытности является первым типичным явлением социальной деградации. Природная форма культуры, вытесненная в подполье цивилизации в ходе нормального исторического развития, вырывается на арену современной общественной жизни, главным образом в форме молодежной и криминальной субкультуры. Оговоримся, что относительно молодых людей всегда остается надежда на то, что они поумнеют, «перебесятся». О носителях воровской субкультуры этого не скажешь. Важной особенностью возрожденной первобытности: является то, что она возможна только как варварство. В историческом контексте, варвар - дикарь, вкусивший плодов цивилизации, ею испорченный. Он может ее ненавидеть, презирать, стараться уничтожить, но не жить без нее. Современные дикари порождение цивилизации, поэтому они давят на нее не извне, как во времена Древнего Рима, но изнутри, что гораздо опаснее. Массовая культура буквально навязывает обществу варварскую, воровскую идеология, культ насилия и презрения к нормальной жизни. Мифы, творимые массовой культурой, не инструмент духовного освоения мира, а средство манипуляции сознанием.

Возврат к следующему духовно-природному культурному типу проявляется в безудержном смешении всего со всем. Здесь поиски Шамбалы и оккультные практики, контакты с инопланетянами и системы восточных единоборств, теософия и поиски снежного человека, спиритизм и разнообразные экзотические культы, которые совершенно справедливо воспринимаются на отечественной почве как чужеродные. Пропагандисты данного типа культуры особо превозносят органичность присущую восточной духовности. На деле пресловутая духовность означает природно-духовный эклектизм. В современном варианте он отягощен игнорированием достижений мировой и отечественной культуры.

Политической формой отката к эстетическому типу культуры является нацизм - продукт кризиса религиозной идеи. Вернуться в прошлое, забыв о двух тысячелетиях христианства, возродив дух языческой красоты, вот духовная задача нацизма. Но это - стремление к красоте, которая не спасет мир, а разрушит его. Западные нацисты уже пытались повернуть колесо истории вспять. Пошлее этого эксперимента XX век не знал ничего. Что же сказать о тенях теней - отечественных нацистах? История учит, но только тех, кто сам хочет учиться.

Религиозная форма культуры имеет в России наиболее прочные корни. Тысячелетнее существование России связано с христианством, вот почему возврат к этой форме, декларируется как исправление неоправданного исторического шага. Однако, создается впечатление, что власть имущие избрали религию в качестве идеологической ширмы своего господства. Не могут не настораживать претензии клерикалов, возрастающая агрессивность религиозного невежества и попытки светской власти придать церкви статус духовного лидера, который та утратила еще в XVIII веке.

Рационалистический тип культуры выступил в Новое время в европейско-американской - западной и советско-коммунистической форме. Сегодня дискредитировано само слово «коммунизм», его экономический и политический крах в советской форме - неоспоримый факт. Этот факт не объяснить только злой волей ее лидеров или происками спецслужб Запада. Существуют глубинные причины, которые необходимо выявить, чтобы понять метаморфозу нашего общества. Но большинство тех, кто заявляет о своей верности идеалам коммунизма, ратуя за возвращение к их осуществлению, понимает под этим возврат именно к советской - первой и далеко не совершенной форме реализации коммунистической идеи.

Что касается западной формы рационалистического типа культуры, то следует помнить, что политическая свобода (торжество либеральной идеологии) и высокий материальный уровень жизни Запада - не продукт слепого подражания, а результат верности историческому призванию. Реализация этой формы культуры мыслима только на почве западного христианства. Советская номенклатура лишь использовала либеральную фразеологию для искоренения коммунистической идеологии и разрушения политических форм, которые этой идеологии соответствовали. Кроме того, либерализм несовместим с империей, которой по форме, остается Россия. Кому нужен союз народов, которых не объединяет общая историческая цель? Инстинкт самосохранения толкает сегодняшнюю Россию прочь от либеральных принципов, но, к сожалению, на проторенные (пошлые) дороги истории.

В качестве вывода из вышеизложенного можно привести замечательные слова, произнесенные еще в начале XIX века «Если мы хотим, подобно другим народам, иметь свое лицо, мы должны сначала как-то переиначить у себя все воспитание человеческого рода. К нашим услугам - история народов и перед нашими глазами - итоги движения веков». (Чаадаев П.Я. Сочинения., 1989. С.20)

А опыт осуществления коммунистической идеи позволяет заменить юношеские мечты об исторической миссии России трезвыми размышлениями о ее исторической судьбе.

Наши рекомендации