Программа базового курса «культурология»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | с.4 |
Программа базового курса «Культурология» | с.5 |
Литература к базовому курсу «Культурология» | с.11 |
Рабочая программа по культурологии | с.15 |
Тематика докладов по культурологии | с.19 |
Требования к докладам и рекомендации по их выполнению | с.20 |
Вопросы к зачёту по культурологии | с.23 |
Терминологический словарь | с.24 |
Приложение 1. Образец оформления титульного листа Приложение 2 Материалы для подготовки к тестированию по культурологии | с.30 с. 31 |
Приложение 3. Образцы библиографического описания | с.35 |
ВВЕДЕНИЕ
Культурология – одна из базовых дисциплин гуманитарного цикла, которая играет важную роль в формировании современного специалиста. Её изучение позволяет расширить кругозор студентов, приобрести навыки анализа культурологических проблем. В результате осмысления настоящего курса студенты получают знания по узловым вопросам теории и истории культуры, формируют целостное представление о динамике развития мировой и отечественной культуры, ведущих теоретических направлениях культурологии. Это, в свою очередь, помогает преодолеть определённый «технократизм» мышления, свойственный студентам технических вузов.
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и подготовки к зачёту по культурологии. В них включены базовая и рабочая программы курса «Культурология», тематика докладов, вопросы к зачёту, а также рекомендации по организации самостоятельной работы и оформлению докладов в соответствии с существующими требованиями. Подготовка по каждой теме предполагает ознакомление студентов как с источниками (т.е. оригинальными трудами ведущих теоретиков культуры, лучшими образцами мировой и отечественной культуры), так и с учебной литературой, поэтому в указаниях приводится обширный библиографический список. Терминологический словарь включает пояснения научных терминов, многие из которых трудно найти в словарях и справочниках.
Учёба в вузе не является простым продолжением школьного образования. Основной формой изучения культурологии является самостоятельная работа студентов, которая является не только основным средством сознательного и прочного усвоения полученных ими знаний, развития интеллектуальных способностей, но и непременным условием формирования личности, важнейшим фактором социально- психологического самоутверждения. Она развивает культуру мышления, умение находить новые решения, самостоятельность суждений, критичность ума, способствует формированию творческой личности.
Навыки самостоятельного творческого труда нужны не только для того, чтобы успешно справиться с учебными заданиями и выдержать контрольную проверку знаний: любой выпускник вуза должен будет непрерывно и интенсивно учиться в течение всей жизни. Способность к самостоятельному обучению, приобретённая в вузе покажет, насколько он сможет жить СВОИМ, а не чужим умом, работать без подсказки, умножать свои знания, пополнять культурный багаж. Иными словами, именно в вузе студент овладевает основными методами самостоятельной работы, принципами самообразования, а доклад, выполненный в соответствии с учебной программой по культурологии, позволяет освоить основные приёмы работы с учебниками, документами, научными монографиями; повышает эффективность процесса усвоения знаний, развивает навыки исследовательской работы.. В лекциях преподаватель освещает в основном ключевые темы курса и даёт рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, рабочей программой предусмотрено проведение практических занятий и консультаций
ПРОГРАММА базового курса «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Студент, изучающий курс культурологии в техническом вузе должен
знать:
- - основные категории, понятия теории культуры, её структуру и функции;
- - основные культурологические концепции;
- - место и роль техники и инженерной деятельности в культуре;
иметь представление:
- - о типологических, трансляционных, семиотических структурах культуры;
- - об особенностях культурных эпох и стилей;
- - о специфике культурологического анализа процессов и явлений, месте отечественной культуры в общей социокультурной динамике;
уметь:
- выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной области;
- - работать с социально-научными и гуманитарными текстами;
- - формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.
Тема 1. Место культурологии в профессиональноминженерномобразовании.
Инженерная деятельность в контексте культуры.Понятиетехносферы.Создание второй природы или искусственной среды обитания человека как главная цель инженерной деятельности. Социально значимые профессиональные качества современного инженера. Профессионализм и профессиональная компетентность как необходимые условия цивилизационного прогресса. Роль образования в становлении интеллектуальных основ профессионализма.
Понятие профессиональной культуры и её роль в управлении техносферы. Социальная компетентность как основа профессиональной культуры. Альтернатива технократического и гуманитарного мышления как проблема культуры. Специфика разных видов познавательной деятельности человека: естественнонаучное, техническое, социальное, гуманитарное знание. Оппозиция «синтез-анализ» как оппозиция гуманитарной и естественнонаучной методологии. Проблема целостности и принцип дополнительности в становлении современной картины мира. Процессы сближения и интеграции различных областей знания.
Роль культурологии в техническом университетском образовании. Роль культурной и социальной антропологии в становлении культурологии как научной дисциплины. Культурологические школы ХХ века.: общественно-историческая (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби); натуралистическая (З. Фрейд, К.Юнг, К.Лоренц, Б.Малиновский); социологическая (Т.Элиот, В.Парето, П.Сорокин, А.Вебер, Т.Парсонс); структурно-символическая (Э.Кассирер, К.Леви-Строс, Р.Барт, Ю.Лотман). Структура культурологического знания: фундаментальная и прикладная культурология. Социальная и гуманитарная культурология.
Тема 2. Сущность и смысл культуры.
История и логика развития понятия «культура».Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена. Современные научные представления о культуре. Необходимость межпредметного подхода.
Проблема культурогенеза.Микро- и макродинамика культурогенеза. Морфогенез культурных систем. Основные категории культуры: пространство, время, человек – универсальный контекст культуры. Размежевание сакрального и мирского в деятельности и сознании человека. Первые исторические формы культуры. Первобытный синкретизм и его преодоление в дальнейшем развитии культуры. П.Тейяр де Шарден о рефлексии и самосознании человека как импульсе возникновения и развития культуры. Концепция игровой деятельности человека как источника культуры.
Ценностная природа культуры.Ценность как критерий различения «наук о природе» и «наук о духе». Понятие культурной нормы и культурной ценности. Иерархия и классификация ценностей. Эволюция ценностей. Проблема ядра и периферии ценностных систем. Ценностный аспект межкультурных коммуникаций: соотношение универсального и уникального.
Культура как система. Проблема неоднородности культуры. Структура культуры: специфический уровень культуры и культура повседневности, элитарная и демократическая культура. «Высокое» и «низкое», «сакральное» и «мирское» как оппозиции. Феномен «массовой культуры». Соотношение структуры и функций культуры.
Смыслы культуры. Культура как поиск смысла человеческого существования; культура как форма одновременного бытия и общения людей разных культур; как сфера самодетерминации личности; как «мир впервые» (В.Библер). Культ и культура: проблема совмещения правды бытия и правды смысла, смысла и реальности (П.Флоренский). Культура как «творение духа и свободы» (Ж.Маритен).