На тему: «Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского»

Выполнила: Студентка 1 курса

Группы Нбоо-1

Очного отделения

Савостина Дарья

Проверил: Вишневский Владимир Григорьевич

Иркутск 2015г

Оглавление:

Глава 1. Социально-экономический и политический кризис в России в середине XIX века.……………………………………………………………………….... 3

Культурная среда 60-х годов XIX в. в России…………………………….3

Училище правоведения……………………………………………………..4

Глава 2. Формирование взглядов П. И. Чайковского…………………..6

Творческая деятельность П. И. Чайковского …………………………..7

Четвёртая симфония………………………………………………………8

Опера «Евгений Онегин»……………………………………………….......10

Глава 3. Авторитарный режим в России второй половины XIX в. и его неприятие П. И. Чайковским……………………………………………...13

Патриотические идеи П. И. Чайковского………………………………..14

Тема социального неравенства в творчестве композитора…………....15

Предметный указатель …………………………………………………….16

Заключение……………………………………………….…………………17

Список литературы…..……………………………………………………18

Социально-экономический и политический кризис в России в середине XIX века.

Вторая половина XIX в. в России была временем решительного поворота к новым общественным отношениям. Капиталистическая система производства нуждалась в рынке трудовых ресурсов, рынках сырья и сбыта.

Поражение в Крымской войне (1854 – 1856 гг.)[1] вскрыло общий кризис крепостной России – в экономике, политике, социальных отношениях, праве. Для внутренней политики оно означало крушение крепостной системы и неизбежность проведения буржуазных реформ. В области международных отношений этот разгром уничтожил представление о непобедимости царской России.В конце 1850-х гг. намечается проведение целого ряда реформ: военной, судебной, образовательной, местного управления, печати, финансов, а также отмена крепостного права. Разработка этих реформ началась практически одновременно с подготовкой реформы крестьянской. Россия находилась в состоянии революционной ситуации. Реформа «сверху» и революция «снизу», казалось бы, два исключающих друг друга явления, усиливали социальную напряженность. Крестьянская реформа 1861 г. отсрочила, но не устранила революционной развязки. Сама двойственность, непоследовательность, противоречивость реформы придавала особую остроту социально-экономическим и политическим конфликтам в пореформенной России: с одной стороны, она стимулировала капиталистическое развитие страны, с другой – сохраняла многочисленные крепостнические пережитки. Реформа способствовала появлению новых сил, боровшихся за ликвидацию этих пережитков. На смену забитому, темному крестьянину приходит крестьянин капиталистической эпохи, побывавший на заработках в городе, много видевший и многому научившийся. В условиях быстрого экономического развития и подъема культуры России во второй половине XIX века сформировался значительный слой демократической интеллигенции в областях науки, техники, литературы и искусства. Демократическая интеллигенция, близкая к народу, выражая сочувствие и поддержку народным массам, была важным двигателем прогресса страны. Она соединяла борьбу за интересы своего профессионального дела с участием в борьбе народных масс.

Культурная среда 60-х годов XIX в. в России.

В период высокого подъема общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы, изобразительного искусства получает свое развитие и музыка.

В 1860-е гг. перед русскими художниками стояла важнейшая задача создания на новом этапе идейно и художественно значимого русского искусства. Произведения русских авторов благодаря глубине содержания, художественному мастерству воплощения национального сюжета и народной темы стали достоянием не только русской, но и мировой культуры.

Величайший русский композитор Петр Ильич Чайковскийсформировался как художник в сложную, противоречивую эпоху России второй половины XIX в. Среди своих современников Чайковский занял особое положение благодаря удивительной способности к широкому охвату многообразных явлений окружающей действительности. Наряду с этим он смог отразить процессы глубокой внутренней жизни человека и русского народа. Именно поэтому Чайковского справедливо ставят в один ряд с корифеями русской культуры – Пушкиным, Толстым, Мусоргским.

На тему: «Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского» - student2.ru

Рис.1 Торговая площадь в 60-х годах.

Училище правоведения

Весной 1852 г. Чайковский выдержал экзамены на поступление в младший класс Училища правоведения. Открытое в 1835 г., училище готовило судейских чиновников. Постигая юридическую науку, будущие правоведы, несмотря на строгости режима, жили своими интересами, вместе посещали концерты и спектакли Александринского театра. Учащихся привлекал журнал «Современник», в котором печатали свои сочинения Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров и Г. И. Успенский. С интересом читались статьи Н. А. Добролюбова «Темное царство», «Что такое обломовщина», «Луч света в темном царстве».

«Современник» впервые познакомил молодого Чайковского с творчеством А. Н. Островского. Здесь печатал свои стихи юрист А. Н. Апухтин, на которые композитор впоследствии написал романсы «День ли царит», «Ночи безумные», «Забыть так скоро», «Ни отзыва, ни слова, ни привета».

Девизу правоведов «честно жить, никого не обижать, каждому воздавать свое» Чайковский следовал всю жизнь. Он сохранял дружеские отношения с товарищами по училищу – В. Н. Герардом, ставшим известным адвокатом (защищавшим в судебном процессе Веру Засулич, покушавшуюся на петербургского генерал-губернатора Трепова).

В 1885 г., когда отмечалось 50-летие Училища правоведения, его бывшие воспитанники горячо откликнулись на юбилей. Чайковский написал «Правоведческий марш» для симфонического оркестра и «Правоведческую песнь» для хора на собственные стихи, перекликавшиеся с девизом правоведов.В училище Чайковскийне просто познакомился с юридической наукой, а изучал проблемы права, российского правосудия, государственного и общественного устройства, что заметно сказалось в его творчестве.

В чине титулярного советника (IX класс по Табели о рангах) Чайковский был определен в первое распорядительное отделение департамента Министерства юстиции. В столе прошений, где молодой юрист проходил службу, он составлял доклады и проекты решений, разбирал дела крестьян с просьбой о защите от бесчинств помещиков. На поприще службы он столкнулся с жестокостью самодержавия и проникся состраданием к народу. В это время и была проведена крестьянская реформа 1861 г. Чайковский стал прямым свидетелем обмана народа, попавшего из личной зависимости – в экономическую. Готовилась и судебная реформа 1864 г. В России нарастала революционная ситуация. Демократическая интеллигенция начала проводить революционную работу в народе. Движение разночинной интеллигенции оказало огромное влияние на развитие русской литературы, живописи, музыки и других сфер культуры и науки. Все эти значительные изменения происходили на глазах будущего композитора, который уже мог давать им правовую оценку. Поэтому неслучайно он открыто выступал против самодержавия в своих операх «Опричник» и особенно «Чародейка»[2]. В сентябре 1867 г. Чайковский вышел в отставку в чине надворного советника (VII класс, чин, приравненный к званию подполковника).

На тему: «Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского» - student2.ru

Рис.2 Училище правоведения.

Формирование взглядов П. И. Чайковского.

Реализацией передовых идей в 1860-х гг. стало открытие в Петербурге первого высшего музыкального учебного заведения – консерватории и Русского музыкального общества. В 1862 г. Чайковский поступил в консерваторию.С первых шагов творческой деятельности Чайковский проявлял интерес к темам, раскрывающим сущность важнейших жизненных явлений в обществе. В 1860 – 1870 гг. в России происходили решительные перемены в общественной и государственной жизни. Однако происходили они противоречиво и непоследовательно. Отмена крепостного права ограничилась лишь свободой одного физического лица от другого. Экономическая и политическая зависимость крестьян оставалась прежней. «Основные положения по судебной части 1862 г.» и «Судебные уставы 1864 г.» хотя и декларировали признание демократических принципов права и правосудия, но уже с начала 70-х гг. XIX в. начинается восстановление дореформенного правосудия.

На тему: «Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского» - student2.ru Ограничивается компетенция суда присяжных, открытие Советов присяжной адвокатуры приостанавливается, в 37 губерниях центральной России упраздняются мировые суды.

Происходившие изменения, сложные противоречия и конфликты времени отразились в идейно-образном строе произведений композитора, основанных на острой борьбе противоположных сил. Чайковскому были близки идеи освободительного движения, однако он не сочувствовал народникам

Рис. 3 Портрет Чайковского

осуждал их террористические акции, мечтая о более справедливом устройстве общества с помощью Земского собора, о мирном урегулировании классовых противоречий. Он не принимал царизма и бюрократическую государственную машину. Композитора остро волновала судьба русского народа. Именно поэтому он рассматривал как гражданский долг свою деятельность художника.

В своих философских взглядах Чайковский, как и многие передовые деятели искусства того времени, тяготел к материалистическому пониманию мира. О материальной основе духовной жизни людей Чайковский писал: «Известно, что провести резкое разграничение между материальной и духовной сторонами человека – очень трудно. Ведь и мышление есть тоже физиологический процесс, ибо оно принадлежит к функциям мозга». Признавая связь духовной деятельности людей с материальной жизнью, Чайковский, однако, никогда не ставил между ними знака равенства. Он не верил в существование загробного мира и бессмертия души: «Если есть будущая жизнь, то разве только в смысле неисчезаемости материи и еще в пантеистическом смысле вечности природы, которой я составляю одно из микроскопических явлений. Словом, я не могу понять личного бессмертия… В результате всех моих рассуждений я пришел к убеждению, что вечной жизни нет». И далее: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом, из разнообразия в единстве». Из этих высказываний видно, что Чайковский понимал окружающий мир как единство и борьбу противоположностей по Гераклиту. И в этом смысле для Чайковского всегда на первый план выступало единство эстетического и этического в художественном произведении. Их слияние создает нечто совершенное и прекрасное. Признавая музыку как средство духовного общения людей, способ воздействия на внутренний мир человека, Чайковский сознательно стремился к доступности, демократичности своего творчества. Композитор всегда старался добиться наиболее точного донесения до слушателя своих идейных концепций. Усвоив достижения мирового музыкального искусства, Чайковский возрождал масштабность философских концепций и идей Бетховена. Унаследовав от него способность создавать крупные симфонические формы, он использовал метод бетховенского симфонизма.

Творческая деятельность П. И. Чайковского.

Эволюция творчестваЧайковского представляет собой как бы два этапа, каждый из которых заканчивался своими вершинами: 1866 – 1878 гг. – Четвертая симфония и «Евгений Онегин»; 1878 – 1893 гг. – Шестая симфония и «Пиковая дама».

В 1860-е годы в России возрастает интерес к историческому прошлому страны, русского народа. В литературе, музыке, живописи и театре появляются произведения, раскрывающие историческую тему: оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Иван Грозный» для симфонического оркестра Антона Рубинштейна, «Былое и думы» Герцена, «Война и мир» Л. Н. Толстого и др.

Петр Ильич увидел спектакль по исторической драме И. И. Лажечникова «Опричник», рассказывающей о трагической судьбе молодого опричника Андрея Морозова, вступившего в неравную борьбу с грозным царем, отстаивая честь своей невесты Натальи. Композитора привлекли конфликтные ситуации сюжета, царский произвол и борьба за свободу, честь и справедливость. Чайковский на данном материале создал музыкальные образы страстного борца за свободу Андрея, сильный характер боярыни Морозовой, нежный и трогательный, но вместе с тем волевой Натальи. Премьера состоялась 12 апреля 1874 г., тогда, когда под покровительством реформатора Александра II начинается судебная контрреформа. Усиливается исполнительная власть генерал-губернаторов, создаются специальные суды, ограничивается независимость судей. Данная политика властей была понятна Чайковскому, прослужившему в Министерстве юстиции три года и умевшему дать правовую оценку боязни царского правительства перед нарастанием революционной ситуации в стране. Опера «Опричник» ставится в разных городах и благосклонно принимается публикой.

В конце 1875 – первой половине 1876 г. композитор написал цикл пьес для фортепиано «Времена года». Эпиграфы к 12 пьесам Чайковского подобрал издатель – из произведений русских поэтов: В. А. Жуковского, А. И. Майкова, Н. А. Некрасова, А.Н. Плещеева, А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. А. Фета. Каждая пьеса цикла рисует ту или иную картину русского быта в разные времена года и в то же время создает особое лирическое настроение. Жизнь природы в них органично сплетена с жизнью людей, с праздничными обрядами и трудовыми буднями – все воплощено в правдивых музыкальных образах, все выражает русский национальный характер, составляющий суть творчества композитора.

Горячую поддержку встретила в России война Сербии за освобождение от многовекового турецкого владычества[3]. Славянские благотворительные комитеты помогали раненым, отправляли в Сербию добровольцев. Дирекция Русского музыкального общества в пользу Общества Красного Креста заказала композитору «Сербско-русский марш на народно-славянские темы» для симфонического оркестра. Чайковский, вполне разделявший тогдашнее настроение русского общества, охотно принял предложение Рубинштейна написать сочинение для концерта. Первое исполнение «Сербского марша» состоялось 5 ноября 1876 г. Чайковский стал свидетелем целой бури восторга, произведенной его сочинением.

Четвертая симфония.

В разгар русско-турецкой войны осенью 1877 г.[4] композитор писал: «Когда же кончится, наконец, эта ужасная война! Война, в которой такие относительно ничтожные результаты добыты такой ужасной ценою! А между тем, драться нужно до тех пор, пока в лоск не будет положен враг. Эта война не может кончиться компромиссами и взаимными уступками…». После окончания русско-турецкой войны начинается внутренняя правительственная реакция. Писателей ссылают за правдивое слово, молодежь тысячами – в Сибирь, общество же смотрит на это без всякого протеста. Достоевский пишет «Братьев Карамазовых», Толстой - «Анну Каренину», Салтыков-Щедрин - «Мелочи жизни», а Чайковский создает Четвертую симфонию.

Четвертая симфония близка по своей направленности и идейному содержанию Пятой симфонии Бетховена, развивает идею борьбы человека с судьбою, с фатальными силами, со всем тем, что мешает достижению человеческого счастья, сближению интеллигенции с народной жизнью, единению ее с народом как необходимому условию благосостояния общества и индивида. В симфонии поставлены и самобытно решены вопросы поисков путей в жизни, целей и задач деятельности людей, взаимоотношения развитой, высокоинтеллектуальной личности и народных масс, являющиеся важнейшими вопросами русского общественного сознания.

Содержание симфониибыло близко народнической идеологии 1860 – 1879 гг. Центральной для эпохи проблема хождения в народ бесспорно отразилась в концепции симфонии. Однако Чайковский трактовал хождение в народ не так, как большинство. Идти в народ надо не затем, чтобы, подобно многочисленным героям-народникам, принести ему блага просвещения и помочь подняться до интеллигенции, а затем, чтобы, соприкоснувшись с ним, получить новые силы. Не отдельная личность несет народу свет и обновление, а народ принимает к себе человека и защищает его.

Такая постановка проблемы взаимоотношений личности и народных масс рождена убеждением художника-юриста в необходимости сближения индивидуального и общего, частного и общественного. Идея симфонии раскрывала необходимость упразднения сословного деления общества, установления равенства в правах и свободах граждан. Кроме этого в симфонии раскрывается трагизм борющейся и страдающей одинокой человеческой личности. В финале композитор вновь обращается к образу народа. Бетховенская идея борьбы человека с судьбой выражена в интродукции симфонии. Тема интродукции, приобретая значение лейтмотива в первой части и появляясь в финале, знаменует подавление человеческой личности и определяет высочайший накал драматической борьбы.

Одной из особенностей цикла Четвертой симфонии заключается в том, что ее первая часть протяженностью почти равна трем остальным. Масштабы этой части определены значительностью тематизма и особенностями его развития. Образ борьбы, протеста находит в первой части сильнейшее выражение, драматизм жизненных противоречий достигает масштабов подлинной трагедийности.

Вторая часть имеет лирическое содержание, обращенное к прошлому, она отражает воспоминания молодости, идею любви к жизни, стремление к счастью.

Третья часть – скерцо – также подчинена общей психологической направленности содержания симфонии. Жанровые сценки – «деревенская песенка» и «военный марш» – показывают образ народа, который в финале займет главное положение, – сцены народного ликования под плясовую песню. Исполненный мощного звучания, финал создает образ богатырской силы и энергии, утверждая победу светлого начала над роком и мятущейся личностью. Четвертая симфония оканчивается оптимистически. Трагические противоречия действительности побеждены волей к жизни, твердой верой в силу народа. Эти представления о народе связаны непосредственно с тем, что наблюдал композитор в реальной жизни.

Отмена крепостного праване принесла народу долгожданной свободы, напротив, народ оказался в еще большей кабале. Этой реформой народ по существу спасает царское правительство от банкротства его близорукой как внутренней, так и внешней политики и класс помещиков, упорно держащийся за свои права и привилегии.

Опера «Евгений Онегин».

Другое великое творение Чайковского – опера «Евгений Онегин»- как бы замыкает первый этап его творчества.Творчество Пушкина с иных лет привлекало композитора. Он особо ценил музыкальность поэзии Пушкина, то, что он силою гения очень часто вырывается из тесных рамок стихотворчества в область музыки, независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха. В самом стихе, в его ритме, интонации, пропорциональности есть нечто совершенное, которое можно выразить только звуками музыки как самое прекрасное.

В начале 1860-х гг. Чайковский написал «Песнь Земфиры» на стихи из поэмы Пушкина «Цыганы» и музыку для оркестра к его трагедии «Борис Годунов»; некоторые произведения остались только в замыслах (опера «Капитанская дочка»).

В романе «Евгений Онегин» композитор видел правдивые образы, имеющие для русских огромное историческое и общественное значение. Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину жизни русского общества в один из интересных моментов его развития. Пушкин рисует общество, совершенно отдельное от народа по своему образу жизни. Это общество начинает формироваться в период реформ Петра I. Жалованная грамота дворянству 1885 г. Екатерины II определила права и привилегии дворянства, достигшего своего наивысшего развития при Екатерине II. В царствование Александра I значение этого сословия все более увеличивалось, его устремления к наслаждению бытия становились уже потребностью, как признак духовной жизни. Общество это удовлетворялось не только охотой, роскошью и балами: оно, например, говорило по-французски, музыка была необходимой частью в воспитания детей. В «Онегине» Пушкин представил внутреннюю жизнь этого сословия. Поэт сумел отразить действительность 20-х гг. XIX века.

В романе два героя: Онегин и Татьяна. Онегин изображен светским человеком, и его образованность была причиною несоответствия обществу Лариных. Общество Лариных, хотя оно и выглядит милым в стихах Пушкина, в то же время является пустым и бесполезным. Онегин не радуется болезни дядюшки: «Он уважать себя заставил/ И лучше выдумать не мог». Лицемерие Онегина добродушное, добросовестное. Онегин был законным наследником его имения. Закон и право наследства было на его стороне. Нельзя также сказать, что поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Светская жизнь с ее мелочными развлечениями не убила в Онегине чувства, а только охладила их. Однако портрет Онегина нарисован поэтом в пользу его нравственного превосходства над светским обществом. Онегин – добрый малый. Он не гений и не равняется с великими людьми, но бездеятельность общества душит его.

Другой герой романа – Татьяна. Онегин принял Татьяну за невесту Ленского и удивился, узнав о своей ошибке. Онегину хватило одного внимательного взгляда, чтобы понять то, что не приходило в голову Ленскому: его Ольга совсем не идеальное и поэтическое создание, а простенькая хорошенькая девочка. Приезд Онегина в семейство Лариных завязал внутреннюю драму. Онегин, получив письмо Татьяны, не влюбился в нее. Он холодно отверг наивную любовь девушки, а потом страстно влюбился в великосветскую даму. Разгоревшаяся страсть Онегина не произвела на Татьяну впечатления. Роман оканчивается отповедью Татьяны.

Пушкин первый в своем романе показал русское общество мужчин в лице Онегина и Ленского, а в лице Татьяны – русскую женщину. Мужчина во всех слоях общества играет главную роль, а женщина не играла никакой роли. Исключение составляет только высший свет. Мы до сих пор не проявляем внимания к женщине. Все наши клятвы и заверения носят искусственный характер. Стоит нам сыграть свадьбу – и невеста перестает быть желанной.

Обращение Чайковского к «Евгению Онегину» было и случайным моментом, и в то же время необходимостью, вызванной тем, что значение романа имело многоплановый характер. В этом произведении Пушкин нашел не только новый сюжет, новый жанр, нового героя, но и новое отношение к художественному слову. Простота, непринужденность повествования создавались средствами исключительно сложной поэтической структуры. В стихах замечаются различные ритмы, интонации, сравнения, система ассоциаций, цитат, авторская ирония, и все имеет удивительную соразмерность, соподчиненность, пропорциональность, гармонию совершенства, создавая исключительно богатую смысловую конструкцию и придавая музыкальность роману.

Мы уже говорили о возникновении стихов и музыки. Именно стихи вызывают необходимость выражения их посредством музыки не только по форме, но и по существу. Поэтому древние поэты читали свои стихи под сопровождение того или иного музыкального инструмента. Современные поэты также читают свои стихи нараспев.

Пушкин в «Евгении Онегине»выбирал слова обыденные, давая почувствовать читателю свободу выбора слова, и читатель наслаждается вариативностью речи, создающий эффект ее музыкального звучания. Роман как бы выводится из сферы литературности и включается в контекст противоречивой реальной действительности. Пушкин пишет: «Противоречий очень много/ Но их исправить не хочу». Онегин противопоставляется Ленскому, Татьяне, автору. Характеристика Татьяны также противоречивая «Русская душою/ Она по-русски плохо знала/ Иизъяснялася с трудом/ На языке своем родном».

Онегин – русский европеец и английский денди. Татьяна – русская женщина с европейским образованием, ведущая светский образ жизни.

Тем не менее, Онегин – герой последекабристской эпохи и в этом смысле лицо историческое, не исчерпавшее своих возможностей. Он повторяется в Рудине, Чичикове, Обломове. Все это вместе взятое и привлекло Чайковского к созданию оперы, чтобы выразить в музыке всю сложность и неоднозначность образов Онегина и Татьяны.

Чайковский глубоко проникся пушкинскими образами отмирающего дворянского общества и на его фоне чистой любовью героев, верностью и пониманием чувства долга и чести, их возвышенными мечтами и стремлением к идеалу. «Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина», - пишет Чайковский. Пушкин удивительно тонко и глубоко изобразил девическую любовь Татьяны, увидевшей человека, непохожего на других, она вообразила, что это ее идеал, и страсть охватила ее. Любовь Татьяны полна чистой, женственной красоты, еще не тронутой прикосновением к действительной жизни. В опере «Евгений Онегин» Чайковский смог образы Пушкина наполнить музыкальностью, дополнить новыми характеристиками, новыми чертами и вдохнуть в них новую жизнь. Критики писали, что образ Татьяны стал неразлучен с музыкой Чайковского и получил в ней как будто еще более реальную жизненную форму. И. С. Тургенев говорил: «Для меня, например, Ленский у Чайковского как будто вырос, стал чем-то больше, нежели у Пушкина».

После премьеры, состоявшейся 17 марта 1879 г. на сцене Малого театра под управлением Н. Г. Рубинштейна, опера с триумфом прошла на сценах театров Харькова. Одессы, Киева, Петербурга, Гамбурга, Праги, в Большом театре. Постановка оперы доставляла композитору много счастливых минут успеха: «Я никогда не ожидал, что опера может так нравиться массе».

На тему: «Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского» - student2.ru

Рис.4 Картина «Евгений Онегин» Ильи Ефимовича Репина.

Авторитарный режим в России второй половины XIX в. и его неприятие П. И. Чайковским.

В начале 1880-х гг. в России восторжествовал авторитарный режим.[5] Чайковский тяжело переживал все усиливавшийся разгул реакции и осуждал правительственный террор, направленный на подавление малейших проблесков недовольства и свободомыслия. В 1881 году Чайковский попрошествии более 30 лет снова вернулся к образу Жанны д’Арк. Романтический образ девушки стал олицетворением самоотверженной любви к своему народу, родине, символом героического самопожертвования. В момент торжествующей реакции в России, подавляющей революционные силы народников, и многочисленных политических процессов над молодежью, среди которой были и девушки, обращение к теме «Орлеанской девы» не было неожиданным. Композитор сам написал либретто по одноименной трагедии Ф. Шиллера в переводе В. А. Жуковского. «Орлеанская дева» во многом отличалась от предшествовавших ей «Опричника», «Кузнеца Вакулы» и «Евгения Онегина». Наряду с глубоко психологическими сценами и ариями в ней появились картины пробуждения народного сознания. Политические взгляды Чайковского были достаточно умеренными и не шли дальше мыслей о конституционной монархии. Тем значительнее был шаг композитора, создавшего новую оперу с явным пониманием образа «Орлеанской девы» как отстаивавшей идею верховенства народа, его политическую свободу и противопоставленной официальной внутренней политике царского правительства. Театральные чиновники отреагировали на оперу уже в ходе ее репетиций. Чайковский видел, что в то время как большинство артистов относилось к работе с сочувствием и энтузиазмом, театральные чиновники делали все, чтобы помешать успеху оперы. Для постановки не было выделено достаточно средств, использовались старые декорации, костюмы; мешали и придирки цензуры. Но героические образы и глубоко выразительная, мелодически прекрасная музыка, грандиозные массовые сцены – все это сразу принесло опере большой успех. Вскоре после петербургской премьеры в 1882 г. опера исполнялась на чешском языке в Праге.

На тему: «Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского» - student2.ru

Рис.5 «Орлеанская Дева»

Патриотические идеи П. И. Чайковского.

В 1881 году в Москве должна была открыться Всероссийская промышленно-художественная выставка. Н. Г. Рубинштейн попросил Чайковского написать сочинение к предстоящим торжествам.[6] Для его подготовки ему прислали сборник «Москва в родной поэзии», и осенью 1880 года Чайковский написал большую Торжественную увертюру «1812 год». Патриотическая идея и героический характер темы снова выводили на первый план народ, причем не только как народ-победитель, но как народ-созидатель и источник общественного благосостояния и государственного устройства. Торжественная увертюра раскрывала необходимость демократизации общества. Чайковский потом часто включал ее в программу своих концертов в Петербурге, Москве, Тифлисе, Одессе, Харькове, Праге, Брюсселе и Берлине.

Принял Чайковский участие и в знаменательном событии – праздновании двухсотлетия со дня рождения Петра Великого. К открытию первой в России Политехнической выставки, организованной по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, он сочинил кантату «Москва» для хора, солиста и симфонического оркестра на текст поэта Я. П. Полонского, в которой воссоздал картину русской истории от эпохи угнетения русского народа монголо-татарами до великих преобразований на российской земле после реформаторской деятельности Петра Великого – пробуждения общественного самосознания, начала развития науки, искусства и культуры. Заканчивается кантата хором «Да ликует мир, да царит век свободы».

15 мая 1883 г. кантата «Москва» прозвучала на текст поэта А. Н Майкова в духе русского эпоса:

С мала ключика студеная

Потекла река,

С невелика зачиналася

Камена Москва.

Вместе с поэтом Чайковскому хотелось вложить в новое произведение свою долю гражданственности и воспеть Москву как символ русского государства, раскрыть роль Москвы, ставшей центром, вокруг которого в далекие времена сплотились все силы, чтобы сбросить монголо-татарское иго на Руси, а в XIX в. – все славянские и балканские народы, порабощенные турками.Первое исполнение кантаты «Москва» проходило в Грановитой палате Большого Кремлевского дворца – высоком, светлом и просторном зале, который являлся древнейшим гражданским сооружением не только Кремля, но и всей Москвы, выдающимся памятником древнерусской архитектуры, построенным во второй половине XV в. Здесь проходили государственные совещания, приемы иностранных послов, давались торжественные коронационные обеды, совершались великие события в жизни нашей родины: принимались решения о воссоединении Украины с Россией (1649 г.), праздновалась победа Ивана Грозного над Казанским ханством (1552 г.) и Петра I над шведами под Полтавой (1709 г.).

Тема социального неравенства в творчестве композитора.

Тему социальной трагедии Чайковский выразил в опере «Чародейка» по одноименной драме И. П. Шпажинского.[7] Композитора привлекла к себе скрытая сила нравственной красоты героини. Трагедия Настасьи, женщины, вышедшей из народа, с гордым, свободолюбивым характером, стала в опере Чайковского трагедией социальной, и в этом смысле она перекликается с оперой «Опричник», также раскрывающей драму социального неравенства: царя – с опричником, наместника – с народом. Композитор сочинял эту оперу как народную драму, как картину народной жизни, в которой героиня неотделима от народа, она олицетворяет собой честь, достоинство, красоту народа, его жизненную силу, основу общественного и государственного устройства. Героиня – символ красоты, совершенства, перед которым все равны, она гармония бытия, управляющая бытием.

Чайковский ввел в либретто дополнительную сцену народного бунта против угнетений и притеснений наместника. Он хотел, чтобы трагедия заканчивалась «всенародно», чтобы народ был свидетелем злодеяний князя и его жены. Музыка, характеризующая Настасью, проникнута народно-песенными интонациями.

Предметный указатель.

А

Авторитарный режим, 12

О

Опера «Евгений Онегин», 9, 11

Отмена крепостного права, 9

П

Петр Ильич Чайковский, 3, 4, 5, 12

С

Симфония, 8

Т

Творчество, 6

Ч

Четвертая симфония, 7



Заключение:

В творчестве П. И. Чайковского отразилось демократическое общественное движение в России второй половины XIX в. Борьба человеческой личности за свободу и право на счастье. Художник психолог, Чайковский раскрывает внутренний мир человека в различных его проявлениях. Гениальный симфонист, Чайковский раскрывает музыкальные образы в движении, развитии и росте. В опере «Евгений Онегин» Чайковский в жизни обыкновенных людей раскрывает внутренний драматизм переживаний своих героев и кризисное состояние общества первой половины XIX века. В операх «Орлеанская дева» и «Чародейка» Чайковский обращается к народной драме, раскрывая существовавшую социальную несправедливость крепостного права. Вершиной творческого пути композитора являются Шестая симфония и опера «Пиковая дама».

Творчество Чайковского еще при жизни композитора получило признание как в России, так и за рубежом, став неотъемлемой частью мировой художественной культуры.

Список литературы:

1) http://distance.rpa-mu.ru/files/books/pihk/thm/tsm9.html

2) Право и история художественной культуры. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (В. Г. Вишневский и д.р )

3) https://ru.wikipedia.org/wiki/Чайковский,_Пётр_Ильич

4)http://www.newizv.ru/inset/2007-02-02/62477-vserossijskaja-promyshlenno-hudozhestvennaja-vystavka-1882-goda.html

[1]Крымская война 1853—1856, а также это и Восточная война — война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом иБаренцевом морях, а также на Камчатке.

[2]«Опричник» — опера П. И. Чайковского на либретто композитора по одноимённой повести И. И. Лажечникова. Написана в 1870—1872 годах, премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре.По предложению композитора драматург написал по пьесе оперное либретто. Сочинение музыки началось в сентябре 1885 года. Премьера «Чародейки» состоялась 20 октября (1 ноября) 1887 года в петербургском Мариинском театре под управлением композитора.

[3]Се́рбско-туре́цкая война́ (серб. Херцеговачки устанак (1876—1878)) — военный конфликт, в котором Герцеговина,Княжество Черногория и Княжество Сербия боролись с Османским государством за освобождение от многовекового турецкого ига.

[4]Войны шли первоначально за контроль над Северным Причерноморьем и Северным Кавказом, позже — за Южный Кавказ, за права судоходства в черноморских проливах, права христиан в пределах Османской империи и право покровительства им русского монарха, а во второй половине XIX века и за их освобождение от османского господства и включение в орбиту влияния России.

[5]Термин «авторитаризм» применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или социального института.

[6]Проведение очередной всероссийской мануфактурной выставки планировалось в 1875 году в Москве, но ее отложили до 1880 года из-за предстоящих всемирных выставок в Филадельфии (1876 г.) и в Париже (1878 г.), в которых Россия приняла активное участие.

[7]Шпажинский (Ипполит Васильевич) - известный драматург (родился в 1844 г.)

Наши рекомендации