Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины

ОСНОВЫ ЛИНЕЙНОЙ И ВЕКТОРНОЙ АЛГЕБРЫ

Лекция 1. Матрицы и определители.

План лекции

1.1. Матрицы, основные определения.

1.2. Действия над матрицами.

1.3. Элементарные преобразования матрицы. Ранг матрицы.

1.4. Определение определителя квадратной матрицы.

1.5. Свойства определителей.

1.6. Миноры и алгебраические дополнения. Вычисление определителя Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru -го порядка.

1.7. Метод окаймляющих миноров для вычисления ранга матрицы.

1.1

Матрицейназывается прямоугольная таблица, состоящая из Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru строк и Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru столбцов, составленная из чисел или каких-либо других объектов. Матрицы обозначаются

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , (1.1)

или коротко

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . (1. Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru )

Отдельные члены матрицы называются её элементами, они обозначаются Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , где Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - номер строки, Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - номер столбца ( Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru ; Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru ), в которых находится этот элемент. Каждая матрица имеет определенные размеры, т.е. количество строк и столбцов матрицы. Если Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , то матрица называется квадратной, тогда говорят о её порядке. Матрица, у которой всего один столбец (строка), называется - матрицей-столбцом (матрицей-строкой). Матрица, у которой все элементы равны нулю, называется нулевой и обозначается Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Квадратная матрица, у которой равны нулю все элементы, кроме стоящих на главной диагонали, называется диагональной. Диагональная матрица, у которой все диагональные элементы равны 1, называется единичной и обозначается Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Если в матрице Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru поменять местами строки со столбцами, то получим матрицу Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , которая называется транспонированной. Матрица, совпадающая со своей транспонированной, называется симметрической.

Две матрицы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru одинакового размера равны, если равны их соответствующие элементы, т.е. Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru для Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

1.2

Рассмотрим операции над матрицами. Многие арифметические операции с матрицами логически вытекают из аналогичных операций со скалярными величинами.

Суммойдвух матриц Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru называется матрица Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , каждый элемент которой равен сумме соответствующих элементов матриц Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , т.е. Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , где Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Замечание. Складывать можно лишь те матрицы, которые имеют одинаковые размеры.

Пример 1. Пусть матрица Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru характеризует заболеваемость учеников гриппом и ОРВИ в 10 А классе в зимние месяцы, а матрица Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru характеризует заболеваемость учеников гриппом и ОРВИ в 10 Б классе в этот же период. Причем строки матриц – характеризуют число заболевших по месяцам, а столбцы матриц – число заболевших соответственно гриппом и ОРВИ

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Складывая эти матрицы, получим третью матрицу Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , характеризующую заболеваемость в 10-х классах:

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Произведением матрицы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru на число Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru называется такая матрица Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , каждый элемент которой равен произведению соответствующего элемента матрицы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru на число Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , т.е. Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Пример 2. Пусть среднее количество, продаваемых в аптеке в день шприцев, отражено в матрице Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Первый столбец характеризует продажу шприцев по 2 мл, второй по 5 мл, третий столбец по 10 мл. Первая строка продажу шприцев отечественного производства, а вторая строка – импортного производства. Тогда матрица Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru будет характеризовать недельный уровень продаж каждого из видов шприцев.

Произведением матрицы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru на матрицу Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru называется такая матрица Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , у которой каждый элемент Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru равен сумме парных произведений элементов Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru -той строки матрицы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru на соответствующие элементы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru -того столбца матрицы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , т.е.

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Замечание 1. Произведение матриц Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru существует только в том случае, если число столбцов матрицы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru равно числу строк матрицы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Замечание 2. Произведение матриц не коммутативно (не выполняется перестановочный закон умножения).

Пример 3. Средства на вакцинацию населения перечисляются страховой компанией. Пусть в матрице Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru первая строка характеризует потребность поликлиники в вакцинах в сентябре, вторая строка – потребность в вакцинах в октябре, первый столбец – количество доз вакцины против столбняка, второй столбец – количество доз вакцины против кори, третий столбец – количество доз вакцины против гриппа. В матрице Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru первый столбец характеризует стоимость вакцинации, а второй столбец – стоимость вакцин; первая строка характеризует затраты на вакцинацию против столбняка, вторая строка – против кори, третья строка – против гриппа. Тогда

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru

Таким образом, в матрице Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru элемент 6100 - стоимость вакцинации в сентябре, 10200 - стоимость вакцинации в октябре, 13250 – стоимость вакцин, необходимых для вакцинации населения в сентябре, 22750 - стоимость вакцин в октябре.

1.3

Матрица Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru называется матрицей ступенчатого вида, если все элементы, стоящие ниже главной диагонали, равны нулю, т.е. Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru для всех Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Рангом матрицы назовем число ненулевых строк в матрице, сведенной к ступенчатому виду. Для матрицы А ранг матрицы обозначают rang A.

Для приведения матрицы к ступенчатому виду применяют элементарные преобразования матрицы, к числу которых относят следующие.

1. Перестановка любых строк матрицы.

2. Прибавление к одной строке элементов другой строки.

3. Умножение всех элементов одной строки матрицы на число Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

4. Прибавление к одной строке другой строки, умноженной на число Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

5. Вычеркивание нулевой строки.

6. Вычеркивание из двух или нескольких равных строк всех кроме одной.

7. Вычеркивание из двух или нескольких пропорциональных строк всех кроме одной.

Замечание 1. Элементарные преобразования матрицы можно проводить не только над строками, но и над столбцами.

Замечание 2. Иногда говорят о ранге матрицы по строкам и о ранге матрицы по столбцам, причем доказывают их равенство, и далее говорят просто о ранге матрицы.

Пример 4. Найти ранг матрицы:

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Решение. Сводим матрицу к ступенчатому виду:

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru ~*)Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru~ **)Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru~

~ ***)Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru~ ****) Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

При сведении матрицы к ступенчатому виду выполнялись следующие элементарные преобразования матрицы:

*) первую строку матрицы умножали на -5, 2, -2 и прибавляли соответственно ко второй, третьей, четвёртой строке матрицы;

**) третью строку умножали на -1 и прибавляли ко второй строке;

***) вторую строку умножали на -2, на -5 и прибавляли соответственно к третьей и к четвёртой строке;

****) вычеркнули четвёртую строку, так как она пропорциональна третьей строке.

В результате перечисленных элементарных преобразований матрица свелась к ступенчатому виду. Таким образом, Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

1.4

Рассмотрим квадратную матрицу второго порядка

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Определителем второго порядка, соответствующим матрице Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , называется число, равное Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Определитель обозначают

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru (1.2)

Элементы матрицы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru называются элементами определителя Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , элементы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru образуют главную диагональ, а элементы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - побочную.

Рассмотрим квадратную матрицу третьего порядка Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Определителем третьего порядка, соответствующим матрице Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , называется число, равное

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и обозначаемое символом Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , т.е.

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru (1.3)

Чтобы запомнить, какие произведения в правой части равенства (1.3) брать со знаком «+», какие - со знаком «минус», полезно правило, называемое правилом треугольника (рис. 1.1).

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru

Рисунок 1.1.Правило треугольника.

Каждое произведение с указанным знаком, входящее в (1.3), называется членом определителя. Среди входящих в произведение элементов имеются представители от каждой строки и от каждого столбца. Эти элементы можно в каждом члене расположить в порядке возрастания первого индекса, как и сделано в (1.3). Тогда номера столбцов в каждом члене определителя представляют собой всевозможные перестановки из чисел 1, 2, 3. При этом перестановку 1, 2, 3 называют основной. Говорят, что в перестановке произведена транспозиция двух определенных её элементов, если эти элементы заменены местами. Перестановка называется четной(нечетной), если она получается из основной перестановки при помощи четного (нечетного) числа транспозиций.

Пусть дана перестановка Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , где Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , это числа 1, 2, 3, взятые в некотором порядке. Число транспозиций, с помощью которых можно получить эту перестановку из основной перестановки, обозначим через Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Теперь можно дать другое эквивалентное (1.3) определение определителя третьего порядка.

Определителем третьего порядка называется число Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , равное алгебраической сумме всевозможных произведений вида Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , где Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - всевозможные перестановки основной перестановки 1, 2, 3, т.е.

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . (1.4)

Данное определение можно распространить и на случай определителя Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru -го порядка.

Определителем n-го порядканазывается число

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , (1.5)

равное алгебраической сумме всевозможных произведений элементов определителя, взятых по одному из каждой строки и столбца, причем знак каждого произведения определяется числом Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , равным числу транспозиций при переходе от основной перестановки 1, 2, ... , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru к перестановке Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Произведение Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru называется членом определителя.

1.5

Укажем основные свойства определителей, которые могут быть доказаны исходя из определения определителя.

10. При транспонировании определитель не меняет своего значения.

20. Если все элементы какой - либо строки определителя равны нулю, то определитель равен нулю.

30. Если в определителе поменять местами две какие-либо строки, то абсолютная величина определителя не изменится, а знак изменится на противоположный.

40. Определитель, содержащий две равные строки, равен нулю.

50. Если все элементы какой-нибудь строки определителя умножить на число Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , то значение определителя изменится в Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru раз.

60. Определитель, содержащий две пропорциональные строки, равен нулю.

70. Если одна из строк определителя есть линейная комбинация других строк, то определитель равен нулю.

80. Определитель не меняет своего значения, если к элементам одной из его строк прибавить линейную комбинацию других строк.

Замечание. Исходя из свойства 10 свойства 20- 80 остаются справедливы и для столбцов.

Отмеченные свойства определителей используются при их вычислении.

1.6

Миноромкакого-либо элемента определителя называется определитель, полученный из данного вычеркиванием той строки и того столбца, которым принадлежит этот элемент. Минор элемента Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru обозначается Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Алгебраическим дополнениемэлемента Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru определителя называется минор этого элемента, взятый со знаком Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Алгебраическое дополнение элемента Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru обозначается Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , т.е. Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

На практике для вычисления определителей может быть применена следующая теорема.

Теорема.Определитель равен сумме произведений элементов какой-либо строки (столбца) на их алгебраические дополнения, т.е. для определителя Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru -го порядка имеем:

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . (1.6)

Формула (1.6) называется разложением определителя Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru по элементам Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru -той строки.

На практике обычно пользуются следствием из этой теоремы.

Следствие.Если все элементы какой-либо строки (столбца) определителя равны нулю кроме одного, то определитель равен произведению этого ненулевого элемента на его алгебраическое дополнение.

Замечание.К виду, указанному в следствии, определитель приводят с помощью свойства 80 определителя.

Пример 5. Вычислить определитель матрицы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Решение.

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Замечание 1. При переходе ко второму определителю четвёртую строку умножали на 2 и на -1 и добавляли соответственно к первой и третьей строкам определителя.

Замечание 2. Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - алгебраическое дополнение элемента, стоящего в четвёртой строке и первом столбце, т.е. Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Замечание 3. Далее при вычислении определителя Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru с помощью второго столбца получали нули во второй строке, умножая этот столбец на 2 и на 4 и добавляя соответственно к первому и третьему столбцам.

Замечание 4. Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - алгебраическое дополнение элемента Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , стоящего во второй строке и втором столбце определителя третьего порядка.

Замечание 5. Определитель Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru можно было раскрыть по правилу треугольника:

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru

Следовательно, вновь получаем Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

1.7

Строки (столбцы) матрицыназываются линейно зависимыми, если одна (один) из них есть линейная комбинация других. В противном случае строки (столбцы) матрицы называются независимыми. Несложно заметить, что в матрице, сведенной к ступенчатому виду, строки линейно независимы. Исходя из этого, можно дать другое определение ранга матрицы.

Рангом матрицыназывается число линейно независимых строк (столбцов) этой матрицы.

Другой способ вычисления ранга матрицы основан на следующих свойствах:

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Определитель квадратной матрицы равен нулю тогда и только тогда, когда его строки (столбцы) линейно зависимы.

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Если у определителя все миноры Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru -го порядка равны нулю, то и все миноры более высокого порядка тоже равны нулю.

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Наивысший порядок отличных от нуля миноров матрицы равен рангу этой матрицы.

Метод определения ранга матрицы, основанный на свойстве Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru носит название метода окаймляющих миноров. Для нахождения ранга этим методом

– находят элемент в матрице, отличный от нуля. Это есть минор 1-го порядка.

– окаймляют выделенный минор, добавляя какой-либо столбец и какую-либо строку.

– если окаймляющий минор отличен от нуля, то переходят к окаймляющему минору следующего порядка.

– если окаймляющий минор равен нулю, то находят другое окаймление минора предыдущего порядка.

– если был найден минор Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru -го порядка, отличный от нуля, а все окаймляющие его миноры Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru -го порядка равны нулю, то ранг матрицы равен Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Пример 6. С помощью метода окаймляющих миноров найти ранг матрицы

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Решение. Находим ненулевой минор 1-го порядка. Начнем с левого верхнего угла: Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Окаймляем его, добавляя 2-ю строку и 2-ой столбец:

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Окаймляем минор Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Добавим 3-ю строку и 3-й столбец:

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru

Окаймляем минор Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Добавим 4-ю строку и 4-й столбец:

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Составляем другое окаймление минора Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Добавляем к ненулевому минору третьего порядка 4-ю строку и 5-ый столбец:

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Так как все окаймляющие миноры 4-го порядка равны нулю, то наивысший порядок отличных от нуля миноров равен 3. Следовательно, Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины.

План лекции

2.1. Прямоугольные декартовы координаты на плоскости и в пространстве. Основные задачи на прямоугольные координаты.

2.2. Полярная система координат, ее связь с прямоугольной. Цилиндрическая и сферическая системы координат.

2.3. Скаляры и векторы, основные определения. Линейные действия над векторами.

2.4. Линейная зависимость системы векторов, базис и ранг системы векторов, координаты вектора.

2.5. Скалярное произведение двух векторов, длина вектора, угол между векторами, условие ортогональности.

2.6. Векторное произведение векторов, его приложения.

2.7. Смешанное произведение векторов, его приложения.

2.1

Одним из важных вопросов математики является определение положения точки.

Координатной прямой называется прямая, на которой выбрано начало отсчета, положительное направление и единица масштаба.

Как известно, между точками координатной (числовой) прямой и множеством действительных чисел существует взаимно-однозначное соответствие. Поэтому положение точки на прямой полностью определяется одним числом – координатой точки. Для определения положения точки на плоскости необходимо ввести систему координат на плоскости. Это можно сделать многими способами, один из которых – построение прямоугольной декартовой системы координат.

Возьмем на плоскости две взаимно перпендикулярные прямые Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru с указанными на них положительными направлениями и единицей масштаба (рисунок 2.1). Прямые Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru называются координатными осями, причем Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - ось абсцисс, Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - ось ординат, точка их пересечения называется началом координат. Координатные оси Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru с выбранной единицей масштаба называются прямоугольной декартовой системой координат на плоскости. Произвольной точке Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru плоскости поставим в соответствие два числа:

абсциссу Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , равную расстоянию от точки Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru до оси Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , взятому со знаком «+», если Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru лежит правее Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , и со знаком «-», если Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru лежит левее Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru ;

ординату Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , равную расстоянию от точки Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru до оси Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , взятому со знаком «+», если Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru лежит выше Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , и со знаком «-», если Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru лежит ниже Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Абсцисса Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и ордината Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru называются прямоугольными декартовыми координатами точки Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Записывают Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Между точками плоскости и упорядоченными парами чисел Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - их координатами существует взаимно-однозначное соответствие: каждой точке плоскости соответствует единственная пара действительных чисел Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и, обратно, каждой паре действительных чисел Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru соответствует единственная точка плоскости.

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru

Рисунок 2.1. Прямоугольная система координат на плоскости.

Аналогичным образом вводим понятие прямоугольной декартовой системы координат в пространстве.

Возьмем в трёхмерном пространстве три взаимно перпендикулярные прямые Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru с общим началом, укажем на них положительные направления и единицу масштаба. Такая система называется прямоугольной декартовой системой координат в пространстве (Рисунок 2.2). Оси Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru называются соответственно осью абсцисс, осью ординат и осью аппликат.

Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru

Рисунок 2.2. Прямоугольная система координат в пространстве

Положение любой точки Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru пространства можно охарактеризовать с помощью трёх чисел – абсциссы Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , ординаты Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , аппликаты Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , которые равны расстоянию (взятому с определённым знаком) от точки Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru до координатных плоскостей Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . На рисунке 2.2 Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru проекция точки Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru на плоскость Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - проекция точки Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru на плоскость Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - проекция точки Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru на плоскость Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru ; Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru проекции, например, точки Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru в плоскости Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru на координатные оси Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru и Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru - проекция, например, точки Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru в плоскости Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru на координатную ось Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru . Тогда по определению Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru , Лекция 2. Системы координат. Скалярные и векторные величины - student2.ru .

Таким образом, с помощью координат мы производим учет всех точек прямой, плоскости или пространства. Такой учет позволяет соединить в единое целое геометрию и алгебру. Каждое понятие, каждая теорема могут быть высказаны как бы на двух языках – на геометрическом и аналитическом, что позволяет переходить от оперирования геометрическим объектом к оперированию его алгебраическим заданием (уравнением, неравенством и т.п.). Решение геометрических задач аналитически (алгебраическим методом) и составляет сущность метода координат.

Рассмотрим основные задачи на прямоугольные координаты на плоскости.

Наши рекомендации