Отечественная культура
Семинар 15. Становление славянской культуры
План
1. Специфические черты славянской культуры.
2. Динамика славянского мировосприятия: этапы язычества.
3. Глубина культурной памяти в искусстве восточных славян (прикладное искусство, фольклор).
Список литературы
1. Багновская Н. М. Культурология : учеб. пособие / Н. М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2004. 300 с.
2. Березовая Л. Г. История русской культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.
3. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России : курс лекций : учеб. пособие для вузов / И. В. Кондаков. – М.: Омега-Л: Высш. шк. 2003. – 616 с.
4. Культурология : учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 165 с.
5. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 496 с.
6. Культурология: история мировой культуры : учеб. пособие / Г С. Кнабе [ и др. ]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 607 с.
7. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры : курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. 320 с.
8. Полная энциклопедия быта русского народа / Составитель Иван Панкеев. – в 2 т. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, ООО СКИ НОРД, 1998.
Семинар 16. Древнерусская средневековая культура
План
1. Факторы становления и сохранения единого культурного пространства средневековой Руси;
- формы материального производства,
- формы государственности,
- древнерусское язычество,
- единство языка и письменности.
2. Христианство как доминантная форма интеграции средневековой культуры Руси.
3. Формирование бинарного строения ("двоецентрия") русской культуры.
Список литературы
1. Багновская Н. М. Культурология : учеб. пособие / Н. М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2004. 300 с.
2. Березовая Л. Г. История русской культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.
3. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России : курс лекций : учеб. пособие для вузов / И. В. Кондаков. – М.: Омега-Л: Высш. шк. 2003. – 616 с.
4. Культурология : учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 165 с.
5. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 496 с.
6. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры : курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. 320 с.
7. Полная энциклопедия быта русского народа / Составитель Иван Панкеев. – в 2 т. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, ООО СКИ НОРД, 1998.
Семинар 17. Российская культура Нового времени
План
1. Специфика культуры Московского царства:
- самодержавие как феномен русской культуры, сакрализация образа монарха;
- идеи мессианства (теория "Москва - III Рим");
- раскол как архетипическая модель развития России (катастрофизм и жертвенность).
2. Смеховая народная традиция и ее смысл в русской культуре. Юродство как феномен Московского царства.
3. "Петровский переворот", его культурологический анализ.
Список литературы
1. Багновская Н. М. Культурология : учеб. пособие / Н. М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2004. 300 с.
2. Березовая Л. Г. История русской культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.
3. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России : курс лекций : учеб. пособие для вузов / И. В. Кондаков. – М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003. – 616 с.
4. Культурология : учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 165 с.
5. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 496 с.
6. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства XYIII века / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство, 1997. – 340 с.
7. Панченко А. О русской истории и культуре / А. Панченко. – СПб.: Азбука, 2000. – 464 с.
8. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры : курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. 320 с.
9. Полная энциклопедия быта русского народа / Составитель Иван Панкеев. – в 2 т. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, ООО СКИ НОРД, 1998.
10. Юдин А. В. Русская народная духовная культура : учеб. пособие для студ. вузов / А. В. Юдин. – М.: Высш. шк., 1999. – 331 с.
Семинар 18. Культура России советского периода
План
1. Смена политического режима в России. Поиск согласования марксистских принципов и национальных традиций.
2. Наука и техника советского периода: превращение России в индустриальную державу.
3. Художественная культура советского периода. Особенности стиля соцреализма.
Литература:
1. Березовая Л. Г. История русской культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.
2. Викторов В. В. Культурология : учебник / В. В. Викторов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004. – 560 с.
3. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России : курс лекций : учеб. пособие для вузов / И. В. Кондаков. – М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003. – 616 с.
4. Кравченко А. И. Культурология : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2002. – 496 с.
Семинар 19. Россия в XXI веке
План
1. Культура современной России перед лицом глобализации: общее и особенное.
2. Российская и мировая культура: точки взаимодействия.
3. Россия - Запад - Восток в современном культурном мире.
Литература:
1. Березовая Л. Г.. История русской культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.
2. Викторов В. В. Культурология : учебник / В. В. Викторов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004. – 560 с.
3. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России : курс лекций : учеб. пособие для вузов / И. В. Кондаков. – М.: Омега-Л: Высш. шк. 2003. – 616 с.
4. Розин В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 462 с.
5. Трофимова Р. П. История русской культурологии : учеб. пособие для высшей школы / Р. П. Трофимова. – М.: Академический Проект: Трикста, 2003. – 608 с.
Методические указания
Культура России - это культура русского народа, сложившаяся вначале на восточнославянской основе в виде культуры древнерусской народности.
Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу 1 тыс. н. э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян. В VI-VIII вв. в условиях нараставшей внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских (поляне, древляне, северяне, кривячи, вятичи и другие) и некоторых неславянских племен, завершившийся образованием Древнерусского государства - Киевская Русь (IX в.).
Будучи одним из крупнейших государств средневековой Европы оно простиралось с севера на юг от побережья Ледовитого океана до берегов Черного моря, с запада на восток - от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. Но взаимодействие культур для Руси не сводилось к простому подражанию или механическому соединению разнородных элементов. Обладавшая собственным культурным потенциалом, дохристианская Русь творчески усваивала влияние из вне, что обеспечило ее органичное вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт и породило "вселенскость" как характернейшую черту русской культуры. В результате объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка и культуры.
Высокий уровень образно-поэтического, иррационального мировосприятия сложился у восточных славян в "дописьменный" период, в эпоху язычества. Спецификой язычества является характер его эволюции, при котором новое не вытесняет старое, а наслаивается на него. Обратите внимание на каждый из этапов развития славянского язычества:
- поклонение злым и добрым духам, управляющим стихиями (водными источниками, лесами и т. п.), это дуалистический анимизм глубокой древности;
- поклонение Роду и рожаницам, по мнению Б.А. Рыбакова, Род - древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы - божества благополучия и плодородия;
- поклонение Перуну, так как сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом грозы.
Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославович в 980 году попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. В единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почитаемые разными племенами боги: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь (Макошь). Первенство в иерархии богов было отдано княжеско-дружинному богу войны Перуну. Состав киевского пантеона раскрывает цели реформы: укрепление центральной власти, консолидация господствующего класса, объединение племен, утверждение новых отношений социального неравенства. Однако попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие верования, не увенчалась успехом. Подумайте, почему? Не оставьте без внимания то, что язычество сохраняло пережитки первобытного равенства; не устраняло возможности традиционного поклонения только своему, родоплеменному божеству; не способствовало формированию новых норм морали и права, соответствовавших изменениям, происходившим в социально-политической сфере (уточните, каким именно).
Дохристианская Русь в области материальной культуры, в сфере религиозных представлений оказалась в основном готовой к восприятию новых идей в виде сложнейшей концепции христианского вероучения и образно-художественного мышления, присущего византийской культуре.
При этом важно помнить, что утверждение христианства на Руси происходило в течение долгого времени и совсем не просто - иногда силой, а зачастую приспосабливаясь к языческому мировоззрению
Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало феодальному строю и способствовало укреплению монархической государственности. Религия, имеющая космополитический характер, а значит, пригодная для любой этнической группы, входившей в государство, оказала цементирующее воздействие на процесс формирования древнерусской народности.
При дальнейшем рассмотрении развития русской культуры следует иметь в виду следующие характерные исторические особенности:
- "Восток-Запад" и обусловленная географическим положением специфика истории;
- христианско-православное начало культуры: духовно-религиозная независимость от католической Европы; духовная объединяющая сила; консерватизм по отношению к новому в сочетании с противопоставлением Западу в итоге привели к отставанию от Европы;
- особая роль государственности в объединении и сохранении русского народа; единство народа держалось на централизованной власти, а не на единстве культуры;
- Византийско-имперские амбиции, стремление к завоеваниям новых территорий;
- мессианское сознание - представление об особом великом предназначении России в мировой истории;
- культурная изоляция и последующая за ней интеграция с европейской культурой;
- разрыв между этнической и национальной культурой;
- культурная революция в советской России;
- унификация и изоляция советской культуры;
- крах советской культуры и ломка прежних исторически сложившихся стереотипов.
К традиционным установкам русской культуры можно отнести
- коллективизм как культурную норму, сложившуюся в условиях крестьянской общины;
- бескорыстие, возвышение духовности, осуждение склонности к приобретательству, накопительству - влияние православия;
- экстремизм, гиперболизм - любой процесс на фоне российских масштабов становится заметным тогда, когда приобретает достаточно большой, до крайности, размах;
- фетишизация власти, культ государства, вера в "царя-батюшку", власть в ответе за все;
- русский патриотизм, обусловленный особой ролью государственности и соединяющий любовь к родине, родной земле с любовью к отечеству, государству.