Традиционалистские аспекты в развитии культуры
Одним из аспектов функционирования культуры является традиционалистский аспект. Собственно понимание традиции выводится не только из обычаев, обрядов, общественных установлений, но и из механизма объединения социокультурной деятельности в единое целое. Интерес к проблеме традиции существует с древних времен. Учения о традиции в философии культуры основывались на понимании этноса, духовно-нравственных норм и правил, рассматривались в связи с эволюцией человека, базировались на основе исследований истории и культуры. В настоящее время философы и культурологи (Д. М. Угринович, К. В. Чистов, Г. Ф. Салтыков, Ю. А. Левада) рассматривают традицию культуры, а, точнее, как ее универсальное измерение. К.В. Чистов, Ю.А. Левада и Г.Ф. Салтыков определили традицию как механизм культурных ценностей и культурной информации. Традиция определена как особого вида коммуникативная структура общества, средствами которой происходит разумно-практическое обращение людей и осуществляется преемственность поколений (А. П. Цветков) и как форма выражения общественного развития, механизм передачи опыта (Н. Б. Оконская). Интересно понимание традиции польским философом Е. Шацким, связавшим традицию с ценностями духовно-психического, этического характера и мышлением, обратив внимание на аксиологическую функцию в отношении традиций. Е. Шацкий традицию понимает как «образцы ощущений, мышления и поведения, которые ввиду своей действительной или мнимой принадлежности к общественному наследию группы оцениваются ее членами положительно или отрицательно».
К сфере компетенции традиции, способствующей функционированию культуры, относится накопление и трансляция социокультурного опыта, что характеризует традицию с точки зрения прагматической области экзистенции индивидов. Методологической основой истолкования культуры является понимание человека, а значит, невозможны аксиологические и прагматические процессы без участи индивидов. В коммуникации существуют как непосредственные связи между поколениями, так и опосредованное отношение между предками и потомками, когда отсутствует континуумный контакт. Дж. Гоулд и Д. Колб непосредственно-опосредованную коммуникацию называют «транслятивной» и традицию определяют как термин, посредством которого «оказываются возможными разные способы имитации оценки и понимания того, что передается из поколения в поколение и что тем самым эти способы сохраняют». Рассмотрим традиционалистский аспект посредством анализа социокультурного опыта.
Социокультурный опыт. Благодаря опыту путем пространственно-временной передачи информации в культуре аккумулируются и воспроизводятся знания о культурном наследии поколений. Это происходит в связи с тем, что каждая эпоха выбирает в прошлом те традиции, которые служат «коррелятором» (термин Е. В. Завадской) ее опыта. Ученые-культурологи А. Я. Флиер и А. К. Петров определяют социокультурный опыт как «содержательную компоненту культуры», в которой выделяется способность к отбору и аккумулированию форм жизнедеятельности индивидов, нацеленность на процесс накопления и трансляции ценностей культуры от поколения к поколению. Благодаря социокультурному опыту происходит как процесс социализации и инкультуризации индивидов, так и накопление знаний об окружающем мире, навыков коллективного общежития индивидов, выработке критериев самоопределения в культуре. Роль социокультурного опыта заключается в выработке, сохранении и передачи элементов культуры, сопровождающихся следующими культурными комплексами: солидарностью индивидов в культуре и в обществе, трансляцией элементов культуры вербального и невербального характера, наличием практики и коммуникативного процесса, посредством которого происходит передача социокультурного опыта из поколения в поколения. Рассмотрим перечисленные комплексы.
Солидарность индивидов в культуре и в обществе. Культура вырабатывается на индивидуальном и коллективном уровнях. Коллективный уровень подразумевает не только мирное сосуществование, сплоченность, целенаправленную деятельность, но и воспроизводство сообщества как стабильного социокультурного коллектива при помощи решения задач сбережения опыта, знаний и материального и духовного богатства. А. Я. Флиер такую солидарность называет социальной и в качестве формирующих факторов выделяет социальный порядок, историю и культуру. Социальный порядок подразумевает наличие совокупности норм интеллектуального, материально-производственного, нравственно-этического и эстетического, а также художественного характера, упорядочивающих хаотическое развитие общества. Процессы, формирующиеся в обществе и в культуре, происходят в определенные исторические периоды, вырабатывая свои ценности и свое понимание социального порядка и солидарности. В процессе развития истории происходит формирование опыта совместного проживания, вследствие чего происходит адаптация к окружающей среде, осуществляются познавательные процессы, вырабатываются ценностные формы и принципы, передающиеся последующим поколениям. А. Я. Флиер такую социальную солидарность назвал «продуктом социального опыта истории данного общества, выраженным в формах его культуры». А. Я. Флиер историю и культуру рассматривает как тождественные явления, называя историю «фактически имеющейся (наблюдаемой) культурой данного общества», где во внимание принимаются и психологические особенности индивида. Ученый выводит понятийный синтез «история-культура». Поэтому в качестве формирующих факторов социальной солидарности социокультурного опыта являются социальный порядок, понятийный синтез «история-культура» и психологические факторы субъектов на индивидуальном и коллективном уровнях.
К традиционалистским аспектам относятся ценности и диалог.