Взаимосвязь музыки рисунка, поэзии в творческой деятельности детей

В работе художественно-эстетической направленности с акцентом на музыкальное восприятие используются 2 вида творческой активности (музыка и рисунок) в процессе воспитательной работы с целью развития творческого потенциала личности.

Взаимодействие осуществляется в двух формах:

1 форма: Сочетание восприятия произведений музыки детьми в изобразительной деятельности на основе общности этих произведений;

2 форма: художественно-творческая деятельность детей, которая отражается в рисунке.

В рисунках детей находят отражение не только настроение, которое создаётся музыкой в душе ребёнка, но и выразительные средства музыки: тембр, мелодия, ритм. Эти занятия способствуют развитию у детей образного мышления, воображения, креативности.

Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Рисунок ребенка – это его рассказ, его гамма чувственного восприятия мира.

В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков детей новым содержанием, решаются творческие задачи в изобразительной деятельности. В то же время, созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки.
Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно-образной связи, семантического родства этих видов искусства.

Интегрированные занятия включают в себя: слушание музыки, стихотворений, просмотр видеозаписей, музыкальные движения, рисование, аппликацию.

Предлагаемая детям музыкальная палитра достаточно богата и разнообразна. Она включает в себя произведения как зарубежных, так и современных композиторов классики: И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и С. С. Прокофьева и др., а также новые виды музыкального искусства: джаз, рок-н-ролл, арт-рок.

Подбор произведений живописи, которые демонстрируются детям на занятиях, осуществляется на основе принципов высокой художественности и доступности. Им предлагаются художественные картины И. Левитана, И. Шишкина, В. Серова, В. Васнецова, иллюстрации И. Билибина и В. Конашевича, а также произведения народно-прикладного искусства.

Произведения изобразительного искусства, подбираемые к классической музыке, соответствуют ей по настроению и по стилю. На занятиях, где слушание музыки сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства, как правило, дети вначале слушают музыку или фрагмент оперы (балета). После прослушивания и элементарного анализа музыки они рассматривают картину (слайд). Повторное прослушивание может сочетаться с одновременным просмотром произведений изобразительного искусства.

Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, музыка напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра.

Старшие дошкольники, которые являются объектом нашего исследования, начиная с 5-го года жизни, большое внимание при прослушивании музыки уделяется анализу мелодии. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, мелодия – основное выразительное средство – «душа музыки», а с другой – мелодическая линия близка линии в живописи, и могут найти своё отражение в рисунках. Подтверждение тому - рисунки детей. Так, глубину мелодии моря в исполнении струнных инструментов, из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, ребёнок воплотил, используя тёмные краски в стиле техники монотипия, а образ «Зимнего утра» из детского альбома П.Чайковского, девочка изобразила холодными тонами в технике цветовых пятен.

В рисунках детей находит отражение и ритм музыки. В отличие от мелодии, анализу которой на занятиях уделялось специальное внимание, ритмические особенности прослушиваемых произведений, как правило, не анализировались. Дети «проживали» ритм посредством собственного тела при воплощении музыки в творческом музыкальном движении, а затем он начинал «звучать» и в их рисунках. Наиболее интересными были рисунки, в которых дети воплощали ритмически яркую танцевальную музыку: «Вальс цветов» П.И.Чайковского ,«Марш деревянных солдатиков».

Ритм музыки нашел отражение в чередовании цветовых пятен, линий, волн, кругов в рисунках детей.

Тембр музыки – наиболее «живописный» ее компонент, также воплотился в рисунках детей. При этом, чем более богатой была тембровая палитра музыкального произведения, тем более яркими и насыщенными по колориту становились детские рисунки. В детских работах получили отражение и тембры различных музыкальных инструментов. Дети 6-го года жизни пытались изображать музыку флейты в виде парящей струи, звучащей в лёгкой воздушной «Итальянской польке» С.Рахманинова. Музыку классического рока композиции Queen «We will rock you» в исполнении синтезаторов, разбавленных акустической гитарой, ребёнок воплотил в виде каменистой стены тёмной расцветки. Колорит детских работ на эту тему отличался удивительной яркостью и богатством.

Мощное звучание электроскрипки (А.Вивальди «Шторм») в рисунке вызвало передачу вихря звучащей мелодии в виде закручивающихся спиралей ярких разнообразных цветов и оттенков в насыщенной цветовой гамме.

Созерцательную, умиротворённую, увядающую природу «Осенней песни» П.Чайковского, с преобладанием мелодичного плачущего голоса скрипки, дети воплощали в рисунках осенней цветовой палитры в технике цветовых пятен.

Предлагая детям воплотить в рисунке ту или иную пьесу или фрагмент оперы (балета), необходимо учитывать их возрастные возможности. Дети могут воплотить в красках и более сложные темы и образы, если им сразу объяснить, что можно просто «нарисовать музыку», передав ее настроение с помощью цвета, различных его сочетаний и оттенков. Как правило, они принимают эту задачу как свою и передают настроение музыки и впечатления от нее цветовыми пятнами, переходами цветов и оттенков, насыщенностью, а также прозрачностью цветового колорита. При этом педагог ориентирует детей на то, что они могут рисовать тот или иной сказочный образ, а также сюжетную композицию, просто «музыку» с учётом настроения, которое создаёт музыка (М.Мусоргский «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки», Н. Римский-Корсаков «Золотой петушок»). Перед старшими дошкольниками в процессе развития творческой активности ставятся более сложные и интересные задачи: например, воплотить музыкальный образ в виде геометрических фигур («Мусоргский «Гном»), или изобразить себя в образе солнца к музыкальному отрывку Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Здесь дети могут отобразить свои положительные качества в форме солнечных лучей. Дети старшего возраста ярко и выразительно рисуют портреты сказочных персонажей, сюжеты из прослушиваемых «музыкальных сказок».
Интегрированные занятия, на которых дети «рисуют музыку», наполнены особой эмоциональной атмосферой: звучанием прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, визуализацией «озвученных» детских шедевров, отображённых на большой магнитной доске, поощрениями. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты. Наличие определённых переживаний создаёт эмоциональный тон творческой деятельности. Занятие заканчивается беседой с каждым ребенком.

Во – первых, анализируется сам рисунок с учётом цветовой гаммы, оригинальности и композиционного решения.

Во – вторых, подчёркивается воздействие музыкальных средств на содержание и форму рисунка.

Итог: Творческие способности детей развиваются и проявляются в особенностях восприятия музыки и в различных формах изобразительной деятельности – в рисунках.

Литература

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты М.: Влалос пресс, 2005.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1967,- 93с.

Наши рекомендации