Историческое формирование традиционных деревянных ремесел и промыслов
Особенности традиционных деревянных ремесел и промыслов
Традиционное декоративно-прикладное искусство - это целый, стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду, быту. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались мастерами-исполнителями и передавались из поколения в поколение.
Прежде всего, нужно дать определение понятиям символика, художественные образы, традиция, деревянные промыслы, ремесла.
Начнем с первого понятия – символика – это совокупность каких-либо символов. Ниже будет рассмотрены функции символики и ее сущность в традиционных деревянных промыслах и ремеслах.
Художественные образы – это образы, отвечающие требованиям искусства, эстетического вкуса.
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Деревянные промыслы, ремесла – это мелкое ремесленное производства и обработка деревянных изделий. Выделяют очень большое количество деревянных промыслов и ремесел, но мы остановимся подробнее на двух из них: резьба и макетирование.
Различные фрагменты резного дерева из Пенджикента, Уструшаны и Кофарнигана (Кофарниганский р-н Таджикистана) дают яркое представление о высокой культуре согдийских и тохаристанских скульпторов и орнаменталистов, передавших свою эстафету мастерам пластической резьбы 9-12 вв. Значительное место в искусстве резьбы по дереву этого периода занимает деревянный мавзолей Хазрати-Шо (Лангар Бобо) из кишлака Чорку Исфаринского района. Его архитектурные детали (колонны, консоли, фриз, потолок) - это образцы развитого орнаментального искусства. Великолепной художественной отделкой отличаются также резные колонны из кишлаков Рарз, Фатмев, Курут, Оббурдон, мехраб из Искодара (Зерафшан) и резное панно из Ашта. Все видимые участки колонн и других архитектурных деталей отделаны неповторимой художественной резьбой.
Лейтмотивом узора являются S-образные кривые, перлы, трилистник, куфические надписи. В гуще растительного узора иногда просматриваются маска Тао-Те, гранат, змеи с птичьей головой и хвостом рыбы, изображение воды, свастика, виноградные листья. И по технике и по стилю резное дерево Чорку и образцы резных деталей из Верхнего Зеравшана сходны с афросиабской резной доской: одинаковые переплетения ленты, побеги, кружки-перлы, волюты, трилистники, полупальметты, миндали и т.д.
В искусстве деревообработки изображения ветки с цветами из отдельных стандартных деталей составлялась сложная система геометрического орнамента, когда сюда вводились и токарные работы. Этот стиль декора применялся вплоть до начала 20 в. (деревянный кенотаф медресе Мири Араб и резные ворота Кош-Медрессе в Бухаре). Памятников искусства резьбы по дереву, датируемых началом 19 в. ,сохранилось незначительное количество.
Сюда можно причислить колонны из мечети Панджвакта в Ворухе, Симиганче, Кангурте и мавзолея Ходжа Абдуллои Ансори в Угуке. Искусство изготовления резных надгробий и фризов с надписями полностью уступает свое место декору колонн, балок, подбалок, деревянных наборных решеток, пюпитров, фигурных столиков, а также штампов для нанесения узоров на текстильные изделия и глиносаманную штукатурку стен мечетей, или для изготовления деревянных решеток.
В таджикской части Ферганской долины карнизы, кессоны, наборные капители мечетей Хавзи Сангин и Дальёни Боло (Истаравшан), Джоми (Худжанд), Сурх (Исфара) и других культовых построек оформлены многорядной системой сталактитов, которая была неизвестна народным зодчим и резчикам по дереву Южного Таджикистана.
В архитектуре городов Бухары и Самарканда колонны обычно не имели подбалку. Шары колонн (кузаги) оформлялись тремя- или пятизубчатыми лопастями - лола мадохил. Балка вытачивалась в полукруг с чешуйчатым узором - пушти мохи. В таджикских населенных пунктах Кашкадарьинской области можно встретить деревянные колонны с наборной капителью и без них (мечеть Поён в кишлаке Джаус).
В областях Бухары и Самарканда в исключительных случаях можно обнаружить наборные сталактитовые пятиярусные капители. Искусством е составления со сложным геометрическим орнаментом обладали только отдельные профессиональные зодчие и резчики по дереву. Оригинальны также и архитектурные детали мечетей и жилых домов горного Таджикистана.
Шаровидное основание колонн гладко обтачивалось и оформлялось почти без лопастей, им придавалась форма керамических сосудов. Гладкие и круглые стволы завершались капителью кубической формы и стрельчатыми подбалками, нередко украшенными орнаментальной резьбой и росписью.
Умельцы Южного Таджикистана (Каратегин, Дарваз, Ховалинг, Бальджуан, Кангурт, Гиссар) были не только великолепными резчиками архитектурных деталей. Они с большим мастерством изготавливали бытовые изделия (сундуки, обувь, ложки, блюда, колыбели и т.д.), выявляя узорчатые фактурные качества дерева. При изготовлении различных столярных, токарных и резных поделок они обращались к следующим сортам древесины: урюк, груша, клен, орех, платан, фисташка, шелковица и т.д. Достоинство древесного материала заключалось не только в узорчатой фактуре, но и в прочности, тональности, плотности, физико-механических особенностях, долговечности и т.д. Для изготовления архитектурных деталей построек обычно пользовались ореховой, чинаровой и арчевой древесиной. Для поделочных работ бытового назначения были пригодны шелковица, ивовые, грушевые, урючные, фисташковые и другие сорта деревьев. Излюбленным орнаментом резьбы по дереву у мастеров этих районов были розетки, чешуйчатые и волнистые мотивы, растительные побеги, четырехлистники. Геометрическая сетка, состоящая в основном из пяти-, шести-, восьми-, десяти-, двенадцати лучевых звезд, чаще встречается в бухарской резьбе по дереву.
В быту у таджиков Памира и Припамирья дерево являлось одним из важных строительных материалов, пригодным для строительства жилищ и различных поделок. В этих районах художественной резьбой отделаны главным образом перекладины для подвески туш овец или коз, колонны , планки дверей, перегородки на суфах, колыбели, круглые сундуки (чохдон). Мелкой ногтевидной резьбой в виде четырехлистника по черно-красной росписи украшены предметы домашней утвари. На некоторых колоннах жилых домов Бадахшана сохранились изображения лотоса, мимозы, тюльпана, на перекладинах - солнце (офтоб) и луна (мохтоб). В лаконичном орнаменте горных таджиков можно обнаружить архаичные узоры и символические знаки, не потерявшие до сих пор свою семантику и название. Художественная резьба по дереву и ганчу часто сопровождалась полихромной орнаментальной росписью. Незаурядный талант мастеров в этой области архитектурного декора проявился в убранстве потолка как жилых, так и культовых построек 19-20 вв. Начиная от капителей колонн потолок расписывали красочной орнаментацией растительно-цветочного характера (мечеть Далёни Боло в Истаравшане, мечеть в кишлаке Дарх Айнинского района). Авторами архитектурно-декоративного оформления построек как правило были трое: резчик по дереву, резчик по ганчу и наккош (мастер росписи).
Еще с самых древнейших времен известно о способности дерева избавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучают тепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом. Резьба по дереву требует и особых качеств характера: здесь важны усидчивость, терпение, кропотливость. Очень важно сделать нужный срез, чтобы в полной мере выявились свойства, которыми природа, как творец дерева одарила его. Но всего этого мало. Действительно гармоничное изделие появляется только когда в душе автора царит покой. Именно работа, выполненная с теплотой поможет увидеть красоту дерева.
Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом. При рождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человек так и оставался, окружен деревом и до самой старости, в деревянном резном кресле-качалке. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо - ось мира - стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было "древо жизни", служившее "символом добрых пожеланий и охранительным знаком". Русские мастера вырезали из дерева все необходимое для жизни: мебель, утварь, т. о. резьба по дереву сопровождает человека по жизни. В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Но делать все это можно было только очень хорошо понимая дерево и ощущая его как живой, одушевленный материал. Любой кусочек дерева неповторим, живет своей жизнью. Почувствовать душу дерева, передать пространству его энергетику и старается автор в своих изделиях, особенно при работе с иконой, как можно меньше при этом добавляя от себя. Дерево вдохновляет, а резное изделие наполняет живительной силой наш дом.
Тема "резьба по дереву" встречается в большом количестве литературы. Традиция резьбы очень древняя. Это и резная мебель и всякие резные мелочи вроде шкатулок, игрушек и ювелирных украшений - перечень применения резьбы по дереву очень большой. Отдельно в этом ряду стоит церковная резьба - иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы. Нынешнее представление об иконе связано только с живописью. О древнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано много, огромно количество полиграфических репродукций писаных икон. О резной же традиции известно мало. В статье "резьба" (Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля, т.4.): "Резь, или резьба - узорочная отделка от руки дерева, кости", "резчик" (у Даля через "еръ") - "вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева", "резчик иконописный"- режущий иконы.
В некоторых музеях России хранятся уникальные произведения - резьба по дереву. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.). Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. В Эрмитаже хранятся образцы византийской резьбы: иконы, кресты. По Православному канону сложилось, что резное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре).
По началу, малое количество, русских иконописцев, обилие резьбового материала, традиция славянской резьбы способствовали распространению резной иконы на Руси. Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. В церкви Ризоположения в Москве хранятся иконы святых и деревянные резные надгробия московских митрополитов. Представлен там и самый трудоёмкий и кропотливый вид резьбы - резная миниатюра. Миниатюрная резьба по дереву и сейчас не часто встречается у резчиков. Резьба изделий размером 3-6 см редка в настоящее время.
Изображения небесных покровителей новорожденного будут располагаться на том пространстве, которое соответствовало телу новорожденного, как бы в его границах. Родители тем самым устанавливают особую, личную, нерушимую связь между иконой и новорожденным. Связь, возможно, более сильную, чем та, которая возникает при покупке именной иконы или получении ее в подарок. Иконы с изображением тезоименитых святых могут приходить к человеку в течение всей его жизни разными путями и в разное время, сколько таких икон будет у человека зависит только от воли Божьей. Мерная икона – одна. Мерная икона принадлежит только одному человеку от рождения до смерти, и связана только с одним человеком, даже если по каким-то причинам владелец лишится ее. Она может принадлежать другому человеку юридически, но никогда не станет ЕГО иконой, поскольку духовная, высшая связь между мерной иконой и ребенком устанавливается навсегда. Как правило, мерная икона тесно связана с таинством крещения, с теми людьми, которые дарят икону новорожденному, с их любовью и добрыми чувствами. Мерную икону можно получить в любом возрасте, в зависимости от того, когда совершалось таинство крещения, вскоре после рождения или позжe. Заказывая мерную икону для ребенка, близкие ему люди фактически сами создают ее, поскольку могут принимать непосредственное участие в определении сюжета мерной иконы. Какова же традиционная иконография мерных икон? Сюжет иконы, выбор изображаемых святых покровителей новорожденного определяется датами рождения и крещения ребенка. Самый лаконичный сюжет мерной иконы – изображение святого, имя которого дается ребенку при крещении. Возможно наряду со святым, имя которого дано новорожденному при крещении, одновременное изображение святых, в день празднования которых родился ребенок. Если день рождения или крещения ребенка совпадает с днем празднования какой-либо чтимой иконы (допустим, чтимого образа Богородицы), то в центре иконы может быть изображен образ Богородицы, а на полях мерной иконы располагали образы святых, имена которых связаны с днями рождения и крещения. В любом из рассмотренных вариантов иконографии могло также присутствовать изображение ангела-хранителя.
Для древнерусского человека незримое, духовное единство между младенцем и иконой, для него предназначенной обретает своё воплощение в размере образа. Мерная икона как бы закрепляла тождество человека с миром сакрального, с его небесным покровителем.
Крещению младенца предшествует обряд наречения имени. Именно с этого момента, по Православным воззрениям, жизнь человека превращается в шествование к земному храму, где должно совершаться спасение. Имя человека несёт в себе глубокий духовный смысл, выделяет его из множества других людей, утверждает неповторимость его личности, ибо и за него Господь наш Иисус Христос был распят. Во все времена имя Православного человека считалось святым, поэтому с самого детства христианина учили уважать своё имя, поэтому родилась и традиция называть крещаемого так же, как одного из святых, который становился небесным покровителем и заступником. Таким образом, идея слияния (даже "во плоти") новорожденного с данным ему святым именем, может обретать своё зримое воплощение в создании иконы в меру роста младенца.
Впоследствии мерная икона воспринималась именно как особая реликвия и была тесно связана со всей судьбой своего владельца, постоянно сопровождая его в жизни. Дальнейший путь её по смерти хозяина не совсем ясен. Однако известно, что "родимые" образа представителей царского рода, как правило, обретали постоянное место в иконостасе над гробницей. Об этом говорит наличие нескольких мерных икон в царской усыпальнице – Архангельском Соборе Кремля, а также в церквах Новодевичьего монастыря, в котором жили и умирали московские царевны. Здесь сохранились мерные образа многочисленных сестёр Петра I, в том числе "Св. мученица София".
Предназначение домашней иконы - являть нам мир незримого и настраивать на восприятие невидимых, духовных вещей. В иконе запечатлена связь между маленьким человеком и святыми, чьи имена уже написаны на небесах. Это поддерживает человека на его жизненном пути Православного христианина. Тождество со святым покровителем и Церковью Небесной, запечатлённое в мерной иконе, возвращает нас к духовным истокам. Икона сама по себе – не самодостаточное явление, а образ, подобие и напоминание о высшей и не вполне постижимой для нас реальности, не забывать и стремиться к которой – задача каждого человека, живущего на земле.
В XVв. в Троице-Сергиевой лавре работал знаменитый резчик и ювелир Амвросий. Его резьба по дереву: резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными очень тщательно из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита. Он ваял из дерева и кости и был организатором школы резчиков. К XIX-му веку в России работало значительное число иконных резчиков. В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского искусства - царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями. В XVI в. резьба по дереву ее характер немного меняется. Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный. Неиссякаемую фантазию и мастерство проявляли народные резчики в деревянном убранстве многочисленных соборов и церквей России. Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. для царя Алексея Михайловича дворец, который очевидцы называли восьмым чудом света. Этот дворец, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.
Художественная резьба по дереву в период строительства Петербурга и его окрестностей, когда мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с помощниками. Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Мартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I. Работы русских резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны и по сей день. На протяжении столетий из поколения в поколение передавалось мастерство художественной резьбы по дереву. Передавая художественные навыки резьбы по дереву, русские умельцы на протяжении веков хранили национальные традиции самобытной деревянной пластики.
Древняя церковная резьба по дереву восхищает и по сей день. Резные деревянные Царские врата церкви Вознесения города Ростова Ярославского, носящей также местное название церкви Исидора Блаженного,—выдающееся произведение русской пластики XVI века. Оригинальная форма врат и тонкое мастерство резчиков, создавших их, дают основание считать врата одним из важнейших памятников мирового искусства. В специальной литературе им всегда уделялось большое внимание, однако только после их реставрации, произведенной в 1962—1964 годах реставраторами Государственной центральной реставрационной мастерской имени академика И. Э. Грабаря, удалось увидеть подлинный характер необычайно тонкой работы. Открылась резьба по дереву, которая до этого находилась под слоями левкаса и неоднократной грубой позолоты. Из умелых рук ростовских резчиков, появилась тонкая, удивительно изящная резьба по дереву.
Время не пощадило древнюю резьбу, однако резьба по дереву, даже плохо сохранившаяся, позволяет увидеть то, что заложено в них создателем. Скульптурная резьба по дереву до недавнего времени была почти не известна. И если живопись Древней Руси стала достоянием науки уже в начале XX века, то скульптура - только в настоящее время. Исследователями было открыто большое количество не известных до того произведений скульптуры и декоративной резьбы, и эти открытия обогатили историю русского искусства интересными образцами народного творчества. Была обнаружена в разных местах России древняя деревянная скульптура и декоративная резьба по дереву. Собственное тепло и хрупкость дерева сродни теплу и хрупкости человеческого тела. Они вызывают чувство необыкновенной, ни с чем не сравнимой, душевной близости и покоя. Работа же иконного резчика требует строгой дисциплины, чувства материала, безупречности в работе. Допустить ошибку тут невозможно - один неверный рез губит всю предыдущую работу. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.
Чтобы работа шла плавно и резьба бала тонкой и точной, автор использует липу, древесина которой - одна из самых мягких. Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. И быть может, деревенскими мастерами, занятием которых была резьба по дереву и придумана бытовавшая когда-то загадка: "В избу — вороном, из избы — белым лебедем". Разгадать ее было не так уж сложно. Конечно же, это лутошка - липовое поленце - резьба по дереву искусного резчика.
Рассматривая точеные или резные изделия из липы, мы почти не замечаем ее текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишенной слоистости. Такое представление складывается потому, что каким бы острым ни был резец, он все же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой — на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определенного текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому резьба по липе была особенно распространена: мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки. Резчики изготавливали из липы богатую резную мебель. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. В некоторых областях крестьяне считают, что в бане, срубленной из липовых кряжей, всегда держится легкий медовый дух, ведь влажная древесина пахнет еще сильнее.
Липа не только хорошо режется, но и отлично гнется и полируется. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек. Великоустюжские мастера резали тончайшие берестяные узоры на липовой подрезной доске. А богородский резчик делал черновую обработку липовой заготовки топором на липовом чурбане. И это не случайно - ведь на мягкой и вязкой древесине липы инструменты меньше тупятся.
Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и делали маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.
Мастера художественных промыслов вырезают из липы деревянные части специальных ручных инструментов. Граверы селения Кубачи делают из липы ручки штихелей, а богородские резчики по дереву рукоятки ножей и стамесок. Такое предпочтение, оказываемое липе, мастера объясняют тем, что ее мягкая древесина меньше набивает руку, чем древесина деревьев твердых пород. Многие стараются употреблять для этих целей древесину старой липы, так как у нее более пористая и рыхлая древесина. С липой приятно работать, а состояние резчика влияет на весь ход резьбы, потому и изделие из неё получается привлекательное.
Говоря о деревянной пластике Древней Руси, нужно отметить, чти многочисленные архивные документы, а также записи иностранцев, посещавших Россию, свидетельствуют о том, что резьба по дереву, деревянная скульптура имели место в быту русских людей и ценились ими.