Исправление ансамблевых неточностей
· Несовпадение вступлений исправляются вырезанием небольших фрагментов. Типичные ошибки:
§ Отсутствие начала атаки у инструментов с мягкой атакой (особенно у смычковых струнных). Тихие призвуки перед основной фазой звука часто не видны в треке, а только слышны. Следует оставить атаку инструмента вступившего первым и вырезать участок до вступления остальных инструментов. Как правило, призвуки перед вступлением остальных инструментов маскируются первым.
§ Провал в звучании вступившего раньше других инструмента с резкой атакой (рояль, ударные, арфа, гитара), при удалении фрагмента между его атакой и вступлением остальных инструментов. Можно попытаться понизить громкость этого инструмента, но, как правило, не удается скорректировать динамику (следует отмечать эти аккорды при записи и перезаписывать эпизоды).
§ Расхождение в темпе на протяжении большого фрагмента можно только перезаписать.
Шумы
· Технологические свидетельствуют о неграмотной организации процесса записи. Редактирование:
§ Наводки – в основном задача реставрации и мастеринга, а не монтажа. Исправляется режекторными фильтрами с набором частот кратных частоте сети (обычно 50Гц, 100Гц, 150Гц и т.д. до нескольких октав)
§ Щелчки и потрескивания исправляются интерполяцией (только на коротких фрагментах длинной в десятки миллисекунд) и ручной прорисовкой. Может присутствовать параметр smoothing (сглаживание), который позволяет просто дотронуться до щелчка. Автоматическое устранение только при очень большом количестве щелчков (даже долгий подбор параметров может не позволить сохранить исходное звучание инструментов).
· Исполнительские:
§ Дыхание, шорох одежды, шумы инструментов (педали рояля и арфы, шпиль виолончели, клапана духовых, призвуки пальцев на струнах) являются частью звукового образа и редактируются, только если они мешают восприятию музыки.
§ Пощелкивания («слюни») в вокале, скрипы половиц и стульев являются браком записи.
Основное решение – выбор фрагмента с минимумом шумов (отмечать шумы при записи и переписывать фрагменты). При редактировании (в силу акустической природы, призвук остается в реверберации) удаляется только атака призвука, что отодвигает его на дальний звуковой план. Интерполяция может, как устранять, так и делать заметнее. Возможна частотная коррекция и полное удаление фрагментов, не разрушающих ритм.
Паузы
Сохранение живого дыхания (НЧ гул), а не замена цифровой тишиной. При записи должно быть много материала для вставки пауз и сохранение тишины в конце. Дефекты:
· Пауза тикает (выбирать достаточно длинный фрагмент тишины, а не повторять короткий).
· Отсутствие отзвука (повторение с динамической прорисовкой и кроссфейдом в паузу, длина определяется прослушиванием хотя бы последней минуты записи).
Хоры a capella
Расстроенный инструмент фальшивит в общем строе, хор a capella постоянно меняет высоту строя (ползет).
· Последовательная запись по трекам (очень долго).
· Параллельная без общей пары (трудно избежать близкого звучания).
· Запись небольшими фрагментами с контролем высоты строя.
· Небольшие отклонения (чтобы не стали звучать «игрушечные голоса») при общем чистом звучании – Pitch Shift (плавный, или разбивая на короткие фрагменты).
Монтаж трансляций концертов
· Без записанных репетиций (для монтажа могут быть использованы только репризы).
· Концерты с репетициями (позволяют отрепетировать установку и перестановку микрофонов и/или получить материал для монтажа). Иногда исполнители сами просят записать репетицию и играют наиболее «опасные» фрагменты или целиком все произведение.
· Концерты с «дописками» (необходимо сохранить положение микрофонов и инструментов) более осмысленны, но требуют обязательного внимательного отслушивания во время концерта.
Сложность в сравнении со студийной записи (кроме более низкого качества материала) в необходимости сохранения дыхания зала при изменении акустики (на репетиции нет публики).
Монтаж аплодисментов
Удаление отдельных хлопков вначале, поднятие уровня, наложение друг на друга (если отсутствует или совпадает ритмическая пульсация), копирование более активных.
Правила «хорошего тона»:
· Промежуточные аплодисменты следует максимально сокращать, так как слушатель не видит происходящего. Никогда не уводить в цифровой ноль, чтобы не возникло ощущение окончания концерта (соединять «живой» паузой).
· В финальных – монтировать так, чтобы ритмичные хлопки устанавливались как можно раньше. Уход в ноль должен быть плавным («занавес закрылся»).
Монтаж многодорожечных фонограмм
Не следует сводить все варианты перед монтажом. Это не только удлиняет процесс работы, но и приводит к нестыковкам фрагментов.
· Склейка на паузе маскируется атакой или длинным кроссфейдом.
· В остальных местах для каждой партии подбирается отдельное место склейки и кроссфейд.