Критетии составления кон-

ЦЕ'РТНОЙ ПРОГРА'ММЫ,признаки, на ос-
новании к-рых определяется порядок концертных
выступлений и номеров. К ним относят:
популярность жанра (от менее популярного - к
более популярному), сложность номера (от более
сложного для восприятия до более легкого),
мастерство исполнителя (от слабого к более
профессиональному) и его популярность (от
непопулярного к популярному), количество
исполнителей (сольный номер - - групповой -
массовый), зрелишность номера (от незрелищного
- к зрелищному), разнообразие номеров (по
количеству исполнителей и жанрам). Задача со-
ставителя программы концерта сделать, так, что-
бы произведения, восприятие к-рых вызывает
наиболее бурную реакцию исполнялись ближе к
концу программы. Поэтому даже в монографиче-
ских концертах (посвященных одному автору -
композитору, писателю, поэту), стоит жертвовать
хронологией ради настроения публики. За-
вершение концерта требует наиболее эффектной и
впечатляющей точки.

КРУГ,I) вращающаяся часть планшета
сцены. Поворотный К. может быть стационарным и
съемно-накладным, т. е. накладываться поверх
планшета. Другой разновидностью К- является
барабанный К., с встроенным в него специальными
подъемно-опускными площадками плунжерами. Как
правило, вращающаяся конст-

рукция К. скрыта в трюме и имеет 2-3 этажа. 2)
Мизансцена. (Геометрия мизансцены).

КУКЛА,игрушка в виде фигурки чел-ка или
животного. Первые куклы появились в глубокой
древности для ритуальных целей. На протяжении
тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол
разыгрывались легенды о богах, демонах, обо-
ротнях, джинах, а в средние века в европейских
странах куклы показывали рай и ад. сотворение
мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли на-
родные сказки и сатирические сценки, высмеи-
вающие человеческие пороки: глупость, жад-
ность, трусость, жестокость. В старой России
пользовался популярностью длинноносый крик-
ливый Петрушка.

Виды кукол: перчаточные, к-рые надеваются
на руку (голова - на указательный, одна ручка - на
средний, а другая - на большой палец);
«на палочках», или «на потыках», у к-рых ручки и
ножки не управляются, а вертятся в разные
стороны; передвигающиеся куклы, используемые
в вертепах; тростевые, к-рые управляются
скрытыми в одежде куклы тростями, палочками
или проволоками, прикрепленными к кукольным
ладошкам, запястьям или локтям; марионетки,
управляемая специальным устройством (т. н.
вагой), состоящего из рычагов и планок, от к-рых
отходят нитки, прикрепляемые к различным
частям «тела» куклы;

куклы плоские, сложно и ажурно вырезанные из
картона или кожи и красиво раскрашенные,
плотно прижимаемые к полотну, создавая театр
теней; паркетные, изготовляющиеся в рост чел-
ка и управляемые двумя актерами, один из к-рых
надевает ноги куклы на свои, как тапочки, а руки
- как перчатки, а второй актер управляет головой
и «телом» в области талии;

гигантские (их могут надевать один или
несколько актеров, как костюм, или укреплять на
переносных или движущихся площадках или
платформах).

К. помогают в метафорической, иносказа-
тельной форме передавать мысли н чувства лю-
дей. Многообразны пути использования К.: как
реквизит и бутафорию в спектакле или танце-
вальных номерах, сюжеты с использованием К.
(напр., манекены, сказка А. Толстого «Буратино»
и т. п.), кукольная мультипликация, стационар-
ный театр кукол, кукла-партнер актера-
чревовещателя, К., участвующие в праздничных
шествиях и карнавалах (гигантские куклы) и т. д.

КУКОЛ ТЕАТР,Театр кукол.
КУЛИ'СЫ(фр- coulisse), театральные пло-
ские (мягкие, натянутые на рамы) части декора-
ции, располагаемые по бокам сцены. Рядом К.
скрывают от зрителей карманы сцены и ее
боковые части во всю глубину. С падугами обра-
зуют т. н. одежду сцены. Различают:
портальные К., установленные непосредственно
за порталом сиены, они оформляют зеркало сцены
и является частью интерьера зрительного зала и
должны согласовываться по цве-






ту и фактуре с его архитектурой, а также с пор-
тальной падугой, с антрактным раздвижным и
подъемно-опускным занавесами, К.

неплановые, располагающиеся по первому плану,
второму (сценическому), третьему плану сцены и
т. л (Техника сцены).

Замыкаются кулисы цельным полотнищем -
задником или раздержкой (разделенной на две
половины, к-рые могут, как занавес, расходиться
в разные стороны).

КУЛЬМИНА'ЦИЯ(< лат. culmen, род. п.
culnunis- вершина). 1) точка высшего напряже-
ния, подъема, развития чего-л.. 2) Структурный
эл-т сюжета художественного произведения,
момент наивысшего напряжения и развития
сквозного действия спектакля, театрализованно-
го представления, праздника, максимально обо-
стряющий художественный конфликт. К. - эл-т
композиции, где происходит переход от начала,
(от завязки) к концу (к развязке). Это момент
высшего внутр. сопряжения жизненного и ху-
дожественного действия участников театрализо-
ванного представления, праздника.

КУЛЬТУРА(лат. cultura - возделывание,
воспитание, образование, развитие, почитание),
1) совокупность материальных и духовных цен-
ностей, созданных человеческим обществом и
характеризующих определенный уровень разви-
тия общества, различают материальную и духов-
ную К.; в более узком смысле слова термин К.
относится к сфере духовной жизни людей. 2)
Уровень, степень развития, достигнутая в какой-
л. отрасли знания, деятельности (К. труда. Сце-
ническая К., К. празднования и т, д.).

КУЛЬТУРА СЦЕНИЧЕСКАЯ,Сценическая
культура.

КУПЛЕТ(фр. couplet), 1) строфа в песне или
стихотворении напевного характера. 2) Куплеты -
песенки веселого, шуточного или сатирического
характера, исполняемые на эстраде, в водевиле,
оперетте. К. С. Станиславский отмечал ха-
рактерные качества непритязательного, но дос-
тупного по форме. К.: органическое сочетание
музыки и слова, разнообразие интонаций, гиб-
кость речи. Для исполнения куплетов артисту не
обязательно иметь вокальный голос, но музы-
кальность, чувство ритма и размера, развитый
слух, гибкость голоса обязательны. Важное зна-
чение имеет рефрен (припев) К. Драматургиче-
ская функция заключена в репризном повороте.
Несмотря на внешнюю одинаковость рефрена, в
каждом четверостишии он играет особую роль,
рождает различные ассоциации и выражает в
связи с этим различный сатирический смысл.
Свойства эстрадного К. - злободневность, поэто-
му постоянное обновление куплетов становится
проблемой жанра. К. может быть нацелен на не-
достатки людей, быта, работы, приобретать фор-
му памфлета.

Л

ЛА'ЗЕР(аббревиатура слов англ, фразы: Light
Amplification by Stimulated Emission of Radiation,
что означает "усиление света при помощи выну-
жденного излучения"), оптический квантовый
генератор для получения чрезвычайно интенсив-
ного и узконаправленного монохроматического
светового излучения. Известны наиболее простые
лазерные проекционные световые эффекты такие,
как «Интерференционная картина», «Фигуры
Лиссажу», пространственные световые эффекты
типа «Плоскость», «Коническая поверхность»,
«Цветок», «Космическое пространство» и т. п.
Такие свойства лазерного излучения, как яркость,
контрастность, монохромность, широкий диапазон
спектральной перестройки, управления излучением
в пространстве и времени позволяют создавать
световые образы, совпадающие с реальными
объектами по большинству оптических признаков.
Реалистические лазерные образы по насыщенности
цвета, по яркости, динамичности и глубине
проработки фактуры изображения значительно
превосходят световые образы, создаваемые
обычной проекционной или осветительной
техникой. Л. используется в театрализованных
представлениях в закрытых помещениях и на
открытом воздухе, в дискотеках. (Голография,
Сценические эффекты).

ЛАКОНИЗМ(< rp. lakonismo's), 1) краткость и
четкость в выражении мысли. По преданиям, этим
качеством обладали жители древней Лаконики -
спартанцы. 2) Краткость, четкость,

концентрированность, завершенность содержания,
лаконичные актерские средства (минимально
используемые, отобранные и отточенные, до-
веденные до символа) воплощения и оформления.
3) Понятие, характеризующее способ максимально
обобщенною и предельно краткого » выражения
творческого замысла художника. Как средство
художественной выразительности Л. означает
отсутствие в произведении иск-ва всякого рода
излишеств, чувство .меры, содержательность.
Выразительность достигается здесь благодаря
использованию возможно меньшего числа знаков,
что освобождает воспринимающий субъект от
дополнительных представлений и ассоциации, к-
рые могли бы возникнуть в процессе созерцания
эстетического объекта, и позволяет

непосредственно и точно схватить основную идею
художника.

Л. в сценическом иск-ве тесно связан с про-
блемой условности. Лаконичны и авторское про-
изведение, и актерские средства его воплощения, и
компоненты внеш. оформления (в виде отдельных
броских детален, реквизит только самый
необходимый, к-рый от бытового назначения
возвышается до художественного обобщения, если
свет, то локальный), и условия демонстрации-1
Особое значение Л. приобретает в массовом
действии, в концертном номере.



ЛАТЕРНА МАГИКА,Проекция ' Латер-
на-магика.

ЛЕ'ВО-ПРА'ВО,половины, на к-рые услов-
но делится сценическое пространство по верти-
кали основной мизансценической осью (Компо-
зиция, сценического пространства). Т. к. в силу
условного рефлекса глаз чел-ка оглядывает сцену
слева направо, эти половины теряют свою
равноценность, и делится сценическое простран-
ство пополам условно. Т.о., на языке простейшей
мизансцены композиция в левой части сце-
нической площадки означает предварительность,
монументальность, убежденность, взгляд как бы
"гонит" ее в пустое пространство правой части
сцены. Композиция справа тяготеет к окон-
чательности, затрудненности, размышлению.

ЛЕГ'КОСТЬ,отличительная черта иск-ва
эстрады, заключающаяся в том, что эстрадные
номера воспринимаются зрителем свободно, без
напряжения, шутя, как бы играючи. С. С.
Клитиным обобщены и предложены следующие
пути упрощения структуры произведения,
облегчения его содержания и формы: t)
значительная крупная тема освобождается от
сложного переплетения с др. темами; 2) отбор
таких проблем, к-рые не претендуют на крупный
масштаб и глубинность, а являются частными,
локальными, могущими представлять интерес
для людей в момент развлекательного досуга; 3)
точное ограничение жанровой палитры; 4) уп-
рощение формы за счет открытого, взаимного и
доверительного общения исполнителя с публи-
кой, не требующего дополнительных компонен-
тов, или же, наоборот, за счет броскости, не-
обычности решений, к-рые приковывают внима-
ние зрителей. Отсюда - необходимость ориги-
нальных жанровых поисков, особые приемы ре-
жиссуры в построении начала, кульминации, фи-
нала выступления, оригинальность в решении
эстрадных костюмов и т. п.

ЛЕЙТМОТИ'В(нем. Leitmotiv, букв, веду-
щий мотив), 1) основной мотив, муз. оборот, по-
вторяющийся в муз. произведении в качестве
характеристики или условного обозначения пер-
сонажа, предмета, явления, идеи, -эмоции; ос-
новная тема. Используется с 19 в. в опере, бале-
те и программной инструментальной музыке. 2)
(Перен.) основная тема художественного произ-
ведения (Л. романа, Л. спектакля, Л. театрали-
зованного представления). 3) Один из основных
монтажных приемов и одновременно одна из
особенностей драматургии театрализованных
представлений (тематических концертов, лите-
ратурно-муз. композиций, агитационно-

художественных представлении). Благодаря Л.
построение сценария театрализованного пред-
ставления сравнивают с сюитным построением.
Муз. Л., хорошо согласованный с развитием
сюжета, может варьироваться и транспониро-
ваться по ходу представления, звучать то в ма-
жоре, то в миноре, то в оркестровом, то в во

кальном исполнении, отчего воздействие его
возрастает.

ЛЕ'НТА ОБРАЗОВ,как в кинофильме, по-
следовательное развитие образных впечатлений,
внутр. картин, возникающих у исполнителя и
вызванных в воображении зрителей и участни-
ков театрализованного действа под влиянием
выразительных средств, в .к-ром выражается
идейный и нравственный смысл, духовная энер-
гия массового действа,. Синоним: кинолента
ви'дений. Л. о. сопровождает не только жизнь
сценического персонажа. Для режиссера массо-
вых представлений Л. о. помогает выстраивать
логику развития действия, предвидеть возмож-
ные препятствия и создавать варианты выхода из
трудных ситуаций в процессе воплощения пред-
ставления.

ЛИБРЕТТО(иг. libretto, букв. - книжечка), 1)
литературный текст оперы, оперетты, реже
оратории. Часть пишется стихами. 2) Литера-
турный сценарий балета, пантомимы. 3) Изло-
жение содержания балета, оперы, драмы в теат-
ральной программе или в отдельной книжечке
(отсюда название). 4) Сюжетный план или схема
сценария кинофильма. 5) План-сценарий театра-
лизованного представления.

ЛИРИКА(< гр. lirikos - произносимый под
звуки лиры), род литературный (наряд)' с эпосом
и драмой), предмет отображения к-рого - содер-
жание внутренней жизни, собственного "я" поэта,
а речевая форма - внутр. монолог, преиму-
щественно в стихах Охватывает множество сти-
хотворных жанров (напр., элегия, романс, газель,
сонет, песня, стихотворение). Любое явление в и
событие жизни в Л. (в отличие от эпоса)
воспроизводятся бессюжетно, в отличие от дра-
мы в форме субъективного переживания. Осо-
бенность лирического произведения в том, что
оно содержит и передает субъекту восприятия
информацию не столько о событии, сколько о
личности говорящего -"носителе авторской речи,
а через нее нередко и собственное "я" поэта. 2)
Совокупность произведений этого вида поэзии (Л
Пушкина).

ЛИРИЧЕСКИЙ,1) являющийся лирикой,
свойственный лирике (Л. поэзия, Л. проза) 2)
Такой, при к-ром чувства, душевные пережива-
ния господствуют над рассудочным началом,
чувствительный (Л. настроение. Л герой, Л. эпи-
зод представления). 3) О голосе певца; мягкий,
нежный по тембру (Л. сопрано).

ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ,

Художественная литература.

ЛИТЕРАТУ'РНО-МУЗЫКА'ЛЬНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ,драматургическое произведе-
ние эстрадного иск-ва (эстрадное представление),
создаваемое на основе сочетания и синтеза
поэтического слова, музыки, танца, пластики.

В современной Л.-м. к. широко используются
все средства выразительности видов иск-в. Глав-
нейшие отличительные, именно видовые осо-
бенности отражены в самом названии. Литера-




турная - это значит, что в основе сценария лежит
художественная, а также публицистическая и
научная литература. Может быть использован
местный документальный материал, но при этом
непременно доминирует материал литературный
и муз. Музыкальной называют композицию по-
тому, что музыка наравне с литературным мате-
риалом (иногда в большей, иногда в меньшей
степени) оказывается частью действенной струк-
туры каждого звена, каждого цикла представле-
ния, а следовательно, и драматическим эл-том
последнего. В Л.-м. к. композиционное построе-
ние смыкается с творческим монтажом. В.
Яхонтов подчеркивал, что иск-во композиции
подразумевает метод мышления, что композиция

- это тяготение эл-тов друг к другу по содержа-
нию, а не по фактуре и форме.

Л.-м. к. могут быть двух типов: монокомпо-
зиции, создаваемые по произведениям одного
автора (писателя или композитора) и тематиче-
ские композиции, в к-рых единая тема рассмат-
ривается путем использования в них муз. и лите-
ратурных произведений нескольких авторов.

ЛИ'ЧНЫЙ МИР,Мир личный,

ЛОГИКА ДЕЙСТВИЯ(rp. logike), 1) вос-
создание действия на сцене в совокупности при-
чинно-следственных связей его возникновения,
развития и завершения. Л. д. и последователь-
ность помогают добиться правды производимых
действий, вызывают логику и последователь-
ность чувств и веры в них. Большое значение для
успешности этого превращения имеет после-
довательность действий, соответствующая жиз-
ненной Л. д. В жизни последовательность со-
вершаемых действий привычна, обязательна и
незаметна, на сцене же ее часто нарушают. 2)
Последовательное и целесообразное развитие
действий и поступков персонажа в предлагаемых
обстоятельствах.

ЛО'ЖА(фр. loge), 1) группа мест в зритель-
ном .зале (вокруг партера и на ярусах), отделен-
ная перегородками или барьерами; 2) обособлен-
ное помещение в виде балкона для осветительной
аппаратуры, направленной на сцену.

ЛУЧЕВОСПРИЯТИЕ,прием образного
смысла и личного эмоционального содержания
творчества актера через духовную энергию его
сценической игры.

ЛУЧЕИСПУСКА'НИЕ,передача образного
смысла и личностного эмоционального содержа-
ния творчества актера через духовную энергию
его сценической игры.

ЛЮМИНИСЦЕНЦИЯлат. lumen (tuminis)

- свет + escent - суффикс, означающий слабое
действие], 1) свечение веществ (люминофоров),
возбуждаемое каким-л. источником энергии -
внешним излучением (радиоЛ.), электрическим
разрядом (электроЛ.). химическими процессами
(хемиЛ.) и т. п. и не обусловленные нагреванием
веществ (но этой причине Л. иногда называют
холодным свечением. Одним-из видов Л. является
флюорисценция (флуорисценция) - от назва-

ния минерала флюорит} - явление свечения неко-
торых веществ после освещения их светом. При
этом обычно тела выпускают лучи другого цвета,
преимущественно с большей длиной волны, чем
те, которыми свечение вызывается. Флюорис-
ценция происходит в течение очень короткого
времени после освещения (порядка 10-8 секун-
ды). Другим видом Л. является фосфоресценция
(rp. phos - свет + phoros - несущий) - явление
свечения некоторых веществ, вызванное предва-
рительным освещением их и сохраняющие после
его прекращения от нескольких микросекунд до
нескольких суток. Способностью к такому све-
чению обладают, напр., сернистые соединения
кальция, бария и стронция. 2) Световой эффект,
основанный на свечении люминисцентных мате-
риалов под воздействием невидимого ультра-
фиолетового излучения. Применяется свечение
кукол, предметов, фигур на черном фоне (вклю-
чая по возможности и пол). При этом образуется
пространство с большой глубиной, в к-ром на
черном фоне перемещаются предметы. Движения
исполнителей, предметов, их ритм подчиняются
режиссерскому замыслу.

Люминисцентный театр имеет возможность
вызвать у зрителя разные чувства и настроения.
Он требует соответствующих художественных,
драматических, муз. произведений и пантомимы.
Можно использовать также эл-ты кукольного и
теневого театра.

Особое применение находят светящиеся
краски в спектаклях со сказочными и фантасти-
ческими сюжетами, в некоторых балетных спек-
таклях, в эстрадных выступлениях, когда, напр.,
исполнителя танца зритель не видит (выступле-
ние происходит в темноте), а видит только яркие,
светящиеся, движущиеся, "танцующие" детали
костюма.

Первые достижения Л. были продемонстри-
рованы на сценографической выставке в праж-
ском дворце "Дунай" в конце 1959 г. (Сцениче-
ские эффекты).

\\

МАГИЧЕСКОЕ "Е'СЛИ БЫ" ,"Если бы",

МАНЕ'Ж(фр. manege), 1) специально обору-
дованная площадка, поле (открытый М.) или
специальное здание (закрытый М.) для трени-
ровки лошадей, обучения верховой езде, прове-
дения конно-спортивных соревнований. 2) Спорт
М. - помещение для занятий по легкой атлетике,
гимнастике, спортивных игр и др., имеющее
беговую дорожку, секторы для прыжков, игровые
площадки и др., а также вспомогательные
помещения и трибуны для зрителей. 3) В цирке -
площадка, на к-рой даются представления, арена.

МАНЕРЫ(фр. inaniere - прием, способ), I)
приемы, способы что-л. делать, привычки. 2)
Внешние формы поведения, образ действия. 3)



Отличительные черты творчества какого-л. ху-
дожника, писателя, его стиль. 4) Характер ис-
полнения какого-л. художественного произведе-
ния отдельным автором, его индивидуальный
стиль, проявляющийся в выборе художественных
средств и их интерпретации. Вытесняется
понятием стиля, применяясь лишь для обозначена
проявлений индивидуального начала в ху-
дожественном творчестве (аналогично понятию
"почерк").

МАНИФЕС'ТА'ЦИЯ,I) публичное массовое
выступление в поддержку каких-л. требований,
дня выражения солидарности или протеста. 2)
Форма политической самодеятельности масс.
шествие людей с политическими требованиями,
заканчивающееся митингом. Может носить теат-
рализованную форму.

МАРШ(фр. marche), 1) муз. жанр, отличаю-
щийся строго размеренным темпом, четким
ритмом, бодрым, мужественным, героическим
характером, предназначенный для сопровожде-
ния синхронного коллективного шествия. Так-
товый размер - 2/4 или 4/4. Используется в опере
я балете, а также как самостоятельная пьеса. Во-
енные М- создаются для военного (духового)
оркестра (походный М, строевой М.). Особая
разновидность - похоронный М. 2) Способ строго
размеренной ходьбы в строю (церемониальный
М.). 3) Походное движение войск (трехдневный
М., М.-парад).

МА'СКА(фр. masque - личина). 1) накладка с
вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с
изображением человеческого лица, головы жи-
вотного или мифического существа. Маски былт"
принадлежностью обрядов, связанных с трудо-
выми процессами, культом животных, ритуалом
погребения, из к-рых сначала возникли культо-
вые представления, затем - традиционные народ-
ные зрелища. М. театральная употреблялись в
античном театре, скоморохами, в ит. комедии
делъ арте, традиционном театре Японии, Южной
и Юго-Восточной Азии и др М., может созда-
ваться маскообразным гримом, закрывать все
лицо или только часть лица, она мс-жст держать-
ся в руках или надеваться на пальцы. Известны
маски парные и коллективные (за маской скры-
вается несколько человек), В европейском театре
постепенный отказ от М. происходит параллель-
но с развитием и утверждением амплуа. М. - не-
отъемлемая часть карнавалов и маскарадов.
(Маска-образ).

МА'СКА-О'БРАЗ, персонаж. созданный
актером и отличающийся постоянством харак-
терных черт. Причем из многих черт характера
данного персонажа отбирается одна-две, лучше
Других определяющих сущность этого образа.
(Напр., Чарли Чаплин, Тарапунька и Штепсель,
Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична). В
отличие от амплуа, этот прием, активно исполь-
зуемый эстрадой и цирком, характеризует при-
роду перевоплощения артиста в роль.

МАСКАРА'Д(фр. inascarade; ит. nascharata),
составная часть карнавала, когда участники яв-
ляются в масках, в характерных и фантастических
костюмах. М., организуемый не на улице, а в
помещении, превращается в бал-М. и в отрыве 6т
карнавала приобретает самостоятельное значение.

МА'ССА(< лат. massa - ком, кусок), I) мно-
жество, огромное количество чего-, кого-н.; 2)
Широкие круги населения, народ. 3) Толпа.
(Массовая сцена, Массовое театрализованное
действо.)

МА'ССОВАЯ СЦЕ'НА,пластический образ
массы людей определенной эпохи, объединенной
единой целью, общим сценическим событием,
живущей в едином темпо-ритме. М. с. театрали-
зованного зрелища не присуща психологическая
разработка линии ее поведения. Поэтому вос-
принимается она зрителем как некий организо-
ванный своеобразный пластический этюд, где все
перестроения должны быть не случайными, а
осмысленно организованными- (Мизансцена

толпы.)

Наши рекомендации