Литературные направления в начале XIX в
Девятнадцатый век – особое звено историко-культурного процесса, когда нация в процессе своего самосознания создала высшие творения человеческого духа, не утратившие своего обаяния до сих пор и остающиеся загадкой для последующих веков.
Курс русской литературы XIX века – один из самых значительных и сложных в вузовской системе обучения как по объему охваченного материала (это вековой путь развития русской литературы «золотого века»), так и по характеру произведений (русская классика представляет собой вершинные достижения художественности). Кроме того, этот курс важен и в плане профессионализации: он почти в полном объеме включается в школьные программы по литературе).
Изучение этого курса совпадает с периодом психологического и эстетического «взросления» студентов, их интеллектуальной, нравственной и профессиональной готовности к работе в школе: материал именно этого курса в максимальной степени способствует формированию филологического мышления и эстетического вкуса.
Периодизация курса строится по эстетическому принципу, с учетом закономерностей историко-культурного процесса в целом; периоды развития литературы представлены в их специфике и в то же время как фрагменты общекультурного процесса. В изучении дисциплины доминирует интеграция литературоведения и культурологии, литература рассматривается как часть культуры и как вторая реальность, обладающая определенной структурой и подчиняющаяся определенным закономерностям, как модель мира и в то же время как текст.
В изучении курса принципы академического литературоведения сочетаются с подходами исторической и теоретической поэтик; литературный процесс предстает как живое, диалектическое единство и в то же время как целостная структура, в смене жанровых форм, художественных методов, стилей и т.д. Структура историко-культурного процесса осмысляется в ее сложности и неоднозначности, с учетом теоретических наработок ученых рубежа XX – XIX вв. Культура осмыслена как целостная структура, в единстве высоких образцов и массовой литературы, беллетристики, писатели-классики изучаются параллельно с писателями «второго плана», литературные репутации – в историко-культурной перспективе, в их формировании и смене и т.д. Так формируется представление о целостной картине историко-культурного процесса.
Вопреки различным концепциям о «смерти автора», в изучении русской классики предлагается опираться на такую важнейшую литературоведческую категорию, как Автор (творец-художник-демиург художественного мира, как личность и творческая индивидуальность и т.д.).
Творчество русских классиков предлагается рассматривать, с одной стороны, в историко-культурной перспективе с учетом многообразия контекстов (биографического, идеологического, философского, историко-культурного, эстетического и т.д.), в аспекте историко-функционального подхода (в осмыслении произведений читательской аудиторией, критикой и литературоведением).
«Переживание» классики как современности получает смысл при обозначении смежных связей с другими видами искусств, в частности, с театром и кино: рецензирование спектаклей и экранизаций классики формирует «личностный» аспект знаний, обозначается специфика гуманитарного знания (не столько познание, сколько «понимание»).
«Традиционное» в подходах (типология, компаративизм, генезис) «уживается» с «современным» (структурно-семиотическим, мифологическим, историко-культурным и др.). Уделяется внимание духовному контексту русской литературы и ее бытию в духовном пространстве русской культуры.
Обзоры, основанные на рассмотрение неких целостных единств, присущих эпохе (напр., «Поэты пушкинской поры»), нацелены на выявление диалектики общего и индивидуального, «своего» и «чужого». Материал, осмысленный в типологическом ключе, формирует логическое мышление студента, приучая к систематизации.
В основе концепции курса – многообразие и динамика и жанровых форм. Поэтому отбор материала подчинен задаче охвата самых разнообразных жанров: лирических (элегия, послание, отрывок, пограничных – баллада); эпических (рассказ, новелла, повесть, роман); драматических (комедия, драма, трагедия), изучение которых опирается на последние достижения отечественного и зарубежного литературоведения.
Осмысляя художественное произведение как целостность в соответствии с представлениями о классических образцах, предложено обращать внимание на содержательную форму, реализующую авторскую концепцию. В каждой теме обозначается круг теоретических понятий, формирующих художественный мир и поэтик писателя. В качестве основных параметров художественной картины мира выделены хронотоп, вещный мир, система оппозиций и т.д. Помимо форм выражения авторского сознания, специфики жанровых моделей и трансформации жанровых форм при единстве жанровой доминанты, особое внимание уделяется Слову (авторская концепция Слова, его место в духовной культуре и его функции, в частности, специфика порождения текста – «прорастание» или «явление» мира в слове), и также последующим рефлексиям о Слове в критике и литературоведении. Студенту предлагается учитывать многообразие контекстов (от биографического и идеологического до историко-литературного, историко-культурного, духовно-религиозного и т.д.), что реализует установку филологической науки на точность прочтения. Органичен в изучении классики мифопоэтический подход, учитывающий «память культуры», реализующуюся в художественных произведениях на уровне подтекста, архетипов и т.д. В изучении художественных произведений приобретают важность теория нарратологии, мотивный и интертекстуальный анализ.
В предлагаемых планах практических занятий – алгоритм освоения научной литературы и самих произведений.
План нацеливает на систематизацию материала научных источников, освоение научных концепций, умение изложить их суть и оперировать этим материалом в дальнейшей работе.
Списки обязательной и дополнительной литературы по теме включают работы по теории, погружая студентов в современное состояние теоретической проблемы. Кроме того, эти списки содержат справочные издания разного плана, которые можно использовать как вспомогательный материал при интерпретации текста с учетом различных частных методик. Монографии, а также публикации в периодических изданиях (преимущественно академического плана), отражающие достижения научной мысли на определенных этапах развития науки и ее современное состояние, формируют научное мышление, воспринимающее литературные факты в историко-литературной историко-культурной перспективе, в динамике. Предложенные списки литературы включают исследования разных лет, в том числе и середины XX в.: отказ «старой» литературы (хотя она иногда страдает социологизацией и идеологизацией; как, напр., отказаться от работ Г.А. Гуковского о русской поэзии начала века?) может разрушить представление о смене научных парадигм, о движении научной мысли, развивающейся в диалоге школ, направлений и т.д. Кроме того, полнота предлагаемых списков предполагает формирование культуры научного труда, дает опыт составления библиографических списков, описания произведений печати, подготовку к составлению историографических обзоров.
Сознательно исключены издания сугубо методического плана, адресованные учителям школ и преподавателям вузов.
Планы предлагают алгоритм работы с художественными текстами, приобщая к искусству «медленного чтения».
Планы вызывных консультаций и коллоквиумов нацелены на формирование навыков самостоятельного освоения «большой темы» (систематизация источников, выстраивание логики материала, включение контекстов разного плана, подготовка монологического ответа и т.д.), помогает студентам в диалоге с сокурсниками и с помощью преподавателя разобраться в наиболее трудных вопросах темы, расставить акценты, выяснить запутанные и спорные в критике и литературоведческой науке проблемы, а также обозначить некоторые закономерности эволюции писателя и развития литературы в целом.
Вопросы для самоподготовки дают возможность студенту сориентироваться в объеме и материале изучаемого курса. Часть вопросов, связанная непосредственно с анализом произведения, предполагает рассмотрение текста с учетом мотива, элемента поэтического языка и т.д.
Приложения содержат методические указания к выполнению контрольных точек, терминологический минимум, примерные тестовые задания.
ПРОГРАММА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Феномен «русская классическая литература». Мировое значение русской литературы. Культурологические аспекты изучения русской литературы XIX в. (Россия и Запад, культура и религия, культура и текст, диалог культур и др.).
·
· РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА
·
Историко-культурный процесс начала XIX в.: его структура. Основные тенденции культуры. Смена писательского типа в XVIII-XIX вв. Имя и тип писателя. Литературные репутации в историко-культурной перспективе (условия их формирования, легенды и мифы о писателях, документы и архивы, мистификации в истории культуры, неразгаданные загадки русской культуры и т.д.). Литературные общества, кружки и салоны начала XIX в. Их роль в формировании литературных направлений. Литературные объединения, их литературно-эстетические программы. «Беседа любителей русского слова», ее эстетическая программа. Полемика о языке в русской культуре начала века и ее идеологический подтекст. Журналы.
«Арзамас» в истории русской культуры и его роль в формировании романтического направления в русской литературе. «Арзамас» как литературное общество: эстетическая программа, представители. Понятие «арзамасского наречия», его аналоги в культуре. Герметичность языка (язык «для немногих»). Пародия, травестия, мистификация, игра, буффонада как принципы, определяющие мировоззрение арзамасцев, их роль в формировании языка эпохи.
Литературные направления в начале XIX в.
Неоклассицизм. Неоклассицизм как идея «восстановления связи времен», утраченная в эпоху Петра. Неоклассицизм как «истинная античность», без французского посредничества. Европейские корни русского неоклассицизма (Винкельман, Гердер) и его эстетика. Литературные общества (салон А.Н. Оленина, Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Дружеское литературное общество) как этап формирования теории неоклассицизма. Идеи историзма и национальной самобытности культур в динамике: от деклараций изучения культуры с точки зрения выражения в ней «духа народа» к формированию теоретической идеи исторического, социального, географического детерминизма культуры, обосновывающей требование исторической, этнографической, психологической достоверности в воспроизведении культуры («археологическая античность»). Теория и практика перевода. Идея родства античной и русской культур. Интерес к древней русской культуре. Н. Гнедич и его перевод «Илиады». «Русское» в песнях А.Ф. Мерзлякова. А.Х. Востоков и проблема профессионализма русских литераторов. С. Уваров, П. Катенин и др.
Сентиментализм. Н.М. Карамзин и карамзинисты. Проблемы эстетического вкуса, восприятия произведения и литературного языка.
Реализм. И.А. Крылов. «Дедушка Крылов» как бытовая (герой анекдотов) и литературная маска: иронически-шутливая отгороженность от мира, вызов эпохе. Крылов и литературная борьба начала XIX в., его позиция. Единство художественного мира: авторское бытовое и творческое поведение – «насмешник из-за угла». Драматургия начала века (шутотрагедия «Труф», волшебно-комическая опера «Илья Муромец», комедии «Модная лавка», «Урок дочерям» и др.). Пародийное начало в шутотрагедии (гиперболизация любовной интриги, травестия как смешение стилей, физиологизм как основа комического снижения, алогизм поведения персонажей и т.д.). Балаганная феерия «Илья Муромец». Традиции лубка. Театральная машинность как принцип движения сюжета. Структурообразующая роль сказочности. Ориентация на известное как основа ассоциативности.
Комедии «Модная лавка», «Урок дочерям» и осмеяние дворянских нравов. Философское осмысление комических коллизий и метафизика характеров.
Спор о басне в эстетиках и поэтиках конца XVIII-начала XIX вв. Классицистическая, сентименталистская басня и басня в творчестве Крылова. Крылов и Лафонтен: творческое соперничество. Разрушение дидактизма и трансформация жанра. Рассказчик как ироническая авторская маска, знак эстетической дистанции между автором и миром басни. Проблема драматизации жанровой структуры, неоднозначность этой структуры. Разрушение принципа унификации языка, речевое поведение персонажей и характер. Социальный человек – объект изучения. Детальная разработка характеров, выявление их в динамике сюжета. Проблема языка басен в свете полемики о языке начала XIX в. Соотношение сюжета и морали, формализация морали как структурного элемента в составе целого. Разграничение «морали» и «житейской мудрости» – основа неоднозначной интерпретации сюжета. Двуплановость басни. Философский подтекст и конкретно-исторические реалии. Скрытый аналитизм басни и авторский этический идеал. Типология басни. Басня Крылова в историко-культурной перспективе.
Романтизм. Многозначность понятия. К истории термина. Подходы к изучению романтизма в современной отечественной науке. Методологические просчеты в науке о романтизме. Романтизм как эстетическое явление и эстетическая система. Социально-философская природа романтизма. Эстетика романтизма, его типологические принципы. Специфика русского романтизма. Течения в русском романтизме. Художественная структура романтизма. Идея жизнетворчества в романтизме (художник – действительность – произведение). Мифологизация творческой личности. Картина мира в романтизме (мир как органически живое, Космос). Концепция двоемиря. Концепция природы и принципы ее моделирования. История и принцип историзма. Модус художественности: мир как текст; произведение как «фрагмент действительности». Интертекстуальность. Романтизм как язык кодов, недомолвок, загадок. Контекст. Архетипы. Принципы моделирования персонажей. Романтизм как система оппозиций. Романтизм как явление «вторичного стиля»: слово и текст в романтизме. Романтическая ирония (философский и эстетический смысл понятия, его функции). Нерешенные проблемы романтизма в современном литературоведении.
·