Раздел III «Культура и цивилизация»
Общие данные
1. Что изучает культурология как наука?
а) художественное творчество;
б) формы организации социальных групп;
в) интеллектуальную и духовную культуры;
г) генезис, формы и типы культур, их действие в обществе;
д) нормы и правила поведения в обществе.
2. Выберите правильное высказывание:
а) Культурология – интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизнедеятельности людей.
б) Культурология – система наук о природе и обществе.
в) Культурология – область естественнонаучного знания.
г) Культурология – это социальная наука.
3. Кто из мыслителей ввёл термин «культурология»?
а) М. Харрис;
б) Л.Уайт;
в) М. Мид;
г) М. Ландманн.
4.Назовите основные задачи культурологии:
а) сравнительный анализ культур;
б) межкультурная коммуникация;
в) изучение причин общего и специального, устойчивого и изменчивого в культуре;
г) формы организации социальных групп;
д) всё перечисленное.
5. Как переводится слово «культура»?
а) община, город, государство;
б) возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание;
в) усовершенствование человеческого рода;
г) умение мыслить, рассуждать;
д) традиционное ведение хозяйства.
6. Кто из мыслителей этимологию слова «культура» возводил к латинскому глаголу «colere» (обрабатывать, возделывать землю)?
а) В. Вундт;
б) И. Гердер;
в) В. Гумбольд;
г) О. Шпенглер.
7. Какие главные подходы к определению понятия «культура» принято выделять?
а) естественно-научный, психологический, биологический;
б) исторический, политический, экономический;
в)антропологический, социологический, философский;
г) социокультурный, эстетический, антропологический;
д) экологический, экономический, социологический.
8. Кто из учёных дал первое научное определение культуры?
а) Л.Г. Морган;
б) Н.А. Бердяев;
в) Э.Б. Тайлор.
г) О. Шпенглер.
9.Какое из предлагаемых определений культуры наиболее полно раскрывает её сущность?
а) результат всей человеческой деятельности;
б) установленный или принятый порядок поведения, хорошие манеры, умение вести себя;
в) просвещённость и совершенство вкуса;
г) высокий уровень развития чего-нибудь.
10. В каком из приведённых делений культуры на подсистемы критерием является род деятельности людей?
а) мировая и национальная;
б) городская, сельская, профессиональная, молодёжная и т.д.
в) материальная и духовная;
г) экономическая, политическая, экологическая, эстетическая;
д) язык, знания и убеждения, ценности, идеология.
11. Какая из перечисленных функций культуры является основной, формирующей все остальные?
а) информативно-трансляционная;
б) ценностно-ориентирующая;
в) нормативно-регулятивная;
г) гуманистическая, человекотворческая;
д) знаковая.
12. О какой функции культуры идёт речь: «… она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное»?
а) творческая;
б) ценностная;
в) познавательная;
г) интегративная;
д) коммуникативная.
13. Что можно назвать культурными ценностями?
а) то, возвышает человека над биологическими обстоятельствами его бытия;
б) явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества;
в) нечто культовое, чему естественно поклонятся;
г) энергетика духа, способ и форма его самоорганизации;
д) дорогостоящие предметы искусства.
14. Назовите представителей Натуралистической школы:
а) Б. Малиновский, К. Леви-Строс;
б) З. Фрейд, К. Юнг;
в) К. Леви-Строс, Э. Тайлор
г) Л. Морган, Б. Малиновский.
15. Назовите представителей Символической школы:
а) Э. Кассирер, К. Леви-Строс;
б) К. Леви-Строс, Э. Тайлор,
в) Э. Тайлор, З. Фрейд;
г) Л. Морган, Б. Малиновский.
16. Кому из исследователей принадлежит следующее высказывание: «Культурология имеет собственный предмет исследования – содержание общественной жизни»?
а) К. Леви - Стросу;
б) Л. Уайту;
в) Э. Кассиреру;
г) Б. Малиновскому.
17. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры?
а) Г. Спенсер;
б) О. Шпенглер;
в) З. Фрейд;
г) Э Кассирер.
18. В рамках какой теории происхождения культуры утверждается: в глубокой древности Землю неоднократно посещали космические существа, которые превратили путём искусственной мутации живших тогда на Земле гоминидов в существ с человеческим интеллектом, человеческой психикой? С такой точки зрения все древние верования, сказания, мифы, легенды, отдельные культовые постройки являются отражением этих контактов.
а) гипотеза панспермии;
б) эволюционизм;
в) теория палеоконтактов;
г) функционализм.
19. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на отказе удовлетворения желаний бессознательного и существует за счёт сублимации энергии либидо; прогресс культуры ведёт к уменьшению человеческого счастья и усиления чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных влечений?
а) Г. Спенсер;
б) З. Фрейд;
в) О. Шпенглер;
г) Э Кассирер.
Раздел III «Культура и цивилизация».
20. Как переводится латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»?
а) техника;
б) наука;
в) город;
г) способ производства.
21.Кто из исследователей выделил триединую природу человека, как биологического, социологического и культурного существа?
а) Ч. Моррис;
б) П. Сорокин;
в) Т. Парсонс;
г) А. Тайлор.
22.Назовите известного русского социолога XIX в., занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии:
а) Н. Михайловский;
б) К. Леонтьев;
в) Н. Данилевский;
г) Н. Бердяев.
23.Какие виды искусства появились в XX веке на основе синтеза искусства и техники?
а) музыка;
б) художественная фотография;
в) кино;
г) светомузыка;
д) всё перечисленное, кроме а).
24. Как называется направление в эстетике и теории архитектуры, представители которого полагают основой современного сознания городской образ жизни, ведущий к сближению различных слоёв и народов?
а) фовизм;
б) урбанизм;
в) конструктивизм;
г) супрематизм.
25. Как называется направление изобразительного искусства начала XX века, художник которого так определил свои задачи: «Искусство – это умение создать конструкцию, вытекающую из взаимоотношений форм и цвета, а не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения…»
Ответ: _____________
26. О каком художнике идёт речь?
«Впервые свои супрематические картины он показал на футуристической выставке в Петрограде осенью 1915г. Главным составляющим творчества этого художника стали цвет и геометрические формы». По мнению художника, в супрематических картинах в качестве основного объекта мог выступать какой-то один элемент (квадрат, крест, прямоугольник, круг), но не отрицал возможности создания и более сложных композиций с одновременным использованием нескольких геометрических фигур, парящих в пространстве.
а) В.В. Кандинский;
б) П. Пикассо;
в) К.С. Малевич;
г) А. Матисс.
27. Как называется технический приём, вошедший в художественную практику в XX веке, заключающийся во введении в произведения изобразительного искусства отличных от него по фактуре и цвету предметов: обрывков газет, афиш, обоев и т.д.?
а) сюрреализм;
б) имидж;
в) коллаж;
г) дизайн.
28. Какой художник XX века, отказавшись от «натуры», в своих полотнах выражал мысли и эмоции с помощью цветовых пятен и линий, организованных в сложные по ритмике и цвету композиции. К самым известным абстрактным картинам мастера относятся «Москва 1 (Красная площадь)», «Смутное» и др.
а) В.В. Кандинский;
б) К.С. Малевич;
в) М.З. Шагал;
г) Ф.К. Сологуб.
29. О каком направлении изобразительного искусства идёт речь? Кто из художников XX века писал картины в таком стиле?
«Фигура человека, представленная в геометрических формах, весьма отдалённо воспроизводила реальную модель. Голова напоминала шар, руки – прямоугольник, спина треугольник. Лицо распалось на множество отдельных элементов, по которым с трудом можно было восстановить облик портретируемого».
Ответ: ___________________
30. Какой художник так говорил о себе?
«Живопись – это лишь небольшая часть моего гения». За этими словами глубокий смысл и правда жизни художника. 1200 картин, тысячи рисунков, скульптуры, гравюры, декорации, свыше двадцати литературных произведений: романы, стихи, киносценарии, даже балетные либретто – вот далеко не полный перечень того, что создано этим удивительным художником.
а) П. Пикассо;
б) В. Кандинский;
в) С. Дали;
г) М. Матисс.
31. Американский социолог культуры П. Сорокин считал, что любое общество можно понять и оценить через призму четырёх универсальных категорий. Что это за категории?
а) Вера, Надежда, Любовь, Человечность.
б) Производительные силы, производственные отношения, классовая борьба, власть, политика.
в) Истина, Красота, Добро, Польза.
г) Честь, Достоинство, Знания, Мудрость.
32.Как соотносятся понятия «искусство» и «художественная культура»?
а) понятие «искусство» шире понятия «художественная культура»;
б) понятие «художественная культура» шире понятия «искусство»;
в) эти понятия тождественны.
33. О каком композиторе идёт речь?
Творчество этого композитора нередко связывают с символизмом. Его творческим девизом стали слова: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи». Он неустанно верил в особую силу искусства, способную изменить, преобразовать человека. Не случайно Первая симфония, написанная им,
заканчивалась его собственными стихами:
Придите все народы мира,
Искусству славу воспоём.
В 44 года он неожиданно умер от заражения крови. На смерть его откликнулись многие современники, в том числе и известный поэт В.Я. Брюсов:
Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить;
Он неустанно жаждал жить и жить,
Чтоб завершённым памятник поставить…
Ответ: ------------------------------