Генезис и функциональная семантика тамговых знаков в структуре символической картины мира казахского традиционного искусства»
Ранние графические знаки - родовые тамги, как известно, использовались еще в древности. Вначале это были изображения тотемов, как правило, животных-прародителях. Хорошо известны предания о роли волка в происхождении тюрков. Идея происхождения от предков-людей (первопредков, мифологических героев) более позднего происхождения, чем мифы о предках – животных.
Начертания знаков просты и геометризованы, а в содержание вкладывалась культурно-значимая информация или доминантные символы культуры (косеу, балта, босаа, кн, ай, о, сада, тумар, кз, сыра, шомыш, баан, тостаан, бала, тара, брі, баана и др). Выбор начертания тамг определялся характером общекультурной ориентации, представлением ценной, важной в тот момент, информации, которая должна была материализоваться в тамговых знаках с помощью определенных ассоциаций. В качестве примеров рассматриваются некоторые символы легшие в основу начертания тамг родов Дулат, Баганалы, Конырат, Каракесек, Ошакты, Адай, Керей.
- днгелек, кн. Тамга рода Дулат – солярный знак, символ неба, бескрайней степи. Как известно, круг является непременным атрибутом религиозно-мифологических представлений древних, магическим элементом тенгрианства, может выступать в роли «священных солнечных дисков» или «образов богов солнца». Рисунки круга в некоторых наскальных изображениях в эпоху неолита имеют отличия от зооморфных рисунков и это скорее связано с развитием в этот период шаманского культа.
- баан. Тамга рода Бааналы, символизирует Баан – длинный шест, подпорку шанырака, дымового круга в центре юрты. У кочевников баан служит для поднятия купольного круга во время установки юрты и для покрытия войлоком верхней части остова юрты [7, с.26]. Баан символизирует мировое дерево, воплощая универсальную концепцию мира. При этом означает ось мира и сам мир. Основные характеристики оси - вертикаль, «пронзающая» землю в месте, именуемом «полюс», и устремленная в пространство на Полярную звезду, которая, оставаясь неподвижной, как и сама ось, служит священным ориентиром.
Образ мировой оси присутствует в головном уборе сакского вождя, найденного в Иссыкском кургане; данному концепту также соответствовали формы сакских курганов, вертикализм менгиров. Коновязь также воплощает идею мирового дерева, символизируя сакральный, семантический центр.
- босаа. Тамга родов Коырат и Каракесек. Босаа – вход, дверной косяк, имеющий большое значение в символике юрты, являясь границей между внутренним и внешним мирами, а всем действиям у входа-выхода приписывалась высокая степень семиотичности [8]. Двери переносного жилища - юрты в древности у казахов выходили, как правило, на восток, так как восход солнца воспринимали как благо, счастье для человека. У дверного косяка вывешивали различные предметы, «отпугивающие» злых духов и служивших защитной силой. Установка дверного косяка и шанырака в юрте является мужским уделом, тогда как остальную работу выполняет женщина. В казахской традиции, как практически у всех тюрко-монгольских народов, юрту новобрачных готовили родственники невесты. Однако дверные косяки привозил с собой жених [7, с.21].
- тмар, шбрыш. Тамга рода Ошаты. Очаг имеет предохранительную магическую силу в представлении древних. У казахов считалось священным все, что было связано с очагом. Архаическая форма очага – треугольная, а железный треножник служил подставкой для чугунного котла. У казахов треугольная форма служит защитой от нечистой и злой силы, поэтому амулеты-тумары чаще встречаются в форме треугольника.
Очаг у казахов находился в центре юрты и служил не только функциональным важным центром, но и являлся сакральным, священным местом. При магических, ритуальных действиях использовали огонь или золу, взятую из очага. К примеру, на очаг клали кости, пестрые веревки [8, с.85] и очаг нельзя было обходить кругом.
- о, стрела, пика - тамга рода Адай. Сакральное и ритуальное значение наконечника стрелы, копий и дротиков выявил в своих трудах А. Маргулан [9], описывая раскопки Бегазы-дандыбаевской культуры (эпоха бронзы) на территории Центрального Казахстана. В ритуально-обрядовых действиях казахов стрела имела «защитные» функции от враждебных сил, а также «способствовала» рождению детей, появлению богатства в доме и размножению скота. Во время свадебной церемонии стрела могла «заменить» жениха, если его по каким-либо причинам не было. При этом невеста держала стрелу в правой руке. Тюркский обычай давать жениху стрелять из лука, где на месте падения стрелы устанавливали юрту молодоженам, также несет символический смысл [8, с.26]. На могильниках воинов-батыров часто оставляли принадлежащие им элементы воинской атрибутики: седла, лук, стрелы, копья. Воткнутые в землю копья и стрелы служили знаком мужества погибшего воина. У тюркских кочевых племен лук и стрелы олицетворяли социальные отношения в обществе. Лук являлся символом господства, а стрелы символизировали подчиненность власти. Лук и стрела были символическими знаками, характеризующими структуру и функцию социума тюрков [10, с. 193]. В соответствии с мифологическими и архаическими представлениями, направленность оружия вверх осмысливалась как связь с «верхним» миром, направленная вниз - с «нижним» миром.
- осынды. Тамга рода Керей. Крест – символ сторон света, лежащей в основе символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Пространство юрты в горизонтальном отношении делят на символические четыре части: левая половина юрты, считается женской, правая – мужской, тр (почетное место напротив входа) и вход в юрту – в плане образовывали крест, вписанный в круг.
В основе многих тамг казахских родов – не случайные предметы, а важные, значимые категории для жизни казахского народа: небесные светила, важнейшие элементы жилища, символы власти и управления, оружие, орудия труда, этнознаковые элементы обрядности и т. п.