Окружность и перспектива
Многие из окружающих нас вещей имеют округлую форму: чашки, тарелки, очки, колёса… Список таких вещей широк, а потому изображение круга с учётом перспективы тоже требует определённого умения.
На рис. 4.1 изображён круг, вписанный в квадрат. Как вы можете видеть, этот круг действительно касается всех сторон квадрата, стороны которого являются касательными к окружности.
Рис. 4.1
Поскольку мы уже знаем, как изобразить квадрат (или прямоугольник) с учётом перспективы, то вписать в него круг (эллипс) будет несложно (рис. 4.2).
Рис. 4.2
На рис. 4.3 проведены примеры эллипсов. Это может быть и чуть сплюснутый круг, и фигура, уплощённая почти до прямой линии. Между этими двумя формами возможно огромное количество вариантов. Форма эллипса зависит, прежде всего, от формы прямоугольника, в который он вписан.
Рис. 4.3
Рисунок 4.4 должен служить нам напоминанием, что эллипс не имеет углов, а представляет собой сжатый круг. Закругление концов эллипса может быть сколь угодно острым, но по сути, это кривая линия – и она не должна сводиться к точке.
Рис. 4.4
На рис. 4.5 показано, что получается, когда вы рисуете вазу, имеющую форму цилиндра. Оба её края, и верхний и нижний, представляют из себя эллипсы (часть нижнего не видна), разные по форме. Тот эллипс, который находится дальше от линии горизонта, всегда будет более полным, чем тот, который находится ближе к линии горизонта.
Рис. 4.5
Выходя на этюды на природу, вы редко можете встретить идеальный круг или эллипс. Когда вы пишите натюрморты, в которых почти неизменно присутствуют вазы, кувшины, стаканы, тарелки, знания перспективы окажутся очень полезными. Прежде чем рисовать все предметы вместе, попрактикуйтесь в изображении их отдельно.
Рис. 4.6
Этот натюрморт состоит из группы предметов, каждый из которых имеет в себе элементы эллипса разной величины и ширины (рис. 4.7). Чем ниже по отношению к уровню взгляда они расположены, тем всё более округлыми они становятся.
Рис. 4.7
Штриховка и тушёвка
При рисовании с натуры существуют два основных приёма – штриховка и тушёвка.
Штриховка – нанесение штрихов той или иной толщины и силы нажима, а значит, и степени затемнения, на том или ином расстоянии друг от друга. Они могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев. Тогда получается своеобразная сетка из штрихов.
Тушёвка – это растирание карандаша по поверхности бумаги различными растушёвками (тампон из бумаги, ваты, замши и т. п.) в виде сплошного тона той или иной силы.
Можно пользоваться и тем и другим приёмом и даже применять их вместе. Но обязательно нужно избегать механического тушевания или штриховки, т. е. не думая о характере поверхности, закрывать то или иное место рисунка.
Наложение теней
Тени придают предметам объём, позволяют передать их форму и ощущения глубины. Всё это достигается путём изображения светлых участков и теней на предметах и их окружении.
На рис. 6.1 показаны границы зон, соответствующие различной степени затенённости. Мы начинаем накладывать тени карандашом, используя лёгкие штрихи.
Рис. 6.1
Успех при наложении теней зависит от правильного выбора тонов и достижения плавного перехода от одного тона к другому, чтобы на рисунке не было резких переходов от светлых участков к тёмным (рис. 6.2).
Рис. 6.2
Упражнение. Поставьте для рисования куб так, чтобы рёбра на переднем и заднем планах не совпадали. Сделайте искусственное освещение электрическим светом. Если источник света (лампа) впереди и сверху от куба, то сильнее будет освещена его передняя левая грань, а правая окажется в тени. Сделайте построение рисунка. Вы видите только три грани и соответствующие этим граням рёбра. Остальные рёбра невидимы. И несмотря на это, при построении рисунка куба надо точно нарисовать скрытые от обзора рёбра, иначе трудно будет правильно построить рисунок. После построения, внимательно изучая силу света и тени на поверхности куба, заметьте, что отличаются друг от друга не только цельные грани, но и каждая грань освещена неравномерно: у одного края сильнее, у другого – слабее. Особенно это видно на теневой грани. Ерань заметно темнее там, где она граничит с освещённой гранью, а по мере удаления от границы – светлеет. Это происходит от того, что на тёмную сторону попадает отражённый свет от освещённой поверхности стола. Этот эффект называется рефлексом.
Таким образом, мы определили характер освещения куба. Мы видим на нём свет, тень, рефлекс и падающую тень (тень от куба на поверхности стола). Всё это и надо тщательно проработать тоном, постепенно усиливая более тёмные места.
В процессе работы всё время нужно проверять не только силу тона, но и правильность построения рисунка.
Нарисуйте с натуры шар (рис. 6.3, 6.4), цилиндр и другие геометрические фигуры (рис. 6.5), следуя за правильным построением и соблюдением пропорций, тоновых решений.
Рис. 6.3
Рис. 6.4
Рис. 6.5
Простой натюрморт
На приблизительном наброске тарелки нарисуйте четыре круга, соответствующих четырём фруктам. Круги должны быть практически одного размера, однако расположены по-разному (рис. 7.1).
Рис. 7.1
Рис. 7.2
Сотрите контуры и подкорректируйте формы фруктов. Прорисуйте свет и тень для придания формы и объёма на рисунке (рис. 7.2).
Измерения и пропорции
Когда мы видим перед собой предметы, которые хотим изобразить, то мысленно составляем рисунок, таким образом определяя его предварительную композицию, рассчитывая положение предметов в пространстве и размеры отдельных предметов относительно размеров всего рисунка. Начиная работать, необходимо проверить правильность своих расчётов, сравнивая расстояния с учётом размеров и пропорций, чтобы элементы композиции соответствовали друг другу. Для измерений можно использовать длину карандаша. Держать карандаш следует в вытянутой руке, не меняя своего положения. Если вы переместитесь ближе или дальше, измерения будут совсем другими.
Основные измерения параметров предмета производятся с помощью карандаша.
Отметьте размер предмета на карандаше с помощью большого пальца и определите его соотношение с другими параметрами. Так, ширина букета равна 1/2 его высоты, а ширина вазы составляет 1/3 её высоты (рис. 8.1).
Рис. 8.1
Теперь, выбрав на рисунке, например, высоту, вы, зная пропорции, сможете определить остальные размеры. Все параметры должны быть отмечены на рисунке.
Большие размеры помогут вам определить меньшие. В данном случае достаточно 5–6 размеров для выполнения пропорционального рисунка (рис. 8.2).
Рис. 8.2