ЗАДАЧА №3. Мальчик родился 10.09.1997 г. Осмотрен 10.04.2009 г, имеет рост 132 см, массу 37 кг, окружность головы 54 см, окружность груди 75 см

1. Определите возрастную группу.

2. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по стандартам центильного типа.

3. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по эмпирическим формулам.

4. Оцените массу по росту по центильным таблицам.

5. При выявлении выраженных отклонений роста и/или массы оцените их степень в процентах.

РЕШЕНИЕ:

1. Возрастная группа 12 лет, т.к. ребенку 11 лет 7 месяцев.

2. Оценка по центильным таблицам

Показатель Результаты измерений Центильный интервал Оценка показателя
Рост, см 0-3 центилей (1-й коридор) очень низкий
Масса, кг 25-50 центилей (4-й коридор) средний
Окружность головы, см 50-75 центилей (5-й коридор) средний
Окружность груди, см 75-90 центилей (6-й коридор) выше среднего

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие очень низкое, т.к. рост очень низкий. Для оценки гармоничности требуется проведение дополнительного анализа.

Оценка массы тела по росту по центильным таблицам.

Фактическая масса 37 кг (8-ой коридор) – очень высокая, т.е. имеется избыток массы на рост.

Таким образом, ребенок по росту (1-ый коридор) и массе (8-ой коридор) относится к группе высокого риска по патологии. Оценочная группа высокого риска по патологии, необходимо углубленное обследование.

3. Оценка по эмпирическим формулам.

Показатель Результаты измерений Расчет по формуле Отклонение от среднего показателя Оценка отклонения Оценка показателя
Рост, см 130+5×(12-8) = 150 -18 Свыше 3 возр. интервалов Патологический
Масса, кг 12×5-20 = 40 -3 В пределах 1 возр. интервала Средний.
Окружность головы, см 50+0,6×(12-5) = 54,2 -0,2 В пределах 1 возр. интервала Средний.
Окружность груди, см 63+3×(12-10) = 69 +6 От 1 до 2 возр. интервалов Выше среднего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие патологически низкое, так как рост патологически низкий, дисгармоничное, т. к. показатели роста и массы находятся в разных оценочных категориях. Оценка физического развития требует уточнения более объективными методами. Оценочная группа высокого риска по патологии.

4.Оценка отклонений в росте и массе.

Расчет дефицита роста по возрасту.

Средневозрастной рост (50-й центиль) 149 см. Отмечается дефицит роста 17 см.

149 см - 100%

17 см - Х Х = (17×100):149 = 11,5%.

Вывод: отмечается умеренная задержка роста.


Расчет процентного соотношения массы по росту.

Средняя масса по росту (50 центиль) - 28 кг. Отмечается избыток массы 9 кг.

28 кг - 100 %

9 кг - Х Х = (9×100):28 = 32%.

Вывод: избыток массы составляет 32% - ожирение II степени.

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. У ребенка отмечается умеренная задержка физического развития, возможно, вследствие патологических причин, и избыток массы тела (ожирение II степени). Оценочная группа высокого риска по патологии. Требуется углубленное обследование для выяснения причин отклонений физического развития.

Оценка физического развития детей первого года жизни

ЗАДАЧА №4. Девочка родилась массой тела 3500 г, длиной 50 см, окружностью головы 35 см, окружностью груди 34 см. В настоящее время ей 5 мес. 1 нед. Осмотрена педиатром, масса 6800 г, длина 64 см, окружность головы 42 см, окружность груди 42 см.

1. Определите возрастную группу.

2. Оцените антропометрические показатели при рождении ребенка. Рассчитайте массо-ростовой индекс Тура.

3. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по стандартам центильного типа

4. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по эмпирическим формулам.

5. Рассчитайте индекс Тура (соотношение между окружностями головы и груди).

РЕШЕНИЕ

1. Возрастная группа 5 месяцев, т.к. ребенку 5 месяцев 1 неделя.

2. Оценка антропометрических показателей при рождении.

Длина 50 см (25-50 центилей, 4 коридор) – средняя.

Масса 3500 г (50-75 центилей, 5 коридор) – средняя.

Окружность головы 35 см (75-90 центилей, 6 коридор) – выше средней.

Окружность груди 34 см (50-75 центилей, 5 коридор) – средняя.

Таким образом, антропометрические показатели при рождении соответствуют средневозрастным.

Массо-ростовой индекс Тура при рождении – 3500:50 = 70 , что соответствует нормальному показателю (60-80).

3. Оценка по центильным таблицам.

Показатель Результаты измерений Центильный интервал Оценка показателя
Длина тела, см 50-75 центилей (5-й коридор) средний
Масса, г 50-75 центилей (5-й коридор) средний
Окружность головы, см 50-75 центилей (5-й коридор) средний
Окружность груди, см 25-50 центилей (4-й коридор) средний

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. длина тела средняя; гармоничное, т.к. разница коридоров длины и массы не превышает 1, т.е. масса тела соответствует длине.

Оценочная группа основная, вариант нормы.

4. Оценка по эмпирическим формулам.

Показатель Результаты измерений Расчет по формуле Отклонение от среднего показателя Оценка отклонения Оценка показателя
Длина тела, см 50+3×3+2,5×2 = 64 В пределах 1 возр. интервала Средний.
Масса, г 3500+800×5 = 7500 -700 В пределах 1 возр. интервала Средний.
Окружность головы, см 35+2×3+1×2 = 43 -1 В пределах 1 возр. интервала Средний.
Окружность груди, см 45-2×(6-5) = 43 -1 В пределах 1 возр. интервала Средний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, гармоничное, т. к.длина и масса тела находятся в одной оценочной категории. Оценочная группа основная, вариант нормы.

  1. Индекс Тура: 42 см – 42 см = 0, что соответствует возрастной норме.

ЗАДАЧА №5. Девочка родилась с массой тела 2700 г, длиной 48 см, окружностью головы 34 см, окружностью груди 33 см. В настоящее время ей 6 мес. 3 нед. Осмотрена педиатром, масса тела 6450 г, длина 64,5 см, окружность головы 42 см, окружность груди 43 см.

1. Определите возрастную группу.

2. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по стандартам центильного типа.

3. Оцените массу по длине тела. Имеется ли дефицит массы? Если да, оцените его степень.

4. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по эмпирическим формулам.

РЕШЕНИЕ

1.Возрастная группа 7 месяцев, т.к. возраст 6 месяцев 3 недели.

2.Оценка по центильным таблицам.

Показатель Результаты измерений Центильный интервал Оценка показателя
Длина тела, см 64,5 10-25 центилей (3-й коридор) ниже среднего
Масса, г 3-10 центилей (2-й коридор) низкий
Окружность головы, см 25-50 центилей (4-й коридор) средний
Окружность груди, см 10-25 центилей (3-й коридор) ниже среднего

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие ниже среднего, т.к. длина ниже средней, гармоничное, т.к. разница коридоров массы и длины не превышает 1, но т.к. показатель массы пограничный для уточнения соответствия массы длине, требуется оценка массы по длине.

3. Оценка массы тела по длине по центильным таблицам.

Фактическая масса 6450 г – 25-50 центилей, 4 коридор - масса средняя.

Расчет процентного соотношения массы по длине тела.

Средняя масса по длине (50-й центиль) 6600 г.

6600 - 100%

6450 - Х, Х = (6450×100):6600 = 97,7%

Дефицита массы 2,3%, что находится в пределах допустимого отклонения.

Таким образом, окончательное заключение: физическое развитие ниже среднего, гармоничное. Оценочная группа основная, однако, требуется контроль массы тела.

4. Оценка по эмпирическим формулам.

Показатель Результаты измерений Расчет по формуле Отклонение от среднего показателя Оценка отклонения Оценка показателя
Длина тела, см 48+3×3+2,5×3+1,5 = 66 -2 От 1 до 2 возр. интервалов Ниже среднего
Масса, г 2700+800×6+400 = 7900 -1450 Свыше 3 возр. интервалов Патологический
Окружность головы, см 34+2×3+1×3+0,5 = 43,5 -1,5 От 2 до 3 возр. интервалов Низкий
Окружность груди, см 45+0,5×(7-6) = 45,5 -2,5 Свыше 3 возр. интервалов Патологический

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие ниже среднего, т. к. длина тела ниже среднего; дисгармоничное, т. к. длина и масса тела находятся в разных оценочных категориях. Оценка антропометрических показателей требует уточнения более объективными методами.

ЗАДАЧА №6. Мальчик родился с массой тела 3000 г, длиной 50 см. В настоящее время ему 2 мес. 3 нед. Осмотрен педиатром, масса тела 4400 г, длина 59 см, окружность головы 41 см, окружность груди 36,6 см.

1. Определите возрастную группу.

2. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по стандартам центильного типа.

3. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по эмпирическим формулам.

4. Оцените массу по длине тела. Имеется ли дефицит массы? Если да, рассчитайте степень дефицита.

РЕШЕНИЕ

1. Возрастная группа 3 месяца, т.к. возраст 2 месяца 3 недели.

2. Оценка по центильным таблицам.

Показатель Результаты измерений Центильный интервал Оценка показателя
Длина тела, см 25-50 центилей (4-й коридор) средняя
Масса, г 0-3 центили (1-й коридор) очень низкая
Окружность головы, см 50-75 центилей (5-й коридор) средняя
Окружность груди, см 36,6 3-10 центилей (2-й коридор) низкая

Заключение. Физическое развитие среднее, т.к. длина тела средняя; дисгармоничное, т.к. разница коридоров массы и длины превышает 1, т.е. масса не соответствует длине тела. Оценочная группа высокого риска по патологии, требуется обследования для выяснения причины отставания в массе и контроль массы тела.

3. Оценка по эмпирическим формулам.

Показатель Результаты измерений Расчет по формуле Отклонение от среднего показателя Оценка отклонения Оценка показателя
Длина тела, см 50+3×3 = 59 В пределах 1 возр. интервала Средний
Масса, г 3000+800×3 = 5400 -1000 От 1 до 2 возр. интервалов Ниже среднего
Окружность головы, см 43-1,5×(6-3) = 38,5 +2,5 От 1 до 2 возр. интервалов Ниже среднего
Окружность груди, см 36,6 45-2×(6-3) = 39 -2,4 От 1 до 2 возр. интервалов Ниже среднего

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. длина тела средняя, гармоничное, т. к. показатели массы и роста находятся в соседних оценочных категориях.

4. Оценка массы тела по длине.

Фактическая масса 4400 г (3-10 центилей) – низкая, что подтверждает несоответствие массы длине.

Расчёт процентного соотношения массы по длине и дефицита массы

Средняя масса по длине (50 центиль) 5400 г.

5400 - 100%

4400 - Х Х = (4400×100):5400 = 81,5%

Дефицит массы составляет 18,5%, что позволяет диагностировать гипотрофию I степени.

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, дисгармоничное, так как имеется дефицит массы I степени. Оценочная группа высокого риска по патологии, требуется более углубленной обследование для уточнения причины гипотрофии и контроль массы тела.

Вопросы для проверки знаний

1.Дайте определение термина «физическое развитие».

2.Дайте определение термина «рост» ребенка.

3.Перечислите факторы, определяющие рост детей, их значение.

4.Перечислите основные законы роста детей.

5.Как формируются возрастные группы для оценки физического развития детей?

6.Как часто следует проводить антропометрические измерения и оценку физического развития у детей разных возрастных групп?

7.Какие пункты включает методика исследования физического развития?

8.На что следует обратить внимание при сборе анамнеза?

9.Что включает визуальная оценка физического развития?

10.Какие антропометрические измерения проводятся для оценки физического развития? Методика измерений.

11.Перечислите методы оценки физического развития.

12.Методика оценки антропометрических показателей по таблицам стандартов перцентильного типа.

13.Методика оценки антропометрических показателей по эмпирическим формулам.

14.Методика оценки совокупности антропометрических показателей.

15.Методика оценки антропометрических показателей по методу сигмальных отклонений.

16.Методика расчета процентного соотношения антропометрических показателей от средней величины.

17.Оценка состояния питания ребёнка.

18.Оценка пропорциональности телосложения. На какие показатели следует обратить внимание при визуальной оценке пропорций?

19.Какие показатели измеряются для оценки пропорциональности телосложения? Как они меняются с возрастом?

20.Понятие об индексах физического развития. Какие массо-ростовые индексы Вы знаете?

21.Какие возрастные типы телосложения выделяют?

22.Средние показатели и колебания длины, массы тела, окружности головы и груди у новорожденных детей.

23.Как меняется длина тела (рост) ребенка после рождения? В каком возрасте отмечаются периоды «вытяжения»?

24.Как меняется масса тела ребенка после рождения? В каком возрасте отмечаются периоды «округления»?

25.Чем обусловлена и сколько должна составлять физиологическая убыль массы у новорожденных детей?

26.Как меняются окружность головы и груди у ребенка 1-го года жизни и старше 1 года?

27.Для чего необходимо знание площади поверхности тела? Ее средняя величина у детей разного возраста.

28.Понятие о конституции. Основные морфотипы конституции.

29.Понятие о биологическом возрасте. Критерии оценки в разных возрастных группах.

30.Перечислите наиболее частые причины задержки роста детей и высокорослости патологического характера.

31.Термины, характеризующие отставание в задержке роста. Критерии задержки роста.

32.Перечислите наиболее частые причины недостаточности питания у детей у детей.

33.Понятие о гипо- и паратрофии, ожирении, их степени. Способы оценки дефицита и избытка массы.

Наши рекомендации