Композиторы «Могучей кучки»

Милий Алексеевич Балакирев

Сегодня мы по праву считаем главу и руководителя «Могучей кучки» Милия Алексеевича Балакирева одним из самых ярких музыкально-общественных деятелей своей эпохи. Сфера его деятельности была широка: он был одним из основателей (1862) и руководителей (1868-1873 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы, с 1867 по 1869 год дирижер Русского музыкального общества, а с 1883 по 1894-й – управляющий Придворной певческой капеллой. Сам Балакирев широко использовал народную музыку в своем творчестве, она украшает его симфонии, увертюры, фантазии, картины, романсы. В 1866 году был издан сборник русских песен, записанных композитором в Приволжье.

Самые известные его произведения – это «Увертюра на темы трех русских песен» (1858), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен.

Цезарь Антонович Кюи

Цезарь Антонович Кюи (1835-1918), российский композитор, член «Могучей кучки», музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер-генерал. Пропагандист творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, современных ему русских композиторов. Основные его произведения – это оперы «Кавказский пленник», «Сын мандарина», (1859), «Вильям Ратклиф» (1868), а также романсы.

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский – один из самобытнейших русских композиторов. Его творчество поначалу было недооценено. Он казался современникам недоучкой, хотя на самом деле был истинным новатором, искателем новых путей в музыке. Даже его близкий друг Римский-корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять, только исправив гармонию, форму и оркестровку, и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долге время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов» и «Хованщина».

Александр Порфирьевич Бородин

Александр Порфирьевич Бородин гениальный композитор участник творческого содружества композиторов «Могучая кучка», утвердивший своими произведениями новое направление в русской музыке, и выдающийся ученый, давший начало новым путям в химических исследованиях. Разносторонняя и плодотворная деятельность Бородина оставила яркий след в истории мировой культуры.

В его деятельности можно отметить три параллельных направления: научное, общественно педагогическое и музыкальное. Он мог в один день – с утра писать музыку, а к вечеру составлять цепочку каких-нибудь сложных химических формул.

Таков был стиль его мышления. Он записывал чувства на нотном стане, а мысли – в образах химических структур.

О поразительном сочетании этих двух начал в натуре Бородина говорит, например, то, что все его грандиозные начинания в области музыки почти всегда совпадали со временем, когда он начинал важные работы в химии. Так было и в том знаменательном, 1874 году, когда ему поручают руководство химической лабораторией Академии, и он неожиданно возобновляет писать давно заброшенного «Князя Игоря», создает знаменитый «Половецкий марш» и «Плач Ярославны». Историческое значение симфонического творчества Бородина очень велико. Бородин являлся одним из создателей русской классической симфонии. Он положил начало новому виду русской симфонической музыки. Его источником явилось оперное творчество Глинки, в котором уже сформировались и характерные для него образы (русские богатырские) и принципы музыкальной драматургии (эпическая картинность).

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Деятельность Николая Андреевича Римского-Корсакова поражает многообразием; он один из великих композиторов; дирижер, пропагандировавший русскую музыку; теоретик-мыслитель, оставивший ряд трудов по теории музыки, в том числе – «Учебник гармонии» и «Основы оркестровки».

У него был очень редкий для музыканта «Цветовой слух» - цвета и краски природы приобрели для него особое звучание. И не случайно то, что его часто называют «великим музыкальным живописцем». Он обладал так называемым цветным слухом: отдельные тональности и созвучия ассоциировались у него с определенным цветом: например, тональность фа мажор – с зеленым, а ля мажор – с розовым цветом. Звуки и краски сливались в его восприятии в одно поэтическое целое.

Широко известно, с каким мастерством Римский-Корсаков живописал средствами музыки разные явления природы. Красочные музыкальные картины морской стихии есть в его операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», в сюите для симфонического оркестра «Шехеразада», а также в некоторых романсах. А вот в лирико-драматической опере «Царская невеста», композитора в первую очередь интересовал душевный мир героев, их чувства. «Царская невеста» - подлинно трагическая опера. Действие ее развивается стремительно, в резких столкновениях и конфликтах.

Распад пятерки

«Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать в середине 70-х гг. К этому времени члены кружка – зрелые, сложившиеся композиторы – перестали нуждаться в повседневной опеке своего руководителя.

«Пока все были в положении яиц под наседкою (разумеется под последней Балакирева), - писал Бородин, - все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы – обросли перьями. Перья у всех вышли по необходимости различные; а когда отросли крылья – каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлении, вкусах, характере творчества и прочем, по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».

С прекращением регулярных встреч пяти русских композиторов развитие и живая история «Могучей кучки» отнюдь не завершились. Центр кучкистской деятельности и идеологии переместился в классы Петербургской консерватории. Это было связано с педагогической деятельностью Римского-Корсакова, а с середины 1880-х годов – и «Беляевским кружком». Здесь Римский-Корсаков в течение почти 20 лет был признанным главой и лидером. Стал ли «Беляевский кружок естественным продолжением «Могучей кучки»? Сам Римский-Корсаков вот так вспоминал об этом: «Сходство, указывавшее на то, что кружок Беляевский есть продолжение балакиревского, кроме соединительных звеньев в лице моем…, заключалось в общей и тому и другому передовитости, прогрессивности; но кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Беляева – периоду спокойного шествия вперед; Балакиревский был революционный, беляевский же – прогрессивный».

Заключение

Творчество композиторов «Могучей кучки» является высочайшим образцом музыкального искусства; вместе с тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность.

Музыка, созданная этим маленьким, но действительно могучим коллективом, является высоким примером служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы, пример героического художественного труда.

Использованная литература

Семь страниц из истории русской музыки: популярные очерки о выдающихся русских композиторах / М. Шорникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 282с.

Наши рекомендации