Психологические приемы воздействия
Пафос (греч. pathos – «страсть») – побуждение аудитории к переживанию (к негодованию, радости, восторгу, ужасу и т.п.).
Бедняжка воображала, что отправляется на короткую прогулку перед свадьбой, о которой он ей говорил и которая должна была скрепить и освятить их отношения ... Скрепить и освятить все! Скрепить и освятить, как скрепляют и освящают сомкнувшиеся над головой волны, но не иначе, ... не иначе! А он ушел, невредимый и коварный, словно волк, насытившийся своей жертвой... Он шел к свободе, к браку с другой, к вершинам общественного и материального благополучия, любви и счастья, тогда как она, безмолвная и безымянная, уснула вечным сном в
своей водяной могиле.
(Драйзер Т. Американская трагедия)
Аргумент к человеку 1– указание на недостатки оппонента (реальные или вымышленные) с целью внушить недоверие к его позиции по какому-то вопросу, делу и, следовательно, склонить к своей позиции.
Аргумент к человеку 2– указание на достоинство кого-либо с целью вызвать к данному лицу (лицам) симпатию, доверие и тем самым отвести от них подозрение в совершении отрицательных поступков, нейтрализовать плохое мнение о них.
Аргумент к жалости— аргумент, рассчитанный на то, чтобы вызвать жалость, сочувствие к обсуждаемому лицу (лицам).
...Я полагал, что даже вне зависимости от света, который мы намерены пролить на эту трагедию, вы, господа, отнюдь не убеждены, действительно ли этот человек совершил жестокое и зверское преступление. Вы не можете быть уверены в этом! Ибо любовь есть любовь, и пути страсти и губительных порывов любви, — идет ли речь о мужчине или о женщине, — не пути обычного преступления. Вспомните, ведь все мы когда-то были юношами. И все присутствующие здесь женщины были юными девушками, и им известны, — о, как хорошо известны! — волнения и страдания юности, столь чуждые наступающему позже жизненному практицизму.
(Драйзер Т. Американская трагедия)
Аргумент к публике– взывание к чувствам, настроениям, предубеждениям слушателей с целью отвлечь их от серьезного и объективного рассмотрения какого-либо вопроса и склонить в его решении в нужном выступающему направлении.
Господа, в момент, когда вы будете принимать решение, голосовать ли за этот безрассудный новый закон или отвергнуть его, примите во внимание следующее: ныне решительно все — наука, искусство, литература, философия, публика, нации, стремящиеся стать семьями, люди, живущие чувством, люди, живущие верой, гениальные одиночки и широкие массы — решительно все движется сейчас в одном и том же направлении, к одной и той же цели, одним и тем же путем с непрерывно возрастающей скоростью, являя собой изумительное гармоническое единство, которое свидетельствует, что первоначальный толчок этому движению дан самим Богом. Движение девятнадцатого века, великого девятнадцатого века, не есть движение только одного народа: это движение всех народов. Франция идет впереди, другие народы идут за нею следом. Провидение говорит нам: «Идите!» — и оно знает, куда мы идем.
(Гюго В. Свобода печати: Речь в Законодательном собрании)
Аргумент к тщеславию— неумеренные похвалы оппоненту, чтобы смягчить его.
Я призываю мудрую и славную палату поразмыслить над тем, что я сейчас говорю.
(Гюго В. Семейство Бонапартов: Речь в палате пэров)
Аргумент из народного единодушия— аргумент, основанный на том, что утверждаемое всеми принимается за истину.
Всему миру известно, что мы не только отстояли свою свободу и независимость, но в последней мировой войне помогли освободиться от захватчиков многим народам Европы, и, несмотря на огромные потери и разрушения в войне, мы своим мирным трудом вновь подняли хозяйство и культуру нашей страны выше, чем до войны.
(Фадеев А. Речь на массовом митинге в защиту мира в Стокгольме)
Задание. Заполните пропуски соответствующими эпитетами, так, чтобы получились аргументы к тщеславию.
1) От имени всех участников конкурса приветствую наше ... жюри, состоящее из ... представителей отечественной культуры. 2) Сегодня, в этом зале собрались ... студенты нашего института — современная ... молодежь. Нисколько не сомневаюсь, что скоро они станут ... специалистами — ... инженерами, ... конструкторами новых приборов.
Задание. Составьте фрагмент защитительной речи, в которой увяжите положительную характеристику личности подзащитного с мыслями о необходимости его оправдания или смягчения наказания.
Например, начальник на общем собрании делает выговор отдельным членам трудового коллектива за замеченное опоздание или нарушение профессиональной этики и др.
Задание.Составьте фрагмент политической речи на митинге, на собрании трудового коллектива, увязав отрицательную характеристику чьей-то личности (политического противника) с существом рассматриваемого дела или политической позицией оппонента.
Например, необходимо отклонить кандидатуру на пост генерального или коммерческого директора и т.д.
Задание. Составьте фрагменты речи, которые могли бы вызвать возбуждение страстей.
1. О криминальной обстановке где-либо. 2. О тяжелой жизни бомжей. 3. О коррупции в каких-либо учреждениях. 4. О бездомных животных. 5. О беспризорных детях.
Задание. Составьте фрагменты речи, в которой вы попытаетесь склонить аудиторию к тому, чтобы она не соглашалась со следующими утверждениями.
1. Культура России всегда была под иноземными влияниями (апеллируйте к чувству национального достоинства ваших слушателей). 2. В современном обществе все больше падает нравственность. 3. Нужно запретить употребление спиртных напитков.
Задание. Докончите высказывания, вложив в них актуальное общественное содержание, так чтобы получились аргументы из народного единодушия.
1. Не нужно доказывать, что ... . 2. Уже ни у кого не вызывает сомнений ... . 3. Стало уже аксиомой ... . 4. За последнее время всем стало очевидно .... .
Занятие 5