Психологические приемы воздействия

Пафос (греч. pathos – «страсть») – побуждение аудитории к переживанию (к негодованию, радости, восторгу, ужасу и т.п.).

Бедняжка воображала, что отправляется на короткую прогулку перед свадьбой, о которой он ей говорил и которая должна была скрепить и освятить их отношения ... Скрепить и освятить все! Скрепить и освятить, как скрепляют и освящают сомкнувшиеся над головой волны, но не иначе, ... не иначе! А он ушел, невредимый и коварный, словно волк, насытившийся своей жертвой... Он шел к свободе, к браку с другой, к вершинам общественного и материального благополучия, любви и сча­стья, тогда как она, безмолвная и безымянная, уснула вечным сном в

своей водяной могиле.

(Драйзер Т. Американская трагедия)

Аргумент к человеку 1– указание на недостатки оппонента (реальные или вымышленные) с целью внушить недоверие к его позиции по какому-то вопросу, делу и, следовательно, склонить к своей позиции.

Аргумент к человеку 2– указание на достоинство кого-либо с целью вызвать к данному лицу (лицам) симпатию, доверие и тем самым отвести от них подозрение в совершении отрицательных поступков, нейтрализовать плохое мнение о них.

Аргумент к жалости— аргумент, рассчитанный на то, чтобы вызвать жалость, сочувствие к обсуждаемому лицу (лицам).

...Я полагал, что даже вне зависимости от света, который мы намере­ны пролить на эту трагедию, вы, господа, отнюдь не убеждены, дей­ствительно ли этот человек совершил жестокое и зверское преступление. Вы не можете быть уверены в этом! Ибо любовь есть любовь, и пути страсти и губительных порывов любви, — идет ли речь о мужчине или о женщине, — не пути обычного преступления. Вспомните, ведь все мы когда-то были юношами. И все присутствующие здесь женщины были юными девушками, и им известны, — о, как хорошо известны! — волнения и страдания юности, столь чуждые наступающему позже жизнен­ному практицизму.

(Драйзер Т. Американская трагедия)

Аргумент к публике– взывание к чувствам, настроениям, пред­убеждениям слушателей с целью отвлечь их от серьезного и объек­тивного рассмотрения какого-либо вопроса и склонить в его ре­шении в нужном выступающему направлении.

Господа, в момент, когда вы будете принимать решение, голосовать ли за этот безрассудный новый закон или отвергнуть его, примите во внимание следующее: ныне решительно все — наука, искусство, лите­ратура, философия, публика, нации, стремящиеся стать семьями, люди, живущие чувством, люди, живущие верой, гениальные одиночки и ши­рокие массы — решительно все движется сейчас в одном и том же на­правлении, к одной и той же цели, одним и тем же путем с непрерывно возрастающей скоростью, являя собой изумительное гармоническое един­ство, которое свидетельствует, что первоначальный толчок этому дви­жению дан самим Богом. Движение девятнадцатого века, великого де­вятнадцатого века, не есть движение только одного народа: это движе­ние всех народов. Франция идет впереди, другие народы идут за нею следом. Провидение говорит нам: «Идите!» — и оно знает, куда мы идем.

(Гюго В. Свобода печати: Речь в Законодательном собрании)

Аргумент к тщеславию— неумеренные похвалы оппоненту, что­бы смягчить его.

Я призываю мудрую и славную палату поразмыслить над тем, что я сейчас говорю.

(Гюго В. Семейство Бонапартов: Речь в палате пэров)

Аргумент из народного единодушия— аргумент, основанный на том, что утверждаемое всеми принимается за истину.

Всему миру известно, что мы не только отстояли свою свободу и независимость, но в последней мировой войне помогли освободиться от захватчиков многим народам Европы, и, несмотря на огромные потери и разрушения в войне, мы своим мирным трудом вновь подняли хозяй­ство и культуру нашей страны выше, чем до войны.

(Фадеев А. Речь на массовом митинге в защиту мира в Стокгольме)

Задание. Заполните пропуски соответствующими эпитетами, так, чтобы получились аргументы к тщеславию.

1) От имени всех участников конкурса приветствую наше ... жюри, состоящее из ... представителей отечественной культуры. 2) Сегодня, в этом зале собрались ... студенты нашего институ­та — современная ... молодежь. Нисколько не сомневаюсь, что скоро они станут ... специалистами — ... инженерами, ... конст­рукторами новых приборов.

Задание. Составьте фрагмент защитительной речи, в которой увяжите по­ложительную характеристику личности подзащитного с мыслями о не­обходимости его оправдания или смягчения наказания.

Например, начальник на общем собрании делает выговор отдельным членам трудового коллектива за замеченное опоздание или нарушение профессиональной этики и др.

Задание.Составьте фрагмент политиче­ской речи на митинге, на собрании трудового коллектива, увязав отрицательную характеристику чьей-то лич­ности (политического противника) с существом рассмат­риваемого дела или политической позицией оппонента.

Например, необходимо отклонить кандидатуру на пост генерального или коммерческого директора и т.д.

Задание. Составьте фрагменты речи, которые могли бы вызвать возбужде­ние страстей.

1. О криминальной обстановке где-либо. 2. О тяжелой жизни бомжей. 3. О коррупции в каких-либо учреждениях. 4. О бездомных животных. 5. О беспризорных детях.

Задание. Составьте фрагменты речи, в которой вы попытаетесь склонить аудиторию к тому, чтобы она не соглашалась со следующими утверждениями.

1. Культура России всегда была под иноземными влияниями (апеллируйте к чувству национального достоинства ваших слушателей). 2. В современном обществе все больше падает нравственность. 3. Нужно запретить употребление спиртных напитков.

Задание. Докончите высказывания, вложив в них актуальное обществен­ное содержание, так чтобы получились аргументы из народного едино­душия.

1. Не нужно доказывать, что ... . 2. Уже ни у кого не вызывает сомнений ... . 3. Стало уже аксиомой ... . 4. За последнее время всем стало очевидно .... .

Занятие 5

Наши рекомендации